Вчера вечером глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков в ответ на запрос “Ъ” подтвердил намерение отказаться от Болонской системы.
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков официально заявил “Ъ”, что Россия откажется от Болонской системы и будет разрабатывать собственную «уникальную» модель высшего образования.
После начала военной спецоперации об этом просили некоторые парламентарии и ряд высокопоставленных чиновников. Как именно будет выглядеть новая модель, пока неизвестно, но Госдума и Совет федерации уже готовят законопроекты, предусматривающие возврат к советской схеме высшего образования — специалитету. Вузы не торопятся комментировать очередную реформу, а у экспертов мнения разделились: одни уверены, что выход из Болонского соглашения серьезно скажется на качестве образования, а другие — что в реальности ничего не изменится.
«К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу,— заявил Валерий Фальков “Ъ”.— Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента».
Других подробностей реформы министр пока не раскрыл.
Напомним, после начала «спецоперации» заявления о необходимости отказа от участия в Болонском образовательном процессе прозвучали от ряда высокопоставленных лиц. Во вторник об этом заявил секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев — именно его слова “Ъ” попросил министра прокомментировать. До секретаря Совбеза с таким предложением выступали вице-спикер Госдумы Петр Толстой, а также первый зампред думского комитета по науке и высшему образованию Олег Смолин (КПРФ). Экс-министр образования, президент Российской академии образования (РАО) Ольга Васильева также ранее предлагала пересмотреть участие России в этом процессе. В апреле на эту тему высказывались лидер фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов, ректор МГУ Виктор Садовничий, а также председатель Ассоциации юристов России Сергей Степашин.
Сейчас в Болонском процессе участвуют 49 стран, Россия присоединилась к ним в 2003 году. Болонская система подразумевает прежде всего сопоставимость образовательных программ стран-участниц — это позволяет признавать дипломы друг друга, а также повышает академическую и образовательную мобильность для «обмена» студентами и преподавателями.
Однако в России больше известна Болонская двухуровневая система образования, когда обучение делится на бакалавриат (четыре года) и магистратуру (два года). При этом бакалавр может попробовать получить магистратуру уже по другому направлению.
Именно эта часть Болонской системы наиболее критиковалась в России: многие считают, что за четыре года невозможно подготовить настоящего профессионала.
Впрочем, многие российские вузы до сих пор используют советскую систему специалитета, которая предусматривает пять—шесть лет обучения.
Глава парламентского комитета по науке и высшему образованию Сергей Кабышев подтвердил “Ъ”, что в Госдуме сейчас обсуждается вопрос двухуровневой модели высшего образования. «Нужно трезво и прагматично, не догматизируя какие-либо стандарты, в том числе болонские, оценить, по каким направлениям специалитет может быть более востребован и оправдан», - заявил он.
Его заместитель Олег Смолин рассказал “Ъ”, что вместе с коллегами готовит законопроект, который сделает специалитет основной формой получения высшего образования. При этом вузы смогут реализовывать программы и по двухуровневой системе. «Например, в таких областях, где не требуется высокой квалификации. Или же где бакалавриат и магистратура интегрированы между собой, когда студент продолжает обучение в магистратуре по той же специальности»,— отметил Олег Смолов.
Чуть раньше во вторник, в 13.30, агентство ТАСС процитировало последовательного противника Болонской системы, ректора МГУ имени М. В. Ломоносова Виктора Садовничего, вновь выступившего против Болонской системы. «Пятилетняя система готовила специалистов-фундаментальщиков, когда можно было курсовую сделать серьезно, на кафедре проявить себя и т. д., – сказал он на конференции по развитию комплексного сотрудничества между МГУ и Донецким национальным университетом. – Бакалавриат, с одной стороны, создает дополнительные возможности – быстро окончить [вуз] и выбирать дальше путь… Но наш менталитет немножко другой, поэтому я не сторонник [этой системы]».
Первый зампредседателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга призвал не отказываться полностью от Болонской системы, а «взять лучшее, что есть в ней».
«Мы не можем говорить, что это неудачный эксперимент для нашей страны, – сказал он "Ведомостям". – Мы уже больше 20 лет с этой двухуровневой (бакалавриат и магистратура) системой и видим в ней плюсы, но мы видим и минусы – за четыре года невозможно подготовить высококвалифицированного специалиста, который будет востребован индустрией». При этом Мажуга напомнил, что значительная часть стран перешла на Болонскую систему, это образовательное пространство не ограничено Европой. «Это было сделано, чтобы наши дипломы там воспринимали и дипломы иностранных студентов у нас принимали, – заявил он. – Нельзя забывать, что из-за рубежа к нам приезжают бакалавры поступать в магистратуру. Тот же Азиатско-Тихоокеанский регион – там-то Болонская система».
- Автор:
- По материалам газет "КоммерсантЪ" и "Ведомости"
- Источник:
- https://www.kommersant.ru/doc/5367733?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop