Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

В КАИ пройдёт открытое занятие по разработке камер сгорания

02.05.2023

Завтра доцент КАИ Руслан Халиулин проведет открытое занятие по проектированию камер сгорания турбореактивных двигателей.

 

Лекция доцента кафедры РДиЭУ состоится в аудиториях 101 и 204 пристроя 1 здания университета.

Начало занятия – в 15.00.

Напомним, ранее в рамках конкурса «Лидеры КАИ» прошли два открытых учебных занятия преподавателей университета.

Серия открытых учебных занятий и мастер классов запланирована в вузе для распространения лучших педагогических практик и обмена опытом среди профессорско-преподавательского состава нашего университета.

Доцент кафедры компьютерных систем Ринат Минязев провёл лекцию «Методы и средства параллельного программирования». Предлагаем ознакомиться с интервью, вышедшим в газете «Крылья»:

«Герой нашей беседы за свой скромный по меркам преподавателей в университете стаж работы в полтора десятка лет успел добиться совсем нескромных результатов – получить звание одного из лучших учителей информатики (2012 году), одержать победу на конкурсе «Лучшие педагогические работники КНИТУ-КАИ» (2019), стать бронзовым призером конкурса «Лидеры КАИ 2022», защитить степень кандидата наук и выиграть гранты на исследовательскую работу. При этом он успевал вести кружки по олимпиадному программированию С++ и робототехнике на Arduino, и постоянно обучался и развивался в сфере android разработки. О стратегии накопления успеха и отличиях работы в школе и вузе мы поговорили с Ринатом Минязевым, доцентом кафедры компьютерных систем КНИТУ-КАИ.

 

 

- В 2008 году я пришел работать учителем в школу. В этот же год поступил в аспирантуру в КАИ. Совмещал преподавание в КАИ и в школе, где вел информатику и кружки по программированию, олимпиадное программирование. В моей семье не было учителей.

За 10 лет я подготовил себе смену – мои ученики успели поучиться у меня, потом поступили в вуз, получили диплом и вернулись в школу в новом статусе учителей информатики. Я с чистой душой передал им свою нагрузку. На мой взгляд, школьный учитель – это профессия для молодых. В 2019 году я уже полностью сосредоточился на работе в университете.

 

В школе объясняешь простые вещи, следишь за дисциплиной учеников и общаешься с родителями, если нужно поговорить о мотивации ученика к предмету или причинах пропуска уроков. В вузе – ребята взрослые, более самостоятельные. Я веду у третьего-четвертого курса. Со старшекурсниками гораздо легче: они понимают зачем им нужны конкретные навыки и знания. Те, кто понимал, что им это не нужно, на первых курсах отчислились. Остались студенты, кто планирует по этому профилю идти дальше работать. Интереснее, потому что объясняешь профессиональные дисциплины, как, к примеру, разрабатывать мобильные приложения и/или веб-сервисы.

 

В КАИ я отучился в бакалавриате, закончил магистратуру и прошел аспирантуру. Здесь и остался, причем даже на той же кафедре компьютерных систем.

В процессе сам тоже изучаешь новые вещи. Когда я запускал курс по мобильной разработке, по администрированию LINUX-серверов, за три летних месяца я эту тему глубоко изучал, готовил весь контент и с сентября мы стартовали. Как правило, схема такая: летом изучаешь и готовишь лекции, видео курс записываешь, с сентября начинаешь лабораторные, лекции проводить и вживую обкатываешь.

Корректировка программа по ходу обучения проходит в рабочем процессе. Студенты могут найти недочеты. Выявляют те места и темы, которые в программе нужно усилить, и те, что нужно облегчить.

Я сам учусь постоянно, регулярно. Учусь, работая над разработкой своих курсов. Допустим хочу я научиться делать вебсайты: осваиваю эту сферу и параллельно с освоением делаю свои проекты. Нравится мне и учиться, и учить в равной степени.

 

Когда готовился к нашей беседе, стал вспоминать свои первые занятия в вузе. Был 2007 год, педагогическая практика в рамках магистратуры. Помню, что накануне сидел, штудировал курс по схемотехнике. Тогда я переживал, что студенты спросят, а я не смогу правильно компетентно ответить. С опытом уходит этот страх сделать ошибку. Даже если ты делаешь ошибку, ты признаешь ее, говоришь я был не прав и предлагаешь посмотреть, где можно найти правильный ответ.

Помню, на школьных педсоветах часто обсуждали «серую массу средних обучающихся», что те, кто учится средне, им и внимание меньше уделяется. Я считаю, что это не совсем правильно. Стараюсь всегда найти индивидуальный подход к каждому студенту. При этом никого не выделяю. Я понимаю, что неважно, какие у студента оценки, стеснительный он или яркий экстраверт. Студент – личность со своими сильными сторонами и интересами. Понятно, что слабые стороны тоже есть, но интересуют больше сильные. И с каждым обучающимся попытка найти сильные стороны и работать в этом направлении.

Как выявить сильные стороны? Я веду полностью весь курс сам: лекции, практики и лабораторные. На лекциях ты обычно не видишь обратной связи, а вот на лабораторных работах студент себя показывает. Лабораторная идет три часа. Если первые полчаса-час студент что-то из себя строит, надевают какую-то маску, то к началу второй пары все начинают вести себя так, какие они есть. Начинают проявлять себя, выполняя задание. Какие они видно по тому, как решают лабораторки и выполняют задания. Кто-то любит списать у напарника, кто-то изучить поглубже, кто-то гуглит ответы.

 

Где-то в методике я прочитал такую вещь, что у каждого педагога свой индивидуальный взгляд на то, как подавать материал. Прочитав этот факт и понаблюдав за собой, я понял, что это действительно так. Когда я смотрю чужие курсы, мне всегда в них что-то не нравится. Я всегда думаю о том, что вот это я бы сделал по-другому. К примеру, мой курс по разработке мобильной разработке. Готовых курсов в сети – множество. Я их просмотрел, что-то мне понравилось, что-то совсем не понравилось. Для своих студентов переложил все знания в авторский курс, как я это вижу. Педагоги все такие: даже если я сделаю суперидеальный курс, покажу другим педагогам, каждый найдет что переделать. И это нормальное явление. Просто особенность профессии.

Курсы, которые я сейчас делаю, оставляю в открытом доступе. У меня есть чат с коллегами. Как только курс готов, я сразу им сообщаю, что можно пользоваться. Всё записано, все материалы подготовлены. В определенном плане я выступаю в качестве методиста. Разница лишь в том, что от преподавателей я обратную связь не собираю.

 

После тонны прочитанной классической литературы у меня осталась привычка ко всем обращаться на Вы. Когда вел уроки в школе, к старшеклассникам уже обращался на Вы. В университете – это 100 % ко всем на Вы. Со студентами общение стараемся выстроить максимально дружелюбно, но без фамильярности. Иногда бывают студенты, которые чрезмерно фамильярничают. Стараюсь такое отношение пресекать. Когда мы в институте должна быть соблюдена субординация. Если мы встретились на неофициальном мероприятии, то да, можем и за руку поздороваться, пообщаться на свободные темы. Помимо учебы, мы со студентами, естественно, пересекаемся. Кто-то добавляется в друзья в социальных сетях. Как правило, у студентов возникают вопросы по трудоустройству. Стараюсь давать советы.

 

Что делать со студентами, которым совсем не до учебы? Всем, кто устроился на работу по профессии, я советую нарабатывать хард скиллс (прим.редакции: дословно жесткие навыки, профессиональные навыки) в нормальной организации. Если студент устроился, например, доставщиком, то нет. Таким говорю: «Ищете работу по специальности».

Если студент не может посещать мои занятия, я даю ему мой онлайн курс, который он может выполнить в удобное ему время, и прошу принести отчет. Если что-то получилось, ставлю удовлетворительно. Если все правильно сделал, я проверяю, что не списал ни у кого, на экзамене он отвечает, тогда, конечно, ставлю отлично.

Я прошу обязательно закрывать лабораторные работы. Кстати, на лекциях мы даем хороший материал, и многие, когда видят, что тема совпадает с их профилем на работе, специально приходят на лекции.

 

Когда на сайте университета увидел объявление о старте конкурса «Лидеры КАИ 2022», сразу же включился. Был победителем конкурса в 2019 году, и когда в тот год готовился к конкурсу, понял, что пару лет назад тоже участвовал в этом конкурсе и даже призовое место занимал. Названия были разные, но суть одинаковая. Так что в этот год я был уже участником с опытом.

Участвовал с целью победить, стремлюсь быть лучшим, поэтому второе или третье место после опыта победы меня уже не устраивает. Я стал лучше понимать тех олимпийских чемпионов, которые не радуются, получив серебро или бронзу.

В целом, личная стратегия в жизни – максимально нарабатывать опыт успеха. Такие мероприятия и конкурсы помогают повысить самооценку, провести ревизию всех своих достижений, провести оценку ценностей. Участвовать в такого рода движении очень полезно, как некая рефлексия того опыта, который ты наработал.

 

Самые главные учителя в моей жизни - люди, которые вели мои дипломные проекты. Именно благодаря им я выбрал преподавание. Они были и остаются для меня важным ориентиром по сей день. И в своей работе с дипломниками я стараюсь придерживаться тех подходов, которые со мной работали. Можно сказать, некая педагогическая преемственность.

Профессор Виктор Сергеевич Моисеев вел у нас на третьем курсе «Методы оптимизации». Мне так понравилось, как он объяснял и какие давал кейсы, что я пошел к нему писать бакалаврский диплом.

Потом я поступил в магистратуру, а затем и в аспирантуру к Вадиму Абрамовичу Райхлину. Мой научный руководитель – это тот человек, который жизненный путь мне прокладывал, кто слепил из меня специалиста буквально как из глины. Вадим Абрамович уже в годах, но он на занятия поднимается сам на пятый этаж, и до сих пор показывает нам молодым, с какой самоотдачей и усердием нужно работать».

Остальные интервью финалистов конкурса «Лидеры КАИ» можно посмотреть по ссылке.


Автор:
КНИТУ-КАИ

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

СУНЦ пригласил к себе педагогов поделиться опытом

03.05.2024

В Инженерном лицее-интернате КНИТУ-КАИ собрались учителя математики со всей страны

«ЧерМет» - Веселый Роджер КАИ

03.05.2024

Каёвская команда «ЧерМет» отыграла в финале XX студенческого Чемпионата России по игре «Что? Где? Когда?» на ВДНХ

Студентка КАИ пройдет стажировку в Минобрнауки РФ

03.05.2024

Камилла Галимова получит новые профессиональные компетенции для государственной гражданской службы

Когда «кукурузник» дороже истребителя

03.05.2024

Благодаря особой тактике применения маленькие фанерные бипланы У-2 / По-2, сделанные в Татарии, стали ночным кошмаром гитлеровцев

Выпускнику КАИ присвоено звание Героя Труда

03.05.2024

Наградой, являющейся высшей степенью отличия за особые трудовые заслуги перед государством и народом, награжден Елтуган Сыздыков

Сборная КНИТУ-КАИ по хоккею – одна из сильнейших в России

02.05.2024

Спортсмены КАИ стали серебряными призерами VIII Всероссийского финала Студенческой хоккейной лиги

Соглашения о сотрудничестве подписаны с профильными вузами Китая

02.05.2024

В планах – обменные программы, совместные исследования и летние школы

От «Летающей парты» до ночного бомбардировщика

02.05.2024

За годы войны в Казани произвели почти одиннадцать тысяч боевых самолетов По-2 в различных модификациях

Студент КНИТУ-КАИ стал лучшим спикером ПФО в «Парламентских дебатах»

02.05.2024

Роман Сухов лидирует в одном из конкурсов интеллектуальной олимпиады Приволжского федерального округа среди студентов «IQ ПФО»