Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

Методология создания и использования электронных курсов

20.10.2017

Как повысить квалификацию в области электронных образовательных технологий? Рекомендации экспертов – в рамках постоянной рубрики.

Использование электронных образовательных технологий в современном вузе – явление повсеместное. Однако само по себе использование электронных технологий в учебном процессе не гарантирует высокого качества последнего. Эффективное использование электронных образовательных технологий возможно лишь при соответствующей подготовке самих преподавателей. Именно эта цель – выработка у преподавателей КНИТУ-КАИ навыков эффективного применения электронных образовательных технологий в своей практической работе – преследовалась создателями программы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава КНИТУ-КАИ «Методология создания и использования электронных курсов».

На кого ориентирована программа «Методология…»?

Программа «Методология…» разрабатывалась специально для преподавателей КНИТУ-КАИ. При её создании учитывались конкретные условия, в которых работают преподаватели университета, наличие Системы управления обучением (BlackBoard), большое число филиалов вуза, специфика реализации основных образовательных программ в КНИТУ-КАИ.

Что является итогом освоения программы?

Итогом обучения является электронный курс, разработанный слушателем программы в поддержку преподаваемой им дисциплины. Точнее, не весь электронный курс, конечно, а его структура, «действующая модель», где хотя бы одна из тем представлена в полном объёме. Получив на программе необходимые знания и навыки, преподаватели в дальнейшем постепенно дополняют свой электронный курс материалами, пока курс не будет готов к проведению экспертизы (см. материал «Экспертиза электронных курсов КНИТУ-КАИ: от Альфы до Омеги»).

Каков «формат» освоения программы?

Программа является полностью дистанционной. Очная встреча со слушателями предусмотрена только в начале обучения – если, конечно, слушатели являются преподавателями головного университета КНИТУ-КАИ – для преподавателей из филиалов университета очная встреча заменяется вебинаром.

Основой обучения слушателей по программе «Методология…» является одноимённый электронный курс в системе управления обучением. Этот курс представляет собой структурированный (в соответствии с Учебно-тематическим планом программы) учебный материал и образовательная траектория его изучения.

Вся программа рассчитана на 72 часа. Обучение продолжается 2,5-3 месяца.

Программа разбита на следующие модули:

  • Модуль 1. Введение в электронное обучение.
  • Модуль 2. Методологические основы электронного обучения.
  • Модуль 3. Технологические основы электронного обучения.

По итогам каждого модуля проводится вебинар. Видеозаписи вебинаров также размещаются в электронном курсе «Методология…»  – они могут использоваться как дополнительные учебные материалы по программе.

В конце обучения слушатели готовят Выпускную квалификационную работу и защищают её – так же дистанционно, посредством вебинара.

Что представляет собой Выпускная квалификационная работа по программе «Методология…»?

Выпускная квалификационная работа (ВКР) представляет собой описание структуры и метаданных электронного курса, спроектированного слушателем в процессе обучения.

Означает ли дистанционная форма занятий, что обучение происходит без обратной связи?

Конечно же, нет! Одним из самых больших заблуждений противников дистанционного обучения является представление о том, что оно происходит без участия преподавателя. Современные дистанционные образовательные технологии не только не исключают участия преподавателя (тьютора) – напротив, роль преподавателя при их использовании многократно возрастает! Это относится и к собственно разработке электронных курсов, и к их последующему сопровождению и использованию в учебном процессе (это, заметьте, отражено и в названии программы).

Современный преподаватель вуза немыслим без навыков владения передовыми образовательными технологиями. На выработку этих навыков, а главное – формированию у слушателей правильного понимания роли и места электронного обучения в учебном процессе – и нацелена программа «Методология…». Программа спроектирована таким образом, что уже в ходе обучения слушатели используют те дистанционные образовательные технологии, изучению которых и посвящена программа. Каждый модуль включает несколько тем, в каждой теме есть (небольшой) теоретический материал и задания для самостоятельного выполнения. Все задания обязательно проверяются тьютором, более того, при возникновении каких-либо проблем при их выполнении тьютор обычно записывает видеоролик с индивидуальными рекомендациями для слушателя. Кроме того, обучение слушателей по программе «Методология…» предусматривает активное использование таких современных средств коммуникации как объект Wiki, форум, чат, обмен сообщениями в системе управления обучением. Это как нельзя лучше соответствует современной парадигме развития образования, базирующейся на применении активных и интерактивных методов обучения, на 3-х уровнях взаимодействия участников учебного процесса: «обучаемый – контент», «обучаемый – преподаватель (тьютор)», «обучаемый – обучаемый».

Обучающиеся по программе «Методология…»  – это люди разного возраста, у них разный уровень общей компьютерной подготовки, разная скорость восприятия нового материала. Как это сочетается с дистанционной формой учебных занятий?

Одним из главных преимуществ дистанционной формы занятий является индивидуализация обучения. Индивидуализация обеспечивается не только доступностью учебного материала в электронном курсе в режиме 24х7, но, главное, – индивидуализированным тьюторским сопровождением программы.

Имеют ли авторы и тьюторы программы необходимую квалификацию и достаточный опыт применения дистанционных образовательных технологий?

Авторы и тьюторы программы «Методология…» имеют многолетний опыт преподавательской работы в вузах Казани, в том числе и опыт использования электронных образовательных технологий. Помимо практической деятельности, они ведут научно-исследовательскую работу в области электронного обучения, принимают участие в научных и методических конференциях, являются авторами ряда публикаций по этой тематике.

Авторами программы являются:

  • Галина Васильевна Ившина, советник ректора КНИТУ-КАИ по электронному образованию, директор Научно-технической библиотеки КНИТУ-КАИ, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор, преподаватель высшей школы;
  • Ольга Андреевна Кашина, начальник Отдела электронных технологий в образовании КНИТУ-КАИ, кандидат физико-математических наук, доцент;
  • Виктория Николаевна Устюгова, ведущий специалист по учебно-методической работе Отдела электронных технологий в образовании КНИТУ-КАИ, эксперт, отвечающий за проведение второго этапа экспертизы электронных курсов в КНИТУ-КАИ.

Пользуется ли программа «Методология…» спросом среди преподавателей КНИТУ-КАИ?

Да, на настоящий момент по программе «Методология…» обучено уже более 50 человек. В осеннем семестре 2017-2018 учебного года будут обучаться сразу две группы преподавателей КНИТУ-КАИ: одна группа из головного университета, одна – из филиала КНИТУ-КАИ в Набережных Челнах. Программой также заинтересовались в других российских вузах.

Куда следует обращаться для зачисления на программу «Методология…»?

Вопросами зачисления на программу «Методология…», выдачи удостоверений о повышении квалификации и другими организационными вопросами, связанными с реализацией программы, занимаются сотрудники Корпоративного института КНИТУ-КАИ:

  • Татьяна Станиславовна Никитина, начальник Организационно-аналитического отдела Института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Корпоративного института КНИТУ-КАИ;
  • Светлана Валерьевна Дегтярёва, заместитель начальника Организационно-аналитического отдела Института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Корпоративного института КНИТУ-КАИ.

Приглашаем Вас на обучение по программе «Методология создания и использования электронных курсов»!

Для обратной связи с Отделом электронных технологий в образовании можно использовать форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ», электронную почту: oakashina@kai.ru, vnustyugova@kai.ru, rearkhipov@kai.ru или телефон: +7 (843) 231 16 31, 8631.

Ждём Ваших вопросов и предложений.


Автор:
Отдел электронных технологий в образовании

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Московские и нижегородские студенты впечатлены КАИ и Казанью

22.07.2024

Программа Объединенной авиастроительной корпорации «Корпоративная межрегиональная практика» подошла к концу

Выпускник КНИТУ-КАИ Ван Цзяньюань: «Скучаю по КАИ»

22.07.2024

Быть КАИстом перестать невозможно, где бы ты в итоге ни жил и сколько бы времени ни прошло

В России растет доля студентов, удовлетворенных учебой в вузе

22.07.2024

Статистика КНИТУ-КАИ подтверждает данные соцопроса, проведенного ВЦИОМ и платформой «Неравнодушный человек»

КАИсты о КАИ. Карина Вахрушева (ИАЭП):

22.07.2024

«Я верю, что мы достигнем больших вершин»

Федорову Игорю Игоревичу -75

19.07.2024

19 июля 2024 года исполняется 75 лет со дня рождения доцента кафедры КиПЛА Федорова Игоря Игоревича

ПИШ КАИ представила перспективы своего развития

19.07.2024

Выставку передовых инженерных школ развернули на китайско-российском форуме по наращиванию инженерного потенциала

Я - выпускник КАИ

19.07.2024

Радик Хасанов: Верю, будущие выдающиеся конструкторы, будущие руководители высокотехнологичных компаний начинаются здесь, в КАИ!

КАИсты о КАИ. Михаил Демин (ФМФ):

19.07.2024

«Совпало идеально: и город, и направление обучения, и вуз, который можно назвать одним из лучших»

Шайхутдинову Ильязу Гаязовичу - 80

19.07.2024

19 июля исполняется 80 лет старшему преподавателю кафедры теоретической и прикладной механики и математики И.Г. Шайхутдинову