Материал по итогам VII Международной Интернет-конференции VRME-2017 – в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения».
Состоявшаяся 2-6 октября 2017 г. по инициативе Московского государственного педагогического университета VII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Виртуальная реальность современного образования» (VRME-2017) стала заметным событием в мире образования и педагогической науки. Конференция была посвящена анализу тенденций развития образования на современном этапе, вопросов организации и качества электронного обучения, проблем и перспектив внедрения электронных образовательных технологий, рисков в работе современного преподавателя.
Целевая аудитория конференции включала:
- - преподавателей высшего, среднего профессионального и дополнительного образования;
- - разработчиков образовательных программ, электронных образовательных ресурсов, онлайн-курсов и учебно-методических материалов;
- - менеджеров образовательных программ;
- - руководителей высших и средних образовательных учреждений и их подразделений.
Формат проведения конференции – открытая дистанционная трибуна для проведения лучшими экспертами-практиками в области образования мастер-классов в виртуальной образовательной среде, обмена опытом, экспертным видением и рабочими инструментами.
Среди выступлений участников конференции особое внимание привлекает к себе доклад, сделанный директором Института технологий открытого образования (ИТОО) Уральского федерального университета В. С. Третьяковым – «Онлайн-курсы и ресурс «Одного окна».
Данный материал посвящен анализу основных положений этого доклада.
Что такое «онлайн-курсы»?
- - Онлайн-курсы – это, прежде всего, современная образовательная технология. Ее главной особенностью на современном этапе развития образования является встраивание в межуниверситетскую образовательную траекторию.
- - Онлайн-курсы – это открытый контент, позволяющий пользователям бесплатно ознакомиться с содержанием образовательной программы, прежде чем записаться на обучение. Пионером в этой области явился УрФУ, опыт которого позволяет сделать вывод о том, что открытость контента принципиально меняет отношение обучаемых к выбору программы и к учебному процессу.
- - Онлайн-курсы – это первый формат цифровых ресурсов, получивших очень широкое использование – сейчас на одном онлайн-курсе может одновременно (в течение довольно длительного времени) обучаться до 100 000 человек.
- - Онлайн-курсы – это наиболее естественный формат обучения, поскольку автор не только создает контент, но и сам проектирует траекторию обучения.
- - Онлайн-курсы – это возможность автоматизировать рутинную работу преподавателя, возможность оптимизировать организационную работу, высвободив время для новых форм контактной работы, в первую очередь, проектной работы с обучающимися.
- - Онлайн-курсы – это один из первых форматов обучения, где преподаватели (авторы курсов) могут получать вознаграждение не только в рамках почасовой оплаты труда или трудового договора, но и в виде роялти, предусматривающем получение авторами онлайн-курсов процента от выручки, полученной от продажи сертификатов по итогам обучения слушателей на этих курсах. Апробация «формата» роялти в Уральском федеральном университете (г. Екатеринбург) позволила специалистам сделать вывод о том, что это весьма перспективное направление – возникает мотивация авторов электронных курсов на качество последних, на соответствие контента передовым стандартам. При этом доход авторов открытых онлайн-курсов (т.е. их доля в выручке от продажи сертификатов, полученной в течение года) может составлять до нескольких миллионов рублей.
Что понимается под «единым окном» доступа к онлайн-курсам ?
Под единым окном доступа к открытым онлайн ресурсам университетов Российской федерации понимается Каталог электронных курсов, разработанных в вузах РФ, находящихся на разных платформах, реализованных в различных LMS (англ.: Learning Management System, Система управления обучением). Это – своего рода промежуточное звено между различным платформами (LMS) и студентом. Наличие такого каталога позволит пользователям осуществлять поиск интересующих их курсов в одном месте, вместо того, чтобы просматривать огромное количество ресурсов вузов. Безусловно, создание единого каталога открытых онлайн-курсов российских университетов невозможно без государственной поддержки.
Какие возможности открывает использование «единого окна» для студентов, для вузов и для авторов открытых онлайн-курсов?
Единое окно доступа к онлайн-курсам позволяет:
- - Собрать для каждого обучаемого индивидуализированную образовательную траекторию, предусматривающую использование открытых онлайн-курсов разных университетов, находящихся на разных платформах. При этом не заключаются никакие договоры между вузами и устраняются прочие бюрократические преграды к совместному использованию ресурсов университетов.
- - Обеспечить широкое использование качественных цифровых ресурсов. До настоящего времени университеты практиковали «натуральное хозяйство» в области электронного обучения: в каждом вузе создавались свои цифровые ресурсы для «внутреннего использования» – этим занимались отдельные кафедры, точнее – отдельные преподаватели.
- - Сформировать большие сообщества обучающихся по каждому курсу или даже по отдельному модулю. Онлайн-курсы не следует отождествлять с их контентом! Обучение на открытых онлайн-курсах не сводится к пассивному «потреблению» учебного материала обучающимися. Онлайн-курсы – это, главным образом, сообщества обучающихся, где посредством разнообразных форматов коллективной работы происходит взаимное обучение.
- - Обеспечить открытое содержание образовательных программ и оценку качества до начала обучения.
- - Создавать межуниверситетские образовательные траектории.
- - Обеспечить возможность студентам бесплатно обучаться на курсах разных университетов, но если нужен сертификат, то за него придется заплатить.
- - Организовать сетевое взаимодействие вузов, в рамках которого будут решаться финансовые вопросы, связанные с обучением студентов.
- - Обеспечить возможность зачета результатов обучения на онлайн-курсах разных университетах.
- - Обеспечить вузам и авторам курсов стабильный доход от реализации сертификатов по итогам обучения.
Здесь перечислены лишь основные возможности использования единого окна доступа к открытым онлайн-курсам. Более подробную информацию можно получить на официальном сайте конференции «Виртуальная реальность современного образования».
Уважаемые преподаватели КНИТУ-КАИ!
Просим вас ответить на вопросы нашей анкеты по проблемам создания и использования открытых онлайн-курсов. Ваши ответы будут учтены при выработке стратегии развития КНИТУ-КАИ в сфере современных образовательных технологий.
АНКЕТА «Открытые онлайн-курсы – Pro и Contra»
Для обратной связи с Отделом электронных технологий в образовании можно использовать форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ», электронную почту: oakashina@kai.ru, vnustyugova@kai.ru, rearkhipov@kai.ru или телефон: +7 (843) 231 16 31, внутр. 8631. Ждем ваших вопросов и предложений!
- Автор:
- Отдел электронных технологий в образовании