Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

Учебный видеоконтент в инженерном образовании

15.06.2018

В рубрике «Новости электронного обучения» – обзор YouTube-каналов, полезных в инженерном образовании в КНИТУ-КАИ.

Онлайн-видео vs кино и телевидение

Заметной особенностью современного интернета является высокая роль видеоконтента. Это можно утверждать, основываясь хотя бы на впечатляющей статистике просмотров и многочисленности аудитории популярнейших каналов видеохостинга YouTube. В частности, сегодня аудитория самого популярного русскоязычного канала Get Movies составляет более 18,5 млн подписчиков, а число просмотров его видеороликов превышает, казалось бы, невероятные 16,5 млрд [1]. Учитывая общее количество видеороликов на канале (2664), нетрудно подсчитать, что на один видеоролик приходится около 6,2 млн просмотров. Такой многочисленной аудитории позавидует любой федеральный телеканал.

Если говорить о молодежной аудитории, о студенчестве, то здесь просмотр онлайн-видеороликов фактически вытеснил телевидение и бытовые проигрыватели. Кстати, по-видимому, именно попытками держаться в русле этих тенденций объясняется тот факт, что формат видеолекций является основным форматом учебного контента на большинстве многочисленных площадок Массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Текстовая информация является при этом вспомогательной. Не будем оценивать эффективность данного подхода, но тем не менее его существование является неоспоримым фактом.

Наибольшей популярностью как среди русскоязычной, так и среди международной аудитории пользуются музыкальные клипы, развлекательные каналы (в том числе видеоблоги), каналы, посвященные, кино, мультипликации, видеоиграм [1 – 3]. Менее популярными, но также имеющими многочисленную аудиторию, является каналы спортивной тематики, информационно-новостные каналы, а также каналы, посвященные науке, технике, путешествиям, кулинарии, моде и стилю. Если говорить кратко, то типичный потребитель видеоинформации ищет развлечений и досуга. Тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что видеоролики, посвященные науке и/или технике также находят своего зрителя, о чем нам говорит статистика.

Качество видеоконтента – где гарантии?

Задача данной статьи заключается в том, чтобы в бескрайнем море видеоинформации найти качественный образовательный контент, одновременно соответствующий высоким стандартам академического образования и высоким запросам зрителя, привыкшего потреблять «легкую» информацию. Мы предлагаем преподавателям КНИТУ-КАИ ознакомиться с представленным здесь видеоконтентом и рассмотреть возможность использования его в учебном процессе.

Важно, что рассматриваемые видеоматериалы прошли через процесс строжайшего «естественного отбора»: они находятся в «топе» популярности среди сотен и тысяч аналогичных материалов; несмотря на разнообразие прочего развлекательного контента, они нашли своего преданного зрителя. А это – знак качества, который не сможет поставить даже самый высокопрофессиональный эксперт. Нет никаких сомнений, что предлагаемые здесь учебные видеоматериалы будут интересны любому сколь-нибудь мотивированному на обучение студенту.

Преподаватели КНИТУ-КАИ могут использовать видеоролики, рассматриваемые в данном обзоре, для наглядной демонстрации теоретического материала в своих электронных курсах. Это позволит студентам лучше понять и усвоить теорию, так как при этом работают разные каналы восприятия. Кроме того, видеоматериалы позволяют разбавить однообразие текстовой информации, помогают удержать внимание студентов, вызывают заинтересованность в предмете изучения.

Обзор YouTube-каналов для использования в инженерном образовании в КНИТУ-КАИ

Канал Thoisoi [4] – основные сферы его интересов – химические и физические свойства веществ.

 

 

Авторы канала проводят множество опытов с веществами и материалами. Занимательно, что авторы пытаются собрать в свою «коллекцию» как можно больше элементов периодической системы Менделеева, и она, в самом деле, непрерывно пополняется – через их руки уже прошли такие редкие вещества, как уран (опыты, разумеется, проводились в специализированной лаборатории), галлий, цезий, иридий, редкоземельные металлы, лантаноиды и многие другие. Рассказывая о том или ином веществе, авторы касаются истории его открытия, его применения в быту и в технике, его роли в экономике, и демонстрируют изделия, изготовленные из них или с их помощью. Просматривая эти видеоролики, зритель обогащается комплексными, междисциплинарными знаниями.

Помимо этого, по словам авторов, на канале можно найти «множество химических опытов, в каждом из которых присутствуют объяснения, которые будут понятны даже самым далеким от химии людям». Кроме того, что авторы умеют объяснять понятно и доступно, их комментарии также исключительно информативны и полезны: «В своих видео опытах я также указываю формулы, которые помогут вам понять суть химических реакций и превращений. Если у вас в школе были проблемы в восприятии трудных химических реакций и формул, то некоторые из моих видео вы сможете использовать в качестве самоучителя по химии», – говорит один из авторов учебных материалов, размещенных на канале Thoisoi.

Среди рубрик данного канала можно отдельно выделить следующие:

Видеоролики данного канала можно использовать в качестве наглядного примера при проведении химических опытов, а также в качестве иллюстраций к теоретическим материалам.

Канал Простая наука [5].

 

 

На канале, чей девиз «Простая наука – увлекательные опыты и эксперименты», представлены опыты по химии и физике. Несмотря на то, что создатели канала ориентируются в основном на школьную аудиторию, преподаватели университета без труда найдут здесь что-то подходящее и для инженерного образования.

Канал являются частью проекта [6]. Нельзя не отметить, что в его рамках выпускаются также видеоролики для телевидения, в частности, для канала «Карусель». Видеоролики данного канала можно использовать в качестве наглядных примеров при проведении химических и физических опытов.

Канал Научпок [7]  – один из самых популярных русскоязычных каналов на научную и околонаучную тематику. На нем вы найдете замечательные авторские видеоролики, выполненные в технологии видеоскрайбинга, хорошо разъясняющие суть изучаемого явления. К недостаткам видеоматериалов можно отнести неакадемичность изложения и отсутствие систематизации представления видеороликов. Тем не менее, рекомендуем преподавателям КНИТУ-КАИ обратить пристальное внимание на этот видеоресурс. Наиболее полезными, скорее всего, будут видеоролики по физике и про космос.

 

 

Канал НИЯУ МИФИ [8] должен заинтересовать преподавателей КНИТУ-КАИ, прежде всего, полным курсом видеолекций по физике. Эти лекции могут стать бесценным подспорьем для преподавателей профильных предметов. Кроме того, на канале имеются полные лекции по механике, молекулярной физике, электричеству и магнетизму, оптике, атомной физике.

 

 

Мы продолжим обзор открытых видеоресурсов, которые могут заинтересовать преподавателей КНИТУ-КАИ как полезный учебный видеоконтент, допускающий использование в преподавании ряда технических дисциплин, в следующих публикациях в рамках рубрики «Новости электронного обучения» на Портале КНИТУ-КАИ.

Уважаемые преподаватели! Для обратной связи с Отделом электронных технологий в образовании Вы можете использовать:

форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ»;

Ждем Ваших вопросов и предложений по вопросам внедрения электронного обучения в КНИТУ-КАИ.

Источники

1. WhatStat. Статистика и рейтинги каналов YouTube. [Интернет-ресурс]. URL: http://whatstat.ru/channels/top250

2. Socialblade – статистическая база по социальным медиа. [Интернет-ресурс]. URL: https://socialblade.com/youtube/top/100

3. Рейтинг YouTube каналов. Топ 100 популярных ютуб каналов в мире. [Интернет-ресурс]. URL: http://tuberank.ru/youtube/world/top100

4. Канал Thoisoi. [Интернет-ресурс]. URL: https://www.youtube.com/user/Thoisoi/about

5. Канал Простая наука. [Интернет-ресурс]. URL: https://www.youtube.com/user/GTVscience

6. Простая наука. Эксперимент в коробочке. [Интернет-ресурс]. URL: Simplescience.ru

7. Канал Научпок. [Интернет-ресурс]. URL: https://www.youtube.com/user/nowchpok/playlists

8. Канал НИЯУ МИФИ. [Интернет-ресурс]. URL: https://www.youtube.com/user/NRNUMEPhI/playlists


Автор:
Отдел электронных технологий в образовании

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Московские и нижегородские студенты впечатлены КАИ и Казанью

22.07.2024

Программа Объединенной авиастроительной корпорации «Корпоративная межрегиональная практика» подошла к концу

Выпускник КНИТУ-КАИ Ван Цзяньюань: «Скучаю по КАИ»

22.07.2024

Быть КАИстом перестать невозможно, где бы ты в итоге ни жил и сколько бы времени ни прошло

В России растет доля студентов, удовлетворенных учебой в вузе

22.07.2024

Статистика КНИТУ-КАИ подтверждает данные соцопроса, проведенного ВЦИОМ и платформой «Неравнодушный человек»

КАИсты о КАИ. Карина Вахрушева (ИАЭП):

22.07.2024

«Я верю, что мы достигнем больших вершин»

Федорову Игорю Игоревичу -75

19.07.2024

19 июля 2024 года исполняется 75 лет со дня рождения доцента кафедры КиПЛА Федорова Игоря Игоревича

ПИШ КАИ представила перспективы своего развития

19.07.2024

Выставку передовых инженерных школ развернули на китайско-российском форуме по наращиванию инженерного потенциала

Я - выпускник КАИ

19.07.2024

Радик Хасанов: Верю, будущие выдающиеся конструкторы, будущие руководители высокотехнологичных компаний начинаются здесь, в КАИ!

КАИсты о КАИ. Михаил Демин (ФМФ):

19.07.2024

«Совпало идеально: и город, и направление обучения, и вуз, который можно назвать одним из лучших»

Шайхутдинову Ильязу Гаязовичу - 80

19.07.2024

19 июля исполняется 80 лет старшему преподавателю кафедры теоретической и прикладной механики и математики И.Г. Шайхутдинову