Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

Объект исследования – электронное обучение

18.05.2018

В рубрике «Новости электронного обучения» – о новых публикациях Отдела электронных технологий в образовании КНИТУ-КАИ.

Современные образовательные технологии, электронное обучение – это мощный инструмент, позволяющий кардинально модернизировать учебный процесс, сегодня это общепризнанный факт. Однако применение любого инструмента должно быть тщательно продуманным и обоснованным. Поэтому мы уделяем большое внимание анализу опыта электронного обучения в российских и зарубежных университетах, участвуем в научных конференциях и вебинарах, занимаемся исследовательской работой по данной тематике. Предлагаем пользователям Портала КНИТУ-КАИ ознакомиться с нашими новыми публикациями по методологическим вопросам электронного обучения в Международном электронном журнале «Образовательные технологии и общество» [1]. Теоретической основой наших исследований являются фундаментальные принципы кибернетики и общей теории систем, эмпирическую базу составляют практические результаты, полученные нами за время работы (в том числе преподавательской) в КНИТУ-КАИ, Казанском федеральном университете и в других вузах Казани.

Системный подход в инновационном развитии вуза

Являясь одной из примет времени, электронное обучение все еще воспринимается в академическом сообществе очень неоднозначно. Спектр мнений здесь очень широк – от чрезмерно завышенных ожиданий до скепсиса и даже полного неприятия инноваций.

Для выработки оптимальной стратегии устойчивого развития вуза необходимо правильное понимание того потенциала, который несет в себе электронное обучение. В условиях перехода к цифровой экономике это особенно важно. В [2] мы делаем попытку обосновать необходимость системного подхода к инновационному развитию вуза и сформулировать основные задачи, возникающие в этой связи.

Система управления обучением как основа организации электронного обучения в вузе

Среди множества распространенных заблуждений, связанных с электронным обучением, наиболее живучими являются следующие (ложные) представления:

  • - электронное обучение – это исключительно самообучение;
  • - для организации электронного обучения достаточно обеспечить обучаемых учебными материалами (разместить их на сайте кафедры или выслать по электронной почте);
  • - роль преподавателя в условиях электронного обучения сильно ослабевает: преподаватель занимается лишь разработкой контента (а вскоре контента будет столько, что преподаватель не будет нужен даже в качестве разработчика).

Цель работы [3] – показать несостоятельность этих представлений как противоречащих основному принципу эффективного управления – принципу обратной связи.

Современные образовательные технологии предоставляют преподавателю широкий спектр «инструментов» для организации электронного обучения в рамках разных моделей (веб-поддержка традиционных форм обучения, смешанное или полностью дистанционное обучение). Центральное место здесь занимают системы управления обучением (англ.: Learning Management Systems, LMS). Их главным отличием от хранилищ файлов является возможность организации различных видов обратной связи и различных форм коммуникации («обучаемый – контент», «обучаемый – преподаватель», «обучаемый – обучаемый»).

В [3] обосновывается важность выбора вузом конкретной системы управления обучением и приводятся соответствующие критерии выбора LMS. Анализируется опыт использования LMS BlackBoard и MOODLE в КНИТУ-КАИ.

Экспертиза электронных курсов в системе обеспечения качества обучения

Проблема обеспечения высокого качества обучения рассматривается в [4] как задача, решение которой требует системного подхода. Автор обосновывает роль электронного курса как основного инструмента обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Подчеркивается необходимость учета выбранной модели электронного обучения и требований педагогического дизайна на всех этапах жизненного цикла электронного курса – от начала проектирования до использования в учебном процессе. Экспертиза электронных курсов рассматривается как центральный компонент системы обеспечения качества электронного обучения. Автором анализируется личный опыт проведения экспертизы электронных курсов в КНИТУ-КАИ и в других вузах Казани, предлагается двухэтапный алгоритм проведения экспертизы и даются необходимые методические рекомендации для преподавателей.

Вебинар как современный инструмент интерактивного обучения

Одно из упомянутых выше ошибочных представлений об электронном обучении связано с непониманием места и роли преподавателя в современном образовательном процессе. В работе [5] нами делается попытка доказать, что современные дистанционные образовательные технологии (ДОТ) не только не представляют никакой «угрозы» для преподавателя, но, напротив, многократно усиливают и качественно изменяют эту роль. Применение ДОТ выдвигает новые требования к компетенциям преподавателя (тьютора). Современный преподаватель должен не только в совершенстве знать свой предмет, но и владеть методологией электронного обучения, уметь применять технологический инструментарий, обеспечивающий интерактивность учебного процесса. Мониторинг «продвижения» обучаемого по образовательной траектории и соответствующая ее адаптация, по существу, есть реализация принципа обратной связи как необходимого условия эффективного обучения.

Другой реализацией принципа обратной связи в учебном процессе являются рассмотренные выше 3 уровня образовательной коммуникации. Первый из них («обучаемый – контент») сегодня обеспечивается, главным образом, посредством электронных курсов в LMS. Если же говорить о двух других уровнях коммуникации («обучаемый – преподаватель» и «обучаемый – обучаемый»), то здесь трудно переоценить те возможности, которые открываются перед всеми участниками учебного процесса за счет использования такого современного инструмента как вебинар.

Работа [5] посвящена анализу вебинара как инструмента интерактивного обучения в вузе, а также как средства организации и проведения в вузе иных мероприятий в режиме онлайн.

Учебные медиаресурсы: что о них нужно знать современному преподавателю вуза

В условиях возрастающей конкуренции в сфере образования возникает необходимость в кардинальных изменениях, направленных на повышение рейтинга вуза. В частности, необходимы новые методики обучения, которые позволили бы повысить качество образования, сделать учебный процесс более интересным, привлекательным и эффективным. Работа [6] посвящена актуальным вопросам создания и использования образовательных медиаресурсов, в том числе учебного видео как «формата» представления информации, наиболее соответствующего психологии и физиологии человека. Приводится обзор видеоформатов, анализируются требования к качеству видеоресурсов, предлагаются некоторые бесплатные источники учебного видео.

Проблемы современного образования – адаптация к возможному

Работа [7] несколько «выбивается» из общей тематики рассмотренных здесь публикаций. В отличие от них, цель [7] состоит, скорее, в том, чтобы сосредоточить внимание читателей на важности эмпирического поиска в области образовательных технологий. Безусловно, и общие положения педагогики, и фундаментальные принципы кибернетики и общей теории систем не только не теряют актуальности в условиях электронного обучения, но, напротив, обогащаются новыми смыслами. Однако их эффективное применение требует анализа и осмысления большого объема эмпирических данных. Автор [7] подчеркивает, что современному преподавателю вуза необходимо «выстраивать собственную линию преподавательской деятельности, искать приемлемые варианты, маневрировать, переходить от общего к индивидуальному, пытаться удержать себя от соблазнов информационного «спама», двигаться к намеченной цели». Именно на таком синтезе теории и практики электронного обучения и основана вся деятельность Отдела электронных технологий в образовании КНИТУ-КАИ.

Уважаемые преподаватели! Для обратной связи с Отделом электронных технологий в образовании Вы можете использовать:

форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ»;

Ждем Ваших вопросов и предложений по вопросам внедрения электронного обучения в КНИТУ-КАИ.

Источники

1. Образовательные технологии и общество. Международный электронный журнал. Том: 21, № 2, 2018. (Специальный раздел выпуска под ред. Кашиной О.А.) [Интернет-ресурс]. URL:

http://elibrary.ru/contents.asp?id=34845473&selid=32850668

2. Ившина Г.В., Кашина О.А., Устюгова В.Н., Архипов Р.Е. Системный подход в инновационном развитии вуза: опыт внедрения электронного обучения в КНИТУ-КАИ // Образовательные технологии и общество. Том: 21, № 2, 2018, стр. 414 – 423. [Интернет-ресурс]. URL:

https://elibrary.ru/item.asp?id=32850668

3. Кашина О.А., Устюгова В.Н., Архипов Р.Е., Шакиров И.И. Система управления обучением как основа организации электронного обучения в вузе // Образовательные технологии и общество. Том: 21, № 2, 2018, стр. 431 – 438. [Интернет-ресурс]. URL:

https://elibrary.ru/item.asp?id=32850670

4. Устюгова В.Н. Экспертиза электронных курсов в системе обеспечения качества обучения с применением дистанционных образовательных технологий // Образовательные технологии и общество. Том: 21, № 2, 2018, стр. 439 – 447. [Интернет-ресурс]. URL:

https://elibrary.ru/item.asp?id=32850671

5. Кашина О.А., Устюгова В.Н., Архипов Р.Е. Вебинар как современный инструмент интерактивного обучения в вузе: опыт КНИТУ-КАИ // Образовательные технологии и общество. Том: 21, № 2, 2018, стр. 424 – 430. [Интернет-ресурс]. URL:

https://elibrary.ru/item.asp?id=32850669

6. Кашина О.А., Ермолаев И.С., Устюгова В.Н., Архипов Р.Е. Учебные медиаресурсы: что нужно знать о них современному преподавателю вуза // Образовательные технологии и общество. Том: 21, № 2, 2018, стр. 459 – 467. [Интернет-ресурс]. URL:

https://elibrary.ru/item.asp?id=32850673

7. Ермолаев И.С. Проблемы современного образования – адаптация к возможному // Образовательные технологии и общество. Том: 21, № 2, 2018, стр. 448 – 458. [Интернет-ресурс]. URL:

https://elibrary.ru/item.asp?id=32850672


Автор:
Отдел электронных технологий в образовании

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

КАИсты побывали на образовательной экскурсии в Саровском НЦФМ

27.04.2024

Мероприятие инициировал индустриальный партнер ПИШ «Комплексная Авиационная Инженерия» - РФЯЦ-ВНИИЭФ

Образовательные подразделения КАИ активно занимаются профориентацией

27.04.2024

В Чистопольском филиале «Восток» университета состоялся День науки, а представители ФМФ провели лекции для школьников

КНИТУ-КАИ и Судостроительная Корпорация «Ак Барс» укрепляют связи

27.04.2024

В Зеленодольске с представителями вуза встретился генеральный директор корпорации

Ученый КНИТУ-КАИ сделал анализ защиты БпЛА в нештатных условиях

27.04.2024

Профессор кафедры компьютерных систем Вадим Райхлин представил доклад на Республиканском научном семинаре «Методы моделирования»

Иностранные студенты КНИТУ-КАИ востребованы в группе «Аэрофлот»

26.04.2024

За два года сотрудничества с вузом в ООО «Аэрофлот Техникс» прошли практику 24 студента КАИ, в том числе 19 иностранцев

КАИ и БГТУ договорились о совместной подготовке специалистов по БпЛА

26.04.2024

Соответствующее соглашение было подписано в Минске во время делового визита делегации КНИТУ-КАИ

«Умников и умниц» наградили дипломами и памятными подарками

26.04.2024

Завершился конкурс-викторина «Знаешь ли ты Alma mater?»

Мяч мужской сборной КАИ по регби стал серебряным

26.04.2024

Завершился финальный тур Чемпионата студенческой регбийной лиги Татарстана

Аспирантка КНИТУ-КАИ стала одной из лучших на конференции МФТИ

26.04.2024

Работа Марии Орловой, представляющей кафедру лазерных и аддитивных технологий вуза, отмечена среди 17 докладов секции ВТМ