В рамках рубрики «Новости электронного обучения» – итоги анкетирования преподавателей по вопросам внедрения лучшего опыта.
Электронное обучение сегодня прочно входит в образовательную деятельность вузов. Эффективность этого процесса в каждом отдельном университете во многом зависит от политики вуза, от той стратегии, которая определяет цели и задачи университета на пути внедрения дистанционных образовательных технологий (ДОТ), от конкретных механизмов реализации стратегических целей и задач, от того, насколько стратегическое развитие вуза в данном направлении реализует принцип обратной связи, известный в общей теории систем как фундаментальный закон управления. [1].
В университете реализация принципа обратной связи требует непрерывного мониторинга общественного мнения, аналитического осмысления результатов и принятия соответствующих мер. Отдел электронных технологий в образовании (Отдел ЭТвО) КНИТУ-КАИ, в функции которого входит организация и координация всех видов деятельности по внедрению ЭО, ДОТ, регулярно осуществляет анкетирование преподавателей и студентов вуза по различным вопросам электронного обучения. Результаты анкетирования учитываются нами при разработке и/или обновлении локальных нормативных документов, связанных с внедрением ЭО, ДОТ, а также при разработке и реализации программ повышения квалификации ППС КНИТУ-КАИ в области электронного обучения, при организации и проведении конкурсов среди авторов электронных курсов, при подготовке публикаций для рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ.
В рамках данной публикации мы предлагаем Вам ознакомиться с результатами одного из опросов, проводимых Отделом ЭТвО, и принять участие в обсуждении результатов анкетирования по теме:
«О внедрении лучшего опыта электронного обучения в КНИТУ-КАИ»
Данное анкетирование проводится с целью:
- - оценить уровень понимания преподавателями КНИТУ-КАИ того, как изменяется роль преподавателя университета в условиях внедрения ЭО, ДОТ;
- - оценить заинтересованность ППС в ознакомлении с лучшим опытом применения ЭО, ДОТ в российских и зарубежных вузах;
- - выработать меры по повышению эффективности внедрения ЭО, ДОТ в КНИТУ-КАИ.
Получены следующие результаты:
50% респондентов считают, что роль преподавателя вуза в современных условиях состоит в том, чтобы «научить студента самостоятельно добывать знания (т.е. формировать предусмотренные в Рабочей программе компетенции) под контролем и при участии преподавателя» – это полностью соответствует современной парадигме высшего образования.
Близкую позицию высказали ещё 23,3% опрошенных: «роль преподавателя – научить студента работать самостоятельно и контролировать усвоение знаний (в рамках текущего, промежуточного и итогового контроля)».
Оставшиеся участники показали широкий спектр мнений – от консервативного: «роль преподавателя сегодня – такая же, как и прежде – донести до студента определённый объём информации и проверить, насколько он её запомнил» (10%) до прогрессивного «нужен индивидуальный подход в зависимости от конкретных качеств обучаемых» (3,3%).
Радует, что никто из опрошенных не выбрал провокационный вариант ответа: «профессия преподавателя скоро станет ненужной, т.к. будут хорошие электронные ресурсы, позволяющие полностью перенести обучение в интернет».
На вопрос: «Считаете ли Вы необходимым знакомиться с опытом российских и зарубежных вузов в области электронного обучения?» большинство (76,6%) респондентов ответили утвердительно, 20% посчитали, что «ознакомление с опытом электронного обучения в других вузах – личное дело каждого преподавателя» и лишь один человек счёл это совершенно излишним. Таким образом, можно сделать вывод о том, что преподаватели КНИТУ-КАИ в целом заинтересованы в получении знаний о передовом опыте в области ЭО, ДОТ; сотрудники Отдела ЭТвО намерены развивать «популяризаторскую» деятельность в этом направлении.
Из предлагаемых к рассмотрению средств ознакомления ППС КНИТУ-КАИ с опытом российских и зарубежных вузов в области электронного обучения наиболее целесообразными были названы:
- - регулярное проведение Отделом ЭТвО вебинаров по вопросам электронного обучения (50%);
- - новостная рассылка по электронной почте (50%);
- - регулярная публикация Отделом ЭТвО аналитических статей на Портале КНИТУ-КАИ (с обратной связью в виде опроса) (36,7%);
- - регулярное проведение Отделом ЭТвО очных семинаров в учебных подразделениях университета (26,7%);
- - один человек счёл необходимым возложить функцию информирования ППС на ответственных за внедрение ЭО, ДОТ в структурных подразделениях университета и один лаконично ответил, что «достаточно того, что есть».
Все названные средства распространения информации будут использоваться сотрудниками Отдела ЭТвО для повышения осведомлённости ППС в области ЭО, ДОТ.
В качестве первоочередных мер по стимулированию преподавателей к разработке и внедрению собственных электронных курсов
- - большинство (76,7%) назвали обучение преподавателей по программе повышения квалификации «Методология создания и использования электронных курсов»;
- - 66,7% – материальное стимулирование преподавателей;
- - 56,7% – приобретение компьютерного оборудования и специального программного обеспечения для оснащения мультимедийных аудиторий;
- - 26,7% – лучшее информирование ППС о передовом опыте применения ЭО, ДОТ в российских и зарубежных вузах;
- - 20% – совершенствование локальной нормативной базы электронного обучения;
- - 13,3% – моральное стимулирование преподавателей;
- - 6,7% – усиление работы ответственных за ЭО, ДОТ в структурных подразделения КНИТУ-КАИ;
- - 3,3% – обеспечение качественной экспертизы электронных курсов.
Следует отметить, что в отличие от обучения преподавателей КНИТУ-КАИ по программе «Методология…», информирования ППС о лучшем опыте в области электронного обучения, развития локальной нормативной базы, проведения экспертизы электронных курсов и морального стимулирования (посредством проведения конкурсов, создания видеопрезентаций лучших электронных курсов и публикации их на сайте Отдела ЭТвО на Портале КНИТУ-КАИ [2], публикаций тематических материалов в рамках рубрики «Новости электронного обучения»), т.е. функций, выполняемых Отделом ЭТвО, реализация таких мер, как материальное стимулирование ППС и оснащение мультимедийных аудиторий, должна осуществляться комплексно, с участием учебных подразделений, Департамента информационных технологий и других структур в составе КНИТУ-КАИ. Здесь важна инициатива самих преподавателей, методических работников и руководства кафедр, институтов/факультета и филиалов КНИТУ-КАИ.
Отдел электронных технологий в образовании благодарит всех преподавателей и студентов КНИТУ-КАИ, принимающих участие в наших опросах.
Напоминаем, что все опросы являются открытыми – вы можете высказать своё мнение по любому из них:
- «О внедрении лучшего опыта электронного обучения в КНИТУ-КАИ»
- «Открытые онлайн курсы – PRO & CONTRA»
- «Учебное видео в КНИТУ-КАИ глазами преподавателей»
- «Как повысить эффективность электронного обучения в КНИТУ-КАИ?»
- «Об использовании авторских электронных курсов в учебном процессе»
- «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ глазами студента»
В последующих публикациях мы продолжим обсуждать ваши ответы на вопросы анкет и предложим пути решения наметившихся проблем.
Для обратной связи с Отделом электронных технологий в образовании можно использовать:
форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ»;
- - электронную почту: oakashina@kai.ru, vnustyugova@kai.ru, rearkhipov@kai.ru;
- - телефон: +7 (843) 231 16 31, 86-31.
Ждём Ваших вопросов и предложений по вопросам внедрения электронного обучения в КНИТУ-КАИ.
Источники
1. Норберт Винер. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. – М.: Советское радио, 1968.— 325 с.
2. Раздел «Медиатека / Видеопрезентации» сайта Отдела электронных технологий в образовании на Портале КНИТУ-КАИ. [Интернет-ресурс]. URL: https://kai.ru/web/eto/videoprezentacii
- Автор:
- Отдел электронных технологий в образовании