Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

Как повысить эффективность электронного обучения в КНИТУ-КАИ?

08.09.2017

Аналитический материал по результатам анализа опыта российских вузов – в рамках рубрики «Новости электронного обучения».

Дорогие друзья! Данный материал открывает постоянную рубрику «Новости электронного обучения», которая будет выходить на нашем сайте раз в две недели по пятницам. Рубрику ведут специалисты Отдела электронных технологий в образовании КНИТУ-КАИ.

Сегодня, когда электронное обучение выходит на передний край развития системы образования в Российской Федерации, особенно остро стоит вопрос эффективности применения электронных образовательных технологий. Ряд стратегических документов РФ, таких как «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.», «Федеральная целевая программа развития образования до 2020 г.», предусматривают «качественное повышение эффективности использования в образовательном процессе современных информационных технологий», опережающие меры по разработке и внедрению эффективных подходов к реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Всестороннее содействие повышению эффективности применения электронных образовательных технологий в КНИТУ-КАИ является оной из задач, стоящих перед коллективом Отдела электронных технологий в образовании. Для решения этой задачи сотрудники отдела постоянно изучают и анализируют прогрессивный опыт других вузов в России и за рубежом, участвуют в онлайн вебинарах и конференциях по проблемам электронного обучения.

Предлагаем вам ознакомиться с результатами анализа материалов Научно-методического онлайн-семинара «Актуальные вопросы дистанционного и смешанного обучения» (апрель 2017 г.), III Международной онлайн конференции «Эффективное дистанционное обучение на практике» (март 2016 г.) и ряда других онлайн мероприятий, в которых, наряду с известными специалистами в области электронного обучения, приняли участие и сотрудники Отдела электронных технологий в образовании.

Уважаемые преподаватели! Для начала мы выбрали лишь три наиболее актуальных, на наш взгляд, вопроса, активно обсуждавшихся на онлайн-мероприятиях. Каждый из этих вопросов – тема для отдельного разговора. Нас интересует Ваше мнение по каждому из них. Главный вывод, который можно сделать на данный момент, состоит в том, что эффективная модернизация учебного процесса в вузе за счёт внедрения современных образовательных методик и технологий возможна лишь при активном участии преподавателей в принятии решений по всем вопросам, возникающим на этом пути. В конце статьи Вы найдёте ссылку на Анкету «Как повысить эффективность электронного обучения в КНИТУ-КАИ». Мы просим Вас ответить на предложенные в ней вопросы – Ваши ответы помогут нам сообща выработать пути повышения эффективности электронного обучения в КНИТУ-КАИ, сделать работу преподавателя ещё более творческой и интересной, а учебу в КНИТУ-КАИ – увлекательной и полезной для будущей профессиональной деятельности сегодняшних студентов.

Место преподавателя в учебном процессе при использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Одно из основных предубеждений, связанных с внедрением электронных образовательных технологий, состоит в том, что, по мнению некоторых преподавателей, наличие электронного курса делает преподавателя ненужным. Можно услышать и такое мнение, что «как только преподаватель разработает электронный курс для своей дисциплины, его немедленно уволят, поскольку студенты будут самостоятельно изучать дисциплину с помощью электронного курса». При всей абсурдности этого заблуждения, оно необычайно живуче! Участие в названных мероприятиях лишний раз убедило нас в том, что для подобных опасений нет ни малейших оснований: преподаватель был и остается обязательным участником учебного процесса! Более того, роль преподавателя, его востребованность при внедрении электронного обучения только возрастают.

Обучение с электронной поддержкой – это не самообучение, использование электронного курса предполагает самое непосредственное и самое активное участие преподавателя. Именно преподаватель (и никто другой) разрабатывает методику работы с электронным курсом, выстраивает образовательную траекторию (желательно – индивидуализированную), осуществляет сопровождение электронного курса, подбирает и подготавливает учебный материал, осуществляет обратную связь с обучаемыми. Использование электронных курсов требует от преподавателя не только педагогического таланта, но и определённых профессиональных компетенций. 

Уважаемые преподаватели КНИТУ-КАИ! Нас интересует Ваше мнение относительно места преподавателя в учебном процессе при использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Высказать его Вы можете, ответив на вопросы Анкеты «Как повысить эффективность электронного обучения в КНИТУ-КАИ», ссылку на которую найдёте в конце этой статьи.

«Кнут» или «пряник» – как привлечь преподавателей к разработке и использованию электронных курсов

Один из основных выводов, сделанных нами по итогам участия в названных онлайн мероприятиях, состоит в том, что все образовательное сообщество наконец-то осознало необходимость стимулирования преподавателей к освоению ими современных образовательных технологий и методик их применения. Вопрос мотивации преподавателей остро стоит во всех вузах, и каждый вуз решает его по-своему, сочетая моральные и материальные стимулы. При этом приходится признать, что материальные стимулы действуют более эффективно.

Безусловно, разработка механизмов применения материальных стимулов и источников финансирования требует большой предварительной работы с участием представителей учебных подразделений, Учебно-методического и планово-финансового управления, руководства университета. В этом отношении заслуживает, в частности, внимания опыт Томского государственного университета, где каждый семестр составляется рейтинг всех разработанных курсов, и авторы ТОП-N (где N = 50 или 100) получают материальное вознаграждение.

Уважаемые преподаватели КНИТУ-КАИ! Нас интересует Ваше мнение относительно вопросов стимулирования преподавателей к созданию и использованию электронных курсов. Высказать его Вы можете, ответив на вопросы Анкеты «Как повысить эффективность электронного обучения в КНИТУ-КАИ», ссылку на которую найдёте в конце этой статьи.

Организация самостоятельной работы студента – модели, методы, инструменты

Вопрос участия преподавателя в организации самостоятельной работы студента (СРС) – один из самых дискуссионных. Многие преподаватели «по  инерции» продолжают считать, что самостоятельная работа – прерогатива студента, и преподаватель не должен иметь к ней никакого отношения. Это заблуждение! Суть современной реформы высшего образования состоит в переходе от парадигмы обучения к парадигме образования, согласно которой студент из пассивного потребителя знаний должен превратиться в активного участника учебного процесса. Он должен уметь чётко сформулировать проблему, предложить и проанализировать возможные способы её решения, найти оптимальное решение и обосновать свой выбор. В парадигме образования самостоятельная работа студентов становится основой всего учебного процесса! Что касается конкретно КНИТУ-КАИ, как нам пояснили в Учебно-методическом управлении, часы за организацию самостоятельной работы студента уже второй год как включаются в нагрузку преподавателя. Следовательно, преподаватель КНИТУ-КАИ должен обеспечить организацию СРС по преподаваемой им дисциплине.

Парадоксальность ситуации состоит в том, что на данный момент нет единого определения понятия «самостоятельная работа студента». Будем придерживаться определения, предложенного коллегами из Информационно-образовательного центра «ИНФОМЕТОД» (г. Екатеринбург): «Самостоятельная работа студента – это форма учебной деятельности, осуществляемая под прямым или косвенным контролем преподавателя». Нагрузка, отводимая на СРС, составляет примерно половину общей академической нагрузки по дисциплине, таким образом, статус СРС становится сравнимым со статусом аудиторных занятий. Основной принцип организации СРС – тщательное её планирование. Роль СРС состоит не только в повторении и закреплении студентом пройденного в аудитории материала. СРС должна иметь практическую направленность, быть нацеленной на развитие у студентов способности к аналитической, научно-исследовательской и проектной деятельности, развитию коммуникативных навыков, умению решать задачи сообща. Для этого очень удобно использовать электронные курсы!

Вообще, роль современных образовательных технологий в организации самостоятельной работы студентов трудно переоценить. Сотрудники Отдела электронных технологий в образовании одной из своих задач считают оказание преподавателям всесторонней помощи в организации самостоятельной работы студентов с использованием электронных образовательных технологий. Так, преподаватели КНИТУ-КАИ, которые прошли обучение по программе повышения квалификации «Методология создания и использования электронных курсов» (72 ч.), могут организовать самостоятельную работу своих студентов с применением различных средств коммуникации (вебинары, форумы, чаты, объекты Wiki), а также удобного онлайнового сервиса для видеозахвата содержимого экрана Screencast-o-matic.

Набирают популярность такие современные средства, как облачные ресурсы (обеспечивающие, например, групповой доступ к документам при работе над проектами), Google- и Yandex-календари, диаграммы связей, или ментальные карты (например, сервис popplet.com), менеджеры закладок (например, Atavi) – список можно продолжать очень долго. В настоящее время мы работаем над подготовкой новой программы повышения квалификации для ППС КНИТУ-КАИ, посвящённой вопросам применения электронных образовательных технологий, в том числе и для организации самостоятельной работы студентов. В этой программе мы хотим показать, что главная роль в организации СРС принадлежит преподавателю, и разнообразие современных электронных инструментов открывает перед ним широчайшие возможности.

Уважаемые преподаватели КНИТУ-КАИ! Нас интересует Ваше мнение относительно вопросов организации самостоятельной работы студента с использованием электронных образовательных технологий. Высказать его Вы можете, ответив на вопросы нашей Анкеты: «Как повысить эффективность электронного обучения в КНИТУ-КАИ», ссылку на которую найдёте в конце этой статьи.

Приглашаем всех заинтересованных лиц принять участие в обсуждении вопросов повышения эффективности применения электронных образовательных технологий в КНИТУ-КАИ и выработке предложений по их решению. 

Для обратной связи с нами можно использовать форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ», электронную почту: oakashina@kai.ru, vnustyugova@kai.ru, rearkhipov@kai.ru или телефон: +7 (843) 231 16 31, вн. 8631. 

Ждем Ваших предложений по вопросам повышения эффективности применения электронных образовательных технологий в КНИТУ-КАИ!

Анкета «Как повысить эффективность электронного обучения в КНИТУ-КАИ»

 


Автор:
Отдел электронных технологий в образовании

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

КАИ на семинаре «Кадровое обеспечение технологического суверенитета»

24.04.2024

Представители Ученого совета и ПИШ КНИТУ-КАИ принимают участие в семинаре-совещании от «Социоцентра»

Студентка КНИТУ-КАИ представит Татарстан на Всероссийской олимпиаде

24.04.2024

Александра Бендрик из ИИЭиП будет защищать честь региона на Всероссийской олимпиаде по истории отечественного предпринимательства

Студентка КНИТУ-КАИ – одна из сильнейших армрестлеров России

24.04.2024

КАИстка Екатерина Прусакова стала серебряным призером Чемпионата России по армрестлингу

Выбери парки и дворы для благоустройства

24.04.2024

Голосуй за природную достопримечательность Ново-Савиновского района Казани

КНИТУ-КАИ принял делегацию представителей системы образования Китая

24.04.2024

Стороны рассмотрели возможность потенциального сотрудничества

Делегация КНИТУ-КАИ находится с рабочим визитом в Беларуси

23.04.2024

Поездка направлена на укрепление связей с Белорусским государственным технологическим университетом

КАИ успешно прошел аккредитацию трех образовательных программ

23.04.2024

Программы признаны Национальной ассоциацией телекоммуникационных компаний «Регулирование качества инфокоммуникаций»

Студенты Техколледжа приобщились к проекту «Без срока давности»

23.04.2024

О Великой Отечественной войне с ними побеседовал эксперт федерального проекта Михаил Вавилин

В КАИ состоялась конференция о возможностях отечественного ПО

23.04.2024

О внедрении программного комплекса T-FLEX PLM рассказали разработчики и потребители