Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

Электронное обучение в КНИТУ-КАИ глазами преподавателей

23.03.2018

В рамках рубрики «Новости электронного обучения» – итоги анкетирования преподавателей по вопросам внедрения лучшего опыта.

Электронное обучение сегодня прочно входит в образовательную деятельность вузов. Эффективность этого процесса в каждом отдельном университете во многом зависит от политики вуза, от той стратегии, которая определяет цели и задачи университета на пути внедрения дистанционных образовательных технологий (ДОТ), от конкретных механизмов реализации стратегических целей и задач, от того, насколько стратегическое развитие вуза в данном направлении реализует принцип обратной связи, известный в общей теории систем как фундаментальный закон управления. [1].

В университете реализация принципа обратной связи требует непрерывного мониторинга общественного мнения, аналитического осмысления результатов и принятия соответствующих мер. Отдел электронных технологий в образовании (Отдел ЭТвО) КНИТУ-КАИ, в функции которого входит организация и координация всех видов деятельности по внедрению ЭО, ДОТ, регулярно осуществляет анкетирование преподавателей и студентов вуза по различным вопросам электронного обучения. Результаты анкетирования учитываются нами при разработке и/или обновлении локальных нормативных документов, связанных с внедрением ЭО, ДОТ, а также при разработке и реализации программ повышения квалификации ППС КНИТУ-КАИ в области электронного обучения, при организации и проведении конкурсов среди авторов электронных курсов, при подготовке публикаций для рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ.

В рамках данной публикации мы предлагаем Вам ознакомиться с результатами одного из опросов, проводимых Отделом ЭТвО, и принять участие в обсуждении результатов анкетирования по теме:

«О внедрении лучшего опыта электронного обучения в КНИТУ-КАИ»

Данное анкетирование проводится с целью:

  • - оценить уровень понимания преподавателями КНИТУ-КАИ того, как изменяется роль преподавателя университета в условиях внедрения ЭО, ДОТ;
  • - оценить заинтересованность ППС в ознакомлении с лучшим опытом применения ЭО, ДОТ в российских и зарубежных вузах;
  • - выработать меры по повышению эффективности внедрения ЭО, ДОТ в КНИТУ-КАИ.

Получены следующие результаты:

50% респондентов считают, что роль преподавателя вуза в современных условиях состоит в том, чтобы «научить студента самостоятельно добывать знания (т.е. формировать предусмотренные в Рабочей программе компетенции) под контролем и при участии преподавателя» – это полностью соответствует современной парадигме высшего образования.

Близкую позицию высказали ещё 23,3% опрошенных: «роль преподавателя – научить студента работать самостоятельно и контролировать усвоение знаний (в рамках текущего, промежуточного и итогового контроля)».

Оставшиеся участники показали широкий спектр мнений – от консервативного: «роль преподавателя сегодня – такая же, как и прежде – донести до студента определённый объём информации и проверить, насколько он её запомнил» (10%) до прогрессивного «нужен индивидуальный подход в зависимости от конкретных качеств обучаемых» (3,3%).

Радует, что никто из опрошенных не выбрал провокационный вариант ответа: «профессия преподавателя скоро станет ненужной, т.к. будут хорошие электронные ресурсы, позволяющие полностью перенести обучение в интернет».

На вопрос: «Считаете ли Вы необходимым знакомиться с опытом российских и зарубежных вузов в области электронного обучения?» большинство (76,6%) респондентов ответили утвердительно, 20% посчитали, что «ознакомление с опытом электронного обучения в других вузах – личное дело каждого преподавателя» и лишь один человек счёл это совершенно излишним. Таким образом, можно сделать вывод о том, что преподаватели КНИТУ-КАИ в целом заинтересованы в получении знаний о передовом опыте в области ЭО, ДОТ; сотрудники Отдела ЭТвО намерены развивать «популяризаторскую» деятельность в этом направлении.

Из предлагаемых к рассмотрению средств ознакомления ППС КНИТУ-КАИ с опытом российских и зарубежных вузов в области электронного обучения наиболее целесообразными были названы:

  • - регулярное проведение Отделом ЭТвО вебинаров по вопросам электронного обучения (50%);
  • - новостная рассылка по электронной почте (50%);
  • - регулярная публикация Отделом ЭТвО аналитических статей на Портале КНИТУ-КАИ (с обратной связью в виде опроса) (36,7%);
  • - регулярное проведение Отделом ЭТвО очных семинаров в учебных подразделениях университета (26,7%);
  • - один человек счёл необходимым возложить функцию информирования ППС на ответственных за внедрение ЭО, ДОТ в структурных подразделениях университета и один лаконично ответил, что «достаточно того, что есть».

Все названные средства распространения информации будут использоваться сотрудниками Отдела ЭТвО для повышения осведомлённости ППС в области ЭО, ДОТ.

В качестве первоочередных мер по стимулированию преподавателей к разработке и внедрению собственных электронных курсов

  • - большинство (76,7%) назвали обучение преподавателей по программе повышения квалификации «Методология создания и использования электронных курсов»;
  • - 66,7% – материальное стимулирование преподавателей;
  • - 56,7% – приобретение компьютерного оборудования и специального программного обеспечения для оснащения мультимедийных аудиторий;
  • - 26,7% – лучшее информирование ППС о передовом опыте применения ЭО, ДОТ в российских и зарубежных вузах;
  • - 20% – совершенствование локальной нормативной базы электронного обучения;
  • - 13,3% – моральное стимулирование преподавателей;
  • - 6,7% – усиление работы ответственных за ЭО, ДОТ в структурных подразделения КНИТУ-КАИ;
  • - 3,3% – обеспечение качественной экспертизы электронных курсов.

Следует отметить, что в отличие от обучения преподавателей КНИТУ-КАИ по программе «Методология…», информирования ППС о лучшем опыте в области электронного обучения, развития локальной нормативной базы, проведения экспертизы электронных курсов и морального стимулирования (посредством проведения конкурсов, создания видеопрезентаций лучших электронных курсов и публикации их на сайте Отдела ЭТвО на Портале КНИТУ-КАИ [2], публикаций тематических материалов в рамках рубрики «Новости электронного обучения»), т.е. функций, выполняемых Отделом ЭТвО, реализация таких мер, как материальное стимулирование ППС и оснащение мультимедийных аудиторий, должна осуществляться комплексно, с участием учебных подразделений, Департамента информационных технологий и других структур в составе КНИТУ-КАИ. Здесь важна инициатива самих преподавателей, методических работников и руководства кафедр, институтов/факультета и филиалов КНИТУ-КАИ.

Отдел электронных технологий в образовании благодарит всех преподавателей и студентов КНИТУ-КАИ, принимающих участие в наших опросах.

Напоминаем, что все опросы являются открытыми – вы можете высказать своё мнение по любому из них:

В последующих публикациях мы продолжим обсуждать ваши ответы на вопросы анкет и предложим пути решения наметившихся проблем.

Для обратной связи с Отделом электронных технологий в образовании можно использовать:

форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ»;

Ждём Ваших вопросов и предложений по вопросам внедрения электронного обучения в КНИТУ-КАИ.

Источники

1. Норберт Винер. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. – М.: Советское радио, 1968.— 325 с.

2. Раздел «Медиатека / Видеопрезентации» сайта Отдела электронных технологий в образовании на Портале КНИТУ-КАИ. [Интернет-ресурс]. URL: https://kai.ru/web/eto/videoprezentacii

 


Автор:
Отдел электронных технологий в образовании

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Московские и нижегородские студенты впечатлены КАИ и Казанью

22.07.2024

Программа Объединенной авиастроительной корпорации «Корпоративная межрегиональная практика» подошла к концу

Выпускник КНИТУ-КАИ Ван Цзяньюань: «Скучаю по КАИ»

22.07.2024

Быть КАИстом перестать невозможно, где бы ты в итоге ни жил и сколько бы времени ни прошло

В России растет доля студентов, удовлетворенных учебой в вузе

22.07.2024

Статистика КНИТУ-КАИ подтверждает данные соцопроса, проведенного ВЦИОМ и платформой «Неравнодушный человек»

КАИсты о КАИ. Карина Вахрушева (ИАЭП):

22.07.2024

«Я верю, что мы достигнем больших вершин»

Федорову Игорю Игоревичу -75

19.07.2024

19 июля 2024 года исполняется 75 лет со дня рождения доцента кафедры КиПЛА Федорова Игоря Игоревича

ПИШ КАИ представила перспективы своего развития

19.07.2024

Выставку передовых инженерных школ развернули на китайско-российском форуме по наращиванию инженерного потенциала

Я - выпускник КАИ

19.07.2024

Радик Хасанов: Верю, будущие выдающиеся конструкторы, будущие руководители высокотехнологичных компаний начинаются здесь, в КАИ!

КАИсты о КАИ. Михаил Демин (ФМФ):

19.07.2024

«Совпало идеально: и город, и направление обучения, и вуз, который можно назвать одним из лучших»

Шайхутдинову Ильязу Гаязовичу - 80

19.07.2024

19 июля исполняется 80 лет старшему преподавателю кафедры теоретической и прикладной механики и математики И.Г. Шайхутдинову