Отображение сетевого контента
Один из известных авиационных конструкторов, создатель знаменитых пикирующих бомбардировщиков Пе-2 и тяжелых бомбардировщиков Пе-8, громивших стратегические объекты в глубоком тылу противника.
После окончания университета в 1922 году Петляков начинает работать в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) и со временем становится помощником и близким другом А. Н. Туполева. Владимир Михайлович занимался конструированием и одновременно являлся организатором производства аэросаней, глиссеров, торпедных катеров, самолетов и даже дирижаблей.
В течение ряда лет В. М. Петляков принимал непосредственное участие в создании конструкций, разработанных А. Н. Туполевым. С 1925 по 1936 гг. он возглавлял конструкторскую бригаду, занимающуюся проектированием крыльев самолетов АНТ-1 и др. В 1928 году Петляков возглавляет бригаду создания тяжелых самолетов, и в процессе разработки самолета АНТ-6 (ТБ-3) он создает конструкцию авиационного бензобака, которым после этого на протяжении 20 лет будут пользоваться все конструкторы самолетов. ТБ-3 становится основным бомбардировщиком советской авиации. Он лучше всего зарекомендовал себя как ночной бомбардировщик. За создание этой машины В. М. Петлякова награждают орденом Красной Звезды и Орденом Ленина.
В 1937 году Владимир Михайлович был арестован и отправлен работать в закрытое КБ (ЦКБ-29). Работая в «Шаражке», он получил задание возглавить постройку скоростного высотного двухмоторного истребителя, оснащенного турбокомпрессорами. Когда самолет был готов, Петлякову была поставлена задача за 45 суток перепроектировать его в пикирующий бомбардировщик.
Работа началась в 1938 году, и уже 22 января 1939 года бомбардировщик под названием Пе-2 был готов к первому полету. Все участники создания Пе-2 получили свободу в 1940 году, а в январе 1941 года В. М. Петлякову вручили Сталинскую премию 1 степени. Полученными деньгами Петляков тайно премировал чертёжников, на поощрение которых не было выделено средств.
После освобождения конструктор был назначен на авиастроительный завод №124 им. Орджоникидзе в Казани, где запустили в серийное производство Пе-2.
В 1942 роковая случайность оборвала жизнь замечательного конструктора-новатора. При перелете 12 января из Казани, куда эвакуировали серийный завод и КБ, в Москву, самолет с заводским номером 14-11 загорелся и упал недалеко от деревни Мамешево в Нижегородской области. Все находившиеся на борту погибли. Похоронили его на центральной аллее Арского кладбища в Казани. Владимиру Михайловичу было всего 50 лет, он был в самом расцвете творческих сил.