Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

Университет Огайо и КАИ: общие задачи в сфере электронного обучения

05.12.2017

Лекции специалиста по методическому проектированию электронных курсов Д. Куна из университета Огайо (США) вызвали большой интерес.

Большой интерес у преподавателей и студентов КНИТУ-КАИ вызвали состоявшиеся 30 ноября 2017 года лекции известного специалиста по методическому проектированию электронных курсов из университета Огайо, США (Ohio University, Patton College of Education) Джеффри Куна (Jeffrey Kuhn).

Д. Кун более 10 лет занимается вопросами повышения эффективности преподавания английского языка (как второго иностранного) за счет применения современных образовательных технологий, имеет опыт работы в университетах Японии, Монголии, Боливии, Бразилии, Перу, Чехии. Д. Кун являлся консультантом Государственного департамента США по проекту, предусматривающему разработку интерактивной образовательной видеоигры Trace Effects.

 

 

Основные научные интересы Д. Куна:

  • - компьютерные технологии обучения языкам (Computer Assisted Language Learning, CALL);
  • - применение игр в обучении.

Программа визита Д. Куна в КНИТУ-КАИ включала открытые лекции для сотрудников и студентов КНИТУ-КАИ, встречу с сотрудниками Отдела электронных технологий в образовании (ОЭТвО) и советником ректора КНИИТУ-КАИ по вопросам электронного образования Г. В. Ившиной

В первой лекции профессор Кун ознакомил присутствующих с электронным обучением в целом, рассказав об общих проблемах электронного обучения (ЭО), о его недостатках, преимуществах, и, разумеется, о том, каким образом использовать преимущества ЭО, и бороться с его недостатками. Во второй лекции мистер Кун подробно рассказал об использовании Интернет-сервисов для изучения английского языка и продемонстрировал аудитории их работу. Третья лекция была посвящена теме, связанной с научными интересами профессора Куна, по которой он защитил диссертацию, – использованию видеоигр в обучении.

Один из основных тезисов, красной нитью проходивших через выступление Д. Куна, состоял в том, что в современных условиях эффективное обучение невозможно без социализации, то есть, без обратной связи между обучаемым и преподавателем и без коммуникации между обучаемыми.

Методическое проектирование электронных курсов как основа электронного обучения

Как подчеркнул Д. Кун, методическое проектирование или педагогический дизайн, имеет исключительно важное значение как основа процесса разработки и применения электронных курсов, поскольку в условиях массового внедрения дистанционных образовательных технологий кардинально меняется роль преподавателя.

Современный преподаватель – это не только и не столько «носитель» или «поставщик» информации, сколько «дирижер» учебного процесса. Помимо знаний в предметной области, помимо компьютерных навыков, умения работать в системе управления обучением (СУО, LMS), ему необходимо владение методологическими принципами разработки и применения электронных курсов. В последние годы, как отметил профессор, появилась новая профессия – педагогический дизайнер (англ. instructional designer), спрос на таких специалистов на рынке труда в США, например, сейчас намного превышает предложение.

MOODLE vs BlackBoard

Имея опыт использования различных систем управления обучением, Д. Кун уверенно отдает предпочтение LMS MOODLE: «Несмотря на то, что для поддержки очного обучения по программам бакалавриата в Университете штата Огайо (как и во многих вузах во всем мире) используется LMS BlackBoard, с каждым годом все очевиднее становится превосходство MOODLE», – считает Д.Кун, – «и дело даже не только в том, что MOODLE и ее обновления распространяются бесплатно, в то время как за BlackBoard и отдельные модули к ней университеты платят немалые деньги – дело в том, что MOODLE разработана с учетом требований педагогического дизайна, она имеет более дружественный интерфейс (как для преподавателя, так и для обучаемого), более удобна для выстраивания образовательной траектории и для обеспечения коммуникации между всеми участниками образовательного процесса».

«Quality Matters» или как обеспечить качество электронных курсов на государственном уровне

По мнению, Д. Куна, обеспечение качества электронных курсов сегодня является приоритетной задачей для всех университетов. В университете штата Огайо ориентиром в решении этой проблемы является международная организация Quality Matters – признанный лидер в обеспечении качества онлайн-образования. Инициированный в 2006 г. правительством Соединенных Штатов проект по разработке стандартов электронного обучения в настоящее время развился в программу обеспечения качества электронного обучения в национальном масштабе.

Программа эта поддерживается международным консорциумом вузов Мэриленд онлайн (Maryland online), объединяющим более 1 300 университетов по всему миру.

Сертификат от Мэриленд онлайн – это гарантия качества электронного курса, используемого для дистанционного или смешанного обучения. На настоящий момент такой сертификат имеют тысячи курсов, разработанных в разных университетах мира.

Следует заметить, что стандарты, разработанные Quality Matters для электронных курсов для программ высшего и непрерывного образования, хорошо согласуются с критериями качества электронных курсов, предусмотренными «Положением об экспертизе электронных курсов в КНИТУ-КАИ» от 27 июля 2017 года. Они также включают такие показатели, как

  • - наличие методических рекомендаций для обучающихся;
  • - удобство навигации;
  • - обеспечение обратной связи с обучаемыми;
  • - использование коммуникационных элементов СУО;
  • - мониторинг успеваемости обучаемых.

МООК: доверять или нет?

МООК – Массовые открытые онлайн курсы – сегодня у всех на слуху. Как любое заметное явление общественной жизни, МООК вызывают довольно острую борьбу мнений – одни считают, что МООКи скоро станут заменой классическим университетам, другие, напротив, считают, что это всего лишь временное, но притом весьма опасное явление, не более чем дань моде.

Отношение к МООК у Д. Куна сдержанное. Да, есть хорошо зарекомендовавшие себя платформы, такие как Coursera и EdX, они предлагают качественные курсы и потому весьма популярны. Однако, как заметил профессор, работодатели в большинстве своем скептически относятся к сертификатам МООК. При приеме кандидатов на работу, например, наиболее веским «аргументом» является их портфолио. Сертификат МООК может стать лишь некоторым дополнением к нему.

По мнению Джеффа Куна, основные проблемы МООКов заключаются в том, что, во-первых, обучение на них является пассивным – от ученика требуется основном читать лекции и просматривать видеоролики без вовлечения в процесс обучения, а во-вторых, отсутствие надлежащей обратной связи – человек обучается в одиночестве без общения с преподавателями и другими учениками.

По-видимому, наиболее целесообразным является использование МООК в качестве дополнительных источников информации, но ни в коей мере не в качестве альтернативы электронным курсам, разработанным преподавателями университета.

Организационная структура электронного обучения

Интересен опыт университета штата Огайо по организации работы, связанной с проектированием и разработкой электронных курсов и их использованием в учебном процессе.

В штате структурного подразделения, координирующего работу по созданию электронных курсов и внедрению электронного обучения, состоит 12 человек. При этом каждый институт/факультет университета имеет отдельного, закрепленного за ним специалиста, который оказывает консультационную поддержку преподавателей этого института по вопросам структурирования контента, выстраивания образовательной траектории, методологическим аспектам использованием электронного курса в учебном процессе. Имеется также небольшая, но хорошо оборудованная студия видеозаписи, где преподаватели могут получить техническую поддержку специалистов при создании учебного видеоконтента.

Напомним, что аналогичной работой в КНИТУ-КАИ занимается Отдел электронных технологий в образовании (ОЭТвО). Американский гость был впечатлен методикой проведения экспертизы электронных курсов, практикуемой в ОЭТвО – когда каждый автор, представивший свой курс к экспертизе, получает (по электронной почте) подробный видеокомментарий эксперта – указания по устранению выявленных недостатков и/или рекомендации по дальнейшему совершенствованию курса. Для записи видеороликов используется условно бесплатное программное обеспечение Screencast-o-matic – оно позволяет сохранять все происходящее на экране компьютера как видеоряд с закадровой озвучкой. Тем самым результатом экспертизы становится определенный индивидуализированный учебный контент – к настоящему моменту автором методики ведущим специалистом по учебно-методической работе ОЭТвО В. Н. Устюговой – записано уже более 60 часов «экспертного видео» по результатам проверки более 200 электронных курсов..

По мнению Д. Куна, такая методика намного эффективнее очных консультаций или письменных рекомендаций по устранению недостатков.

Общие проблемы, общие решения

В ходе визита Д. Куна в КНИТУ-КАИ были выявлены ключевые моменты развития электронного обучения – показательно, что и для университета штата Огайо, и для КНИТУ-КАИ они почти полностью совпадают. Среди проблем на пути внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, первоочередными (в обоих вузах) являются:

  • - доработка локальной нормативной базы;
  • - совершенствование мер стимулирования преподавателей к разработке и внедрению электронных курсов;
  • - повышение общего уровня осведомленности и компетентности преподавателей в области дистанционных образовательных технологий;
  • - обеспечение преемственности в использовании ранее созданных электронных курсов.

Как отметила директор НТБ КНИТУ-КАИ, советник ректора по образовательным технологиям Г. В. Ившина: «У наших университетов общие проблемы в сфере электронного обучения и общие подходы к их решению. Нам необходимо объединить усилия в решении этих проблем. Для этого нужен научно обоснованный подход. И в университете штата Огайо, и в КНИТУ-КАИ накоплен определенный опыт применения дистанционных образовательных технологий, есть статистические показатели. Все это требует обработки и осмысления. Уверена, что совместными усилиями мы сделаем много больше, чем поодиночке».

Начальник Отдела ЭТвО О. А. Кашина высказала пожелание лучше изучить опыт университета штата Огайо по организации электронного обучения и применению дистанционных образовательных технологий. Профессор Джеффри Кун выразил готовность к сотрудничеству и отметил, что ему было интересно познакомиться с результатами, достигнутыми в КНИТУ-КАИ.

Ссылки

Игра Trace Effects

Quality Matters

Standards from the QM Continuing and Professional Education Rubric, Second Edition

Портал «Открытое образование»


Автор:
Отдел электронных технологий в образовании

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

КАИ на семинаре «Кадровое обеспечение технологического суверенитета»

24.04.2024

Представители Ученого совета и ПИШ КНИТУ-КАИ принимают участие в семинаре-совещании от «Социоцентра»

Студентка КНИТУ-КАИ представит Татарстан на Всероссийской олимпиаде

24.04.2024

Александра Бендрик из ИИЭиП будет защищать честь региона на Всероссийской олимпиаде по истории отечественного предпринимательства

Студентка КНИТУ-КАИ – одна из сильнейших армрестлеров России

24.04.2024

КАИстка Екатерина Прусакова стала серебряным призером Чемпионата России по армрестлингу

Выбери парки и дворы для благоустройства

24.04.2024

Голосуй за природную достопримечательность Ново-Савиновского района Казани

КНИТУ-КАИ принял делегацию представителей системы образования Китая

24.04.2024

Стороны рассмотрели возможность потенциального сотрудничества

Делегация КНИТУ-КАИ находится с рабочим визитом в Беларуси

23.04.2024

Поездка направлена на укрепление связей с Белорусским государственным технологическим университетом

КАИ успешно прошел аккредитацию трех образовательных программ

23.04.2024

Программы признаны Национальной ассоциацией телекоммуникационных компаний «Регулирование качества инфокоммуникаций»

Студенты Техколледжа приобщились к проекту «Без срока давности»

23.04.2024

О Великой Отечественной войне с ними побеседовал эксперт федерального проекта Михаил Вавилин

В КАИ состоялась конференция о возможностях отечественного ПО

23.04.2024

О внедрении программного комплекса T-FLEX PLM рассказали разработчики и потребители