Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

Легендарный Ту-144 – на постаменте!

26.05.2017

Установкой прославленного самолета на пьедестал КНИТУ-КАИ завершил первый этап создания интерактивного музея техники.

 

В пятницу, 26 мая, в кампусе КНИТУ-КАИ на улице Четаева прошло долгожданное и радостное событие – легендарный сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 был установлен на пьедестал между вторым и восьмым зданиями университета.

Установка машины на постамент завершила первый этап реализации проекта интерактивного музея техники, начавшийся еще в октябре 2016 года. Процесс транспортировки Ту-144 сопровождался целой серией сложнейших в техническом отношении операций: от разборки самолета в месте его прежнего базирования до перебазирования к кампусу КНИТУ-КАИ мощнейшего во всем Приволжском федеральном округе подъемного крана.

Кран, предоставленный специально для масштабной операции АО «Казаньоргсинтез» и способный кантовать крупногабаритные грузы весом до 800 тонн, прибыл к борту еще в четверг, 25 мая. «Нам очень серьезно помогли коллеги из «Казаньоргсинтеза», – отметил ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов. – Хочу поблагодарить Альберта Кашафовича Шигабутдинова, генерального директора ТАИФ, который помогал нам с этим проектом. Чтобы перевезти один только кран, нужно было двадцать «КамАЗов». Нужно было получить множество разрешений в городе, потому что этот кран – уникальная машина, и эта транспортная операция – сама по себе нетривиальная».

Подготовка к преодолению «финишной прямой» не прекращалась в кампусе университета ни на минуту. В первой половине дня пятницы самолет при помощи двух тягачей пододвинули ближе к пьедесталу. Машина легко тронулась с места и быстро покатилась к краю подготовленного для нее постамента. После этого на самолет навели специальные крепления, подготавливая к «последнему полету» на постамент. В операции участвовали два крана – помимо 800-тонного гиганта нос Ту-144 поддерживал еще один подъемник. Установив самолет на бетонное основание постамента, инженеры и рабочие начали готовиться к тому, чтобы водрузить самолет на особые крепления под стойками шасси.

После полудня в районе проведения работ окончательно установилась прекрасная солнечная погода. Атмосфера была праздничной: из динамиков играла музыка, студенты, сотрудники КНИТУ-КАИ и гости мероприятия делились впечатлениями и с нетерпением ждали момента, когда легендарная машина наконец займет приготовленное для нее место.

 

 

Около двух часов дня ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов ответил на вопросы журналистов.

«Несмотря на большое количество технических сложностей, ни разу не было сожаления и чувств «а зачем мы все это затеяли?» – сказал он. – Мы свято верили, что это очень крутая и классная идея. Мы полностью уверены, что вложения в этот проект окупятся, так как планируемый интерактивный музей техники для наших детей – это инвестиции в будущее университета и без преувеличения – инвестиции в будущее нашего города, будущее наших поколений».

По словам Альберта Харисовича, дата предполагаемого открытия музейного комплекса – 31 декабря 2018 года – выбрана не случайно. «31 декабря 1968 года опытный Ту-144 впервые поднялся в воздух. Мы бы хотели открытие музея посвятить 50-летию его первого полета»,  – сказал он.

Ректор также поделился некоторыми деталями будущего музея: «Помимо самолета, установленного на постамент, который сам по себе является музейным экспонатом, планируется восстановить кабину пилотов и рабочее место штурманов. Мы постараемся – конечно, это будет зависеть от состояния техники – сделать еще одну вещь. Если вы знаете, нос самолета Ту-144 опускается при взлете и посадке, и выпускаются малые крылья в носовой части. Мы бы хотели, чтобы дети, сидя в кабине, на месте пилота, могли эти операции производить, и своими глазами видеть, как это работает».

По его словам, интерактивные музейные экспонаты будут демонстрировать те или иные физико-технические эффекты. «Возьмем, к примеру, обычный велотренажер. На нем закреплены три лампочки – лампа накаливания, высокоэффективная галогенная лампа и светодиодная лампа. И через простые электрические схемы, когда вы крутите педали, механическая энергия превращается в электрическую, электрическая – в свет, и загорается лампочка. Так можно объяснить превращение энергии для будущих инженеров. Теперь самое интересное. Когда тумблер находится в положении «лампочка накаливания», лампа горит, но очень тускло. Когда мы его переключаем на галогенную высокоэффективную лампу, вы подаете на вход ту же самую энергию, а лампочка горит гораздо ярче! Другой физический принцип. А когда мы лампу переключаем на светодиодную, свет настолько яркий, что смотреть невозможно. Здесь можно всю физику, всю технику изучить. И вот такие интерактивные экспонаты, которые можно трогать и видеть физико-технические эффекты, там будут внутри».

 

 

Вокруг самолета, как сообщил ректор, планируется создать еще одну экспозицию. Один из двигателей Ту-144 предполагается специальным образом разрезать, чтобы были видны его внутренности. К нему будет подведено электричество, чтобы турбина вращалась, и чтобы посетители музея видели, как устроен реактивный двигатель. Также, по словам Альберта Харисовича, достигнута договоренность с «Роскосмосом» о предоставлении в качестве интерактивного экспоната музея спускаемого космического аппарата.

«Физика, техника – все это, конечно, сложно, но мы хотим показать, что не боги горшки обжигают, и что любой мало-мальски думающий человек может быть инженером, – сказал ректор. – И, самое главное, что быть инженером – это круто, что постигать эти науки – интересно. И мы надеемся, что те дети, которые будут трогать интерактивные экспонаты, в будущем войдут в наши учебные аудитории в качестве студентов».

 

 

В день установки самолета на постамент коллективы предприятий и организаций, оказывавших содействие в реализации проекта, были награждены благодарственными письмами. В их числе – Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова – Филиал ПАО «Туполев», АО «Казанский Гипронииавиапром», ПАО «Казаньоргсинтез» и ООО «Глобал Оверсайз».

«Позади огромная работа, и только те люди, которые в эту работу были вовлечены, знают, сколько пришлось сделать, чтобы мечта каистов, мечта многих поколений воплотилась в жизнь, – сказал ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов, открывая церемонию – Хотел бы, воспользовавшись этим моментом, поблагодарить наших друзей из Казанского авиазавода, генерального директора Николая Владимировича Савицких. Они помогали нам разбирать этот самолет, собрали его здесь и всегда были вместе с нами. Я хотел бы поблагодарить наших друзей из «Гипронииавиапрома», которые бесплатно создали великолепный проект постамента, рассчитали, разработали и создали его. Хотел бы поблагодарить администрацию города, которая нам много раз согласовывала маршруты прохождения сложнейшей, уникальной техники. Я хотел бы поблагодарить предыдущие поколения каистов, которые разрабатывали это чудо техники. Это будет знак благодарности от нас, от нового поколения. Я хотел бы поблагодарить своих коллег, которые буквально сутками занимались реализацией, воплощением в жизнь нашей мечты. Отдельное спасибо «Казаньоргсинтезу», потому что у них очень сложный технологический процесс, но они все же нашли возможность выделить для нашего проекта этот чудо-кран. Мы благодарим компанию «Глобал Оверсайз», это они, по моему, не только благодаря своей технике, но и благодаря своей душе перевезли этот самолет из одного конца города на другой. Вы большие профессионалы, мы вами гордимся».

 

 

От лица Казанского авиационного завода им. С. П. Горбунова – филиала ПАО «Туполев» на церемонии выступил советник директора завода Петр Николаев: «Это действительно знаменательная дата. Теперь в моем родном КАИ – и для всех вас родном КАИ – будет такой замечательный самолет, действительно чудо отечественного авиастроения».

«Я тоже хочу вас всех поблагодарить за большое и очень нужное дело, которое вы затеяли, – сказал директор завода по подготовке и проведению капитального ремонта «Казаньоргсинтез» Владислав Полянский, – Мы рады вам помочь. От лица нашего предприятия, от лица генерального директора большое спасибо за вашу работу».

Первый заместитель главы администрации Авиастроительного и Новосавиновского района Казани Альберт Бикмуллин отметил, что с установкой Ту-144 на постамент в Новосавиновском районе появилась новая точка притяжения для гостей района и города. «Мы надеемся, что этот самолет станет достопримечательностью не только нашего района, но и города Казани», – сказал он.

 

 

Под звуки «Марша авиаторов» заслуженная машина вновь оторвалась от земли и спустя некоторое время плавно опустилась на подготовленные крепления. В небо взлетели сотни воздушных шариков, словно передавая привет небу – стихии, в которой борт СССР-77107 провел значительную часть своей жизни.

31 декабря 2018 года с открытием интерактивного музея техники на базе самолета Ту-144 откроется новая страница в истории нашего университета и всего города.

Установка борта СССР-77107 на постамент была произведена на средства Фонда развития КНИТУ-КАИ (эндаумент-фонда), созданного в 2014 году выпускниками университета. Схема действия фондов заключается в том, что благотворители – выпускники, партнеры и друзья вузов – жертвуют средства на различные цели развития университетов, формируя целевой капитал, доход от управления которым используется на финансирование университетских программ, а сам капитал фонда остается неприкосновенным. Первый доход от управления целевым капиталом Фонда развития КНИТУ-КАИ направили на создание музея техники в самолете Ту-144. Как сообщил директор эндаумент-фонда нашего университета Мансур Сафаргалиев, это решение было принято Правлением фонда.

На сайте эндаумент-фонда работает онлайн-сервис, с помощью которого каждый может сделать пожертвование для развития проектов университета, в том числе проекта Ту-144.

 

Установка Ту-144 на пьедестал: Timelapse

 


Автор:
Управление по связям с общественностью

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Выпускница КАИ отвечает за 194 тыс. метров воздуховодов «КАМАЗа»

05.08.2021

Инженер II категории отдела главного энергетика литейного завода «КАМАЗа» Маргарита Спиридонова закончила КНИТУ-КАИ.

Эксперты КАИ ответили на вопросы о заселении в общежития и вакцинации

05.08.2021

Во вторник, 3 августа, прошел прямой эфир с проректором КНИТУ-КАИ по хозяйственной работе Алексеем Огоневым.

Осталась неделя до окончания приема документов в магистратуру КАИ

05.08.2021

11 августа в КНИТУ-КАИ завершается прием документов от абитуриентов, поступающих на программы магистратуры.

В «Сириусе» пройдет конференция математиков

05.08.2021

С понедельника в образовательном центре «Сириус» пройдет Конференция международных математических центров мирового уровня.

Сегодня пройдет трансляция по магистратуре в ГРИНТ

04.08.2021

Сегодня пройдет прямой эфир с директором Германо-Российского института новых технологий Алсу Туктамышовой.

КАИсты могут подать работы на конкурс «Будущее Авиации» 2021

04.08.2021

Регистрация на конкурс инженерных работ осуществляется до 24 сентября.

Магистранты ЭУП: идеально для профессионального и личностного развития

03.08.2021

Продолжается прием заявок на магистерские программы кафедры экономики и управления на предприятии (ЭУП) КНИТУ-КАИ.

КНИТУ-КАИ примет участие в празднике ко Дню воздушного флота России

03.08.2021

В субботу, 7 августа, на площадке у Центра семьи «Казан» пройдет авиационный праздник «Я выбираю небо!».

В Казани пройдет II Международная научно-техническая конференция

03.08.2021

Продлен срок приема заявок на конференцию «Smart Energy Systems 2021» (SES-2021) до 18 августа, прием статей — до 10 сентября.