Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

Открытые онлайн-курсы глазами преподавателей КНИТУ-КАИ

15.12.2017

Анализ ответов преподавателей на вопросы анкеты об открытых онлайн-курсах – в постоянной рубрике «Новости электронного обучения».

Пожалуй, ни одна инновация в области образовательных технологий, имевшая место в последние годы, не вызывала столь неоднозначного отношения со стороны академической общественности, как электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Периодически проводимое Отделом электронных технологий в образовании (ОЭТвО) анкетирование преподавателей КНИТУ-КАИ позволяет определить «вектор» общественного мнения по этим вопросам, а также выявить как «точки роста», так и существующие здесь проблемы.

На вопросы Анкеты «Открытые онлайн курсы: PRO & CONTRA» ответил 51 преподаватель КНИТУ-КАИ. Как показали ответы респондентов, у многих преподавателей все еще нет четкого понимания смысла терминов «онлайн-курс», «электронный курс», «МООК (массовый открытый онлайн курс)», «электронное обучение» и «дистанционное обучение». Поэтому вначале приведем определения этих понятий:

  • Онлайн-курсцеленаправленная (обеспечивающая достижение конкретных результатов и направленная на формирование предусмотренных образовательными программами высшего образования компетенций) и определенным образом структурированная совокупность видов, форм и средств учебной деятельности, реализуемая с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий на основе комплекса взаимосвязанных в рамках единого педагогического сценария электронных образовательных ресурсов. («Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием онлайн курсов» Министерства образования и науки РФ от 05.09.2017).
  • Электронный курс – электронный образовательный ресурс определенного вида, разработанный в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины, размещенный и используемый в системе управления обучением.
  • МООК (англ.: MOOC – Massive Open Online Courses) – массовые открытые онлайн курсы – одна из современных форм дистанционного образования.
  • Электронное обучение (ЭО) – организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса (ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», п.1 ст.16).
  • Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (ФЗ № 273-ФЗ от 21.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», п.1 ст.16).
  • Дистанционное обучение – (англ.: distance – расстояние) – обучение на основе применения дистанционных образовательных технологий.

Определения этих и других терминов по данной тематике, а также разъясняющие материалы и релевантные публикации вы найдете в разделе «Терминология e-Learning» Отдела электронных технологий в образовании КНИТУ-КАИ.

Первым пунктом анкеты был вопрос:

«Ваше отношение к созданию и использованию открытых онлайн курсов»

Ответы распределились следующим образом:

  • Это – объективная тенденция развития образования во всем мире (55%)
  • Это – веяние времени, своего рода «мода», которая вскоре пройдет (20%)
  • Это – весьма вредное явление, т.к. классическое образование заменяется неким «суррогатом» (25%).

Очевидно, что скепсис преподавателей по отношению к современным образовательным технологиям, доходящий до полного их неприятия, связан, в первую очередь, с их недостаточной осведомленностью в этой области. Для ОЭТвО КНИТУ-КАИ такая ситуация означает необходимость активизации работы по ознакомлению ППС с возможностями электронного обучения, по распространению передового опыта российских и зарубежных вузов в этом направлении.

Вопрос второй звучал так:

«Хотите ли Вы получать больше информации о крупных международных и российских событиях в сфере электронных образовательных технологий?»

Этот вопрос также «расколол» преподавателей университета на два «лагеря»:

  • Да, это было не только интересно, но и полезно в моей преподавательской работе (68,6%).
  • Нет, я считаю, что внедрение электронных образовательных технологий несет в себе большую угрозу – как для студентов, так и для преподавателей и вузов – и потому не следует их пропагандировать (23,5%).
  • Четыре преподавателя (7,8%) ответили кратко: «Меня это не интересует».

Миф о том, что «как только преподаватель разработает собственный электронный курс, его тут же уволят с работы» на удивление необычайно живуч. Впрочем, если обратиться к истории, общество во все времена с большой опаской относилось к любым инновациям. Один из ярких примеров: вскоре после выхода Macintosh, с легкой руки журналиста Криса Гойенса (Chrys Goyens), посыпался град критики на использование графических интерфейсов – использование компьютерной «мыши» для наведения курсора на различные объекты, представленные «иконками» (папки, файлы, ярлыки программ), использование таких инструментов как электронный калькулятор, «палитра» и мусорное ведро было названо «икономанией» и объявлено «сомнительным благом, не дающим никаких улучшений» [1].

Рецидивы сопротивления инновациям существуют и в современном обществе. Синдром «неприятия чужой разработки» (англ.: N.I.H.syndrome – The not invented here syndrome) [2] был описан еще в 1967 г. американским исследователем Р. Клагеттом. Психологические, социальные и иные барьеры «мнимых» рисков, связанных с внедрением инноваций, и прочие причины ретроградства сегодня довольно широко изучаются специалистами (например, [3]). Преодолеть эти барьеры в КНИТУ-КАИ, очевидно, можно только при условии, что на это будет направлена и политика руководства, закрепленная в локальной нормативной базе, и образовательная и просветительская деятельность ОЭТвО (обучение преподавателей методологии создания и использования электронных курсов, экспертиза курсов, организация конкурсов лучших авторов, популяризация передового опыта электронного обучения и т.д.), и слаженная работа всех подразделений университета (Учебно-методического управления, Департамента информационных технологий), и каждодневная работа преподавателей с применением ЭО, ДОТ.

Широкий спектр ответов показал вопрос №3:

«Хотели ли бы Вы участвовать в создании открытого онлайн курса и в последующем преподавании (тьюторстве) с его использованием?»

  • Да, если мне будет гарантирован высокий уровень дохода (47,1%)
  • Нет, так как я считаю, что это все несерьезно (17,6%)
  • Пока не определился/не определилась, нужно больше информации (11,8%)
  • Нет, ни при каких условиях (7,8%)
  • В принципе да, но мне не хватает соответствующих знаний (5,9%).

По одному человеку заявило, что «создание онлайн курсов занимает очень много времени, и потому нужны меры дополнительного стимулирования преподавателей» и «на это мне не хватает свободного времени», и двое дали положительный ответ без всяких дополнительных условий.

Последний вопрос анкеты звучал таким образом:

«Какие вопросы Вы считаете целесообразным обсудить в рамках рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ?»

Среди наиболее актуальных тем респонденты назвали необходимость пересмотра учебной нагрузки преподавателей с учетом затрат времени на разработку и использование электронного курса, а также необходимость оснащения большего количества аудиторий мультимедийным оборудованием. Прозвучало предложение создать электронный курс по физике для абитуриентов, так как «это позволит заинтересованным абитуриентам, в научно популярной форме готовиться к ЕГЭ, а вузу получать хорошо подготовленных первокурсников».

Ссылки

  1. К. Ходаковский. Вышедший 33 года назад Apple Macintosh критиковали за отказ от командной строки // 3D News. (29.01.2017)
  2. Robert Clagett. Receptivity to Innovation – Overcoming N.I.H., Massachusetts Institute of Technology, USA, http://vikent.ru/enc/5119/
  3. Шмелев. А.Г. О психологических механизмах сопротивления инновациям // Экспертное сообщество профессиональных психологов. (20.10.2016)

Уважаемые преподаватели КНИТУ-КАИ!

Отдел электронных технологий в образовании благодарит всех преподавателей, ответивших на вопросы нашей Анкеты. Анкетирование является открытым. Мы стараемся учесть мнения преподавателей по содержащимся в Анкете вопросам при разработке проектов локальных нормативных документов и при планировании работы нашего Отдела.

Ждем ваших ответов.

АНКЕТА «Открытые онлайн курсы – PRO и КОНТРА»

Для обратной связи с Отделом электронных технологий в образовании можно использовать форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ», электронную почту: oakashina@kai.ru, vnustyugova@kai.ru, rearkhipov@kai.ru или телефон: +7 (843) 231 16 31, 8631. Ждем Ваших вопросов и предложений.

Также мы предлагаем вам ознакомиться с некоторыми материалами по электронному обучению в вузах России. Будем признательны, если вы выскажете свое мнение.

  1. Александр Вохмянин. Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) – фактор интеграционных процессов в образовании;
  2. Как повлияет единая цифровая образовательная среда на систему высшего образования в стране и какие вызовет интеграционные процессы, рассказал директор Центра дистанционного обучения, доцент кафедры компьютерных образовательных технологий Университета ИТМО Андрей Лямин;
  3. Александр Юрьевич Кузнецов, исполнительный директор Некоммерческого партнерства «Национальный Электронно-Информационный Консорциум» (НЭИКОНАктуальные проекты в области обеспечения электронными ресурсами российских организаций;
  4. Натела Нодарьевна Квелидзе-Кузнецова, исполнительный директор Ассоциации производителей и пользователей электронно-образовательных ресурсов (АППОЭР), директор фундаментальной библиотеки Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена «АППОЭР и исполнительная власть: продуктивный диалог как необходимое условие развития цифровой образовательной среды в России»;
  5. Отдел электронных технологий в образовании КНИТУ-КАИ. «Университет Огайо и КНИТУ-КАИ на пути к решению общих задач в сфере электронного обучения».

Свое мнение вы можете высказать на форуме, там же можно задать вопросы.


Автор:
Отдел электронных технологий в образовании

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Лицеисты СУНЦ КАИ стали победителями Всероссийского «Техно-вызова»

28.03.2024

Трое семиклассников Инженерного лицея-интерната КНИТУ-КАИ привезли дипломы лидеров состязания в номинации «Аддитивные технологии»

КНИТУ-КАИ: в фокусе – управление человеческим капиталом

27.03.2024

В университете прошла проектно-аналитическая сессия с экспертами «Социоцентра»

Студентка КИТ КАИ стала «Медийщиком года» в Татарстане

27.03.2024

Состоялся финал Республиканской премии для обучающихся профессиональных образовательных организаций «Достижение года – 2023»

99 лет отметил ветеран КАИ Файзулхак Газизович Газизуллин

27.03.2024

Профессор-экономист, участник Парада Победы - 1945, живая легенда КАИ, Файзулхак Газизович принимал поздравления от коллег

На базе КНИТУ-КАИ появился новый диссертационный совет

26.03.2024

Министерство науки и высшего образования опубликовало приказ о выдаче разрешения на создание совета по защите диссертаций

Ученые КНИТУ-КАИ запатентовали новый способ изготовления оснастки

26.03.2024

Обновленная оснастка уже внедрена в производство на АО «УЗГА», АО «Кронштадт», АО «ИЭМЗ «Купол» и АО «ПРОМТЕХ-Ульяновск»

КНИТУ-КАИ приглашает всех на «Научный Бум»!

26.03.2024

Всероссийский карьерный форум «Научный BOOM» стартует 29 марта на площадке 8-го здания университета

В КНИТУ-КАИ обсудили перспективное развитие с экспертами «Социоцентра»

25.03.2024

С 25 по 27 марта в университете проходит проектно-аналитическая сессия (ПАС) по реализации программы «Приоритет 2030»

Студенты ИИЭиП заявили о себе на федеральных площадках

25.03.2024

Инсаф Тагиров и Рамиль Садыков вернулись из Москвы с новыми компетенциями