Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

Узнай о КАИ

? В каком году КАИ присвоили имя А.Н. Туполева? 

Ответ: Имя Андрея Николаевича Туполева присвоено КАИ в 1973 г.

ТУПОЛЕВ Андрей Николаевич 

Выдающийся авиаконструктор, который разработал и внедрил в практику технологию крупносерийного производства лёгких и тяжёлых металлических самолётов. Под его руководством проектировались бомбардировщики, разведчики, истребители, пассажирские, транспортные, морские, специальные рекордные самолёты, а также аэросани, торпедные катера, гондолы, мотоустановки и оперение первых советских дирижаблей.

В годы Великой Отечественной войны неоднократно посещал Казанский авиационный институт. Под руководством Туполева спроектировано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов.

 

 

? Кто из выпускников КАИ стал впоследствии генеральным конструктором ОКБ Сухого?

Ответ: Симонов Михаил Петрович.

РУМЯНЦЕВ Сергей Васильевич 

В 1938 начал работать в КАИ: в 1938-1953 – заведующий кафедрой, в 1942-1943 – заместитель директора по научно-учебной работе, в 1944-1946 – декан моторостроительного факультета, в 1949-1953 – директор Казанского авиационного института.

С 1955 по 1960 года Румянцев был заместителем министра высшего образования СССР, а затем заместителем министра высшего и среднего специального образования СССР. Являлся председателем Научно-технического совета Министерства

В 1960–1970 — первый ректор Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы (ныне РУДН).

Сергей Васильевич является создателем научных направлений по управлению процессами горения в поршневых и реактивных двигателях, оптимальному управлению двигателем в полёте, по системам автоматизированного проектирования (САПР) авиационных двигателей.

 

 

? Кто является автором гимна КАИ?

Ответ: Валерий Дмитриевич Боков, выпускник 1972 г. факультета летательных аппаратов.

РУМЯНЦЕВ Сергей Васильевич 

В 1938 начал работать в КАИ: в 1938-1953 – заведующий кафедрой, в 1942-1943 – заместитель директора по научно-учебной работе, в 1944-1946 – декан моторостроительного факультета, в 1949-1953 – директор Казанского авиационного института.

С 1955 по 1960 года Румянцев был заместителем министра высшего образования СССР, а затем заместителем министра высшего и среднего специального образования СССР. Являлся председателем Научно-технического совета Министерства

В 1960–1970 — первый ректор Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы (ныне РУДН).

Сергей Васильевич является создателем научных направлений по управлению процессами горения в поршневых и реактивных двигателях, оптимальному управлению двигателем в полёте, по системам автоматизированного проектирования (САПР) авиационных двигателей.

 

 

? Бюсты и памятные доски каких известных выпускников и сотрудников вы сможете найти в зданиях КНИТУ-КАИ?

Ответ: 

Здание  № 1:  Четаев Николай Гурьевич, Жирицкий Георгий Сергеевич , Глушко Валентин Петрович, Румянцев Сергей Васильевич, Каменков Георгий Владимирович, Застела  Юрий Кириллович, Садовников Владимир Геннадьевич, Губанов Борис Иванович, Симонов Михаил Петрович, Королев Сергей Павлович, Белугин Владимир Александрович.

Здание №3: Одиноков Юрий Георгиевич.

Здание №4: Нужин Семён Григорьевич, Куршев Николай Васильевич

Здание №5: Нигматуллин Рашид Шакирович, Курынов Александр Павлович.

Здание №7: Кожевников Юрий Васильевич

ГУБАНОВ Борис Иванович

Выпускник КАИ 1953 года, выдающийся конструктор ракетно-космической техники, главный конструктор космической системы «Энергия-Буран» и ее ракеты-носителя «Энергия». Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, доктор технических наук.

Талантливый инженер обеспечивал запуск первых боевых ракет Королева. В 1982 году его, генерального конструктора КБ «Южное», переводят в НПО «Энергия». Губанов – разработчик космического челнока «Буран». Ученый - автор 150 научных работ и четырехтомника «Триумф и трагедия «Энергии» (размышления главного конструктора)». На страже воздушных границ России стоят созданные им самые мощные межконтинентальные ракеты SS-18 «Сатана» и «Энергия».

 

? С университетами какой страны КНИТУ-КАИ открыл совместную магистратуру?

Ответ: Германия.

НИГМАТУЛЛИН Рашид Шакирович

Советский учёный в области электрохимии и педагог высшей школы, профессор, доктор физико-математических наук, заслуженный деятель науки РСФСР.

После успешной защиты диссертации Нигматуллин в 1954 году был приглашен в КАИ на заведование кафедрой теоретических основ радиотехники, позже переименованной в кафедру теоретической радиотехники и электроники, которую он бессменно возглавлял на протяжении 34 лет.

С 1967 по 1977 год возглавлял КАИ, при ректоре Нигматуллине институт получил мощное развитие. В частности, были открыты два новых факультета – вычислительной техники и автостроения, причем под каждый из них построены свои учебные корпуса.

Список научных трудов Рашида Шакировича содержит свыше 200 научных работ и изобретений. Среди его учеников 7 докторов и около 30 кандидатов наук.

 

 

? Какими орденами и когда был награждён КАИ?

  Ответ: Орден Трудового Красного Знамени в  1967 г. к 35-летию КАИ и орден Дружбы народов в 1982 г. к 50-летию КАИ.

НИГМАТУЛЛИН Рашид Шакирович

Советский учёный в области электрохимии и педагог высшей школы, профессор, доктор физико-математических наук, заслуженный деятель науки РСФСР.

После успешной защиты диссертации Нигматуллин в 1954 году был приглашен в КАИ на заведование кафедрой теоретических основ радиотехники, позже переименованной в кафедру теоретической радиотехники и электроники, которую он бессменно возглавлял на протяжении 34 лет.

С 1967 по 1977 год возглавлял КАИ, при ректоре Нигматуллине институт получил мощное развитие. В частности, были открыты два новых факультета – вычислительной техники и автостроения, причем под каждый из них построены свои учебные корпуса.

Список научных трудов Рашида Шакировича содержит свыше 200 научных работ и изобретений. Среди его учеников 7 докторов и около 30 кандидатов наук.

 

 

? Во дворе какого здания можно найти переднюю часть самолета Ту-124?

Ответ: третье здание.

КОЖЕВНИКОВ Юрий Васильевич

Выпускник 1955 года, ректор Казанского авиационного института в 1977—1987 гг ., ученый в области динамики полета и оптимального управления, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники ТАССР, Российской Федерации, Заслуженный профессор КГТУ им.А.Н.Туполева (1997).

При его участии в институте были открыты новые специальности, учебные и научные лаборатории, созданы факультет технической кибернетики и информатики, кафедра прикладной математики и информатики. Кожевникова Ю.В. – специалист в области оптимизации и информатизации научных исследований стохастических систем и технологических процессов с приложениями в машиностроении и высшем инженерном образовании.

 

 

? Кто первым из выпускников КАИ стал ректором нашего вуза?

Ответ: Кожевников Юрий Васильевич ( 1977 – 1987 гг.).

КОЖЕВНИКОВ Юрий Васильевич

Выпускник 1955 года, ректор Казанского авиационного института в 1977—1987 гг ., ученый в области динамики полета и оптимального управления, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники ТАССР, Российской Федерации, Заслуженный профессор КГТУ им.А.Н.Туполева (1997).

При его участии в институте были открыты новые специальности, учебные и научные лаборатории, созданы факультет технической кибернетики и информатики, кафедра прикладной математики и информатики. Кожевникова Ю.В. – специалист в области оптимизации и информатизации научных исследований стохастических систем и технологических процессов с приложениями в машиностроении и высшем инженерном образовании.

 

 

? Какие улицы Казани названы в честь преподавателей, студентов и выпускников КАИ?

Ответ: улицы Николая Ивановича Максимова, Николая Гурьевича Четаева, Валентина Петровича Глушко, Сергея Павловича Королёва, Артёма Айдинова, Александра Павловича Курынова, Рашида Шакировича Нигматуллина, Файзрахмана Салаховича Юнусова

МАКСИМОВ Николай Иванович

В 1937 получил диплом инженера-авиастроителя Казанского авиационного института. В Великую Отечественную войну был главным контролером Казанского авиационного завода №124 (будущего завода №22 – КАПО), затем ведущим инженером, заместителем начальника цеха, руководителем отдела технического отдела технического контроля, начальником производства, главным инженером завода (в 1949 году).

В 1960 году Николая Ивановича назначили директором Казанского авиационного завода, где он работал до своей внезапной смерти в 1967 году. Возглавляемому им коллективу удалось не только освоить сверхзвуковой самолет Ту-22, но и запустить в серию Ил-62 – гордость и флагман Аэрофлота, представительский лайнер.

При участии Максимова на заводе были разработаны и внедрены многие передовые технологии, которые значительно повысили качество и надежность выпускаемых машин. Он был автором ряда ценных изобретений. Николай Иванович везде, где работал, удивлял окружающих широтой эрудиции, умением глубоко разобраться в сути вопроса, был разносторонне развитым человеком.

 

? Кто из выпускников КАИ является Героем России?

Симонов Михаил Петрович – генеральный конструктор ОКБ Сухого, Попов Леонид Степанович – заслуженный штурман-испытатель , Шарпатов Владимир Ильич – заслуженный летчик-испытатель.

СИМОНОВ Михаил Петрович

Выпускник КАИ 1954 года, выдающийся авиаконструктор. Лауреат Ленинской премии (1976) и Государственных премий РФ (1998, 1999), Герой России (1999). Доктор технических наук, профессор, действительный член Международной и Российской инженерных академий, Российской академии авиации и воздухоплавания. Награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями.

Принимал участие в создании сверхзвукового фронтового бомбардировщика Су-24, штурмовика Су-25 и их модификаций. Под руководством Симонова были созданы истребители Су-27 и его модификации, Су-30, Су-33, фронтовой бомбардировщик Су-34, а также спортивно-пилотажные самолеты Су-26, Су-26М, Су-29, Су-31 и Су-49.

 

? Имена каких известных людей, связанных с историей КАИ, можно найти  в списке кратеров на Луне?

Ответ: именами Жирицкого Георгия Сергеевича,  Королева Сергея Павловича и  Глушко Валентина Петровича названы кратеры на Луне (наиболее крупный – кратер Королев).

ГЛУШКО Валентин Петрович

Основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения. Лауреат Ленинской премии, дважды лауреат Государственной премии СССР, дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961).

Главный конструктор космических систем (с 1974), генеральный конструктор многоразового ракетно-космического комплекса «Энергия — Буран», академик АН УССР и АН СССР, действительный член Международной академии аэронавтики. В.П.Глушко вместе с директором КАИ Г.В.Каменковым и деканом 2-го факультета С.В.Румянцевым выступили с предложением о создании в КАИ кафедры реактивных двигателей. Это предложение было одобрено правительством, и В.П.Глушко возглавил ее.

 

? Какой факультет первым был открыт в КАИ в 1934 году?

Ответ: самолетостроительный факультет на базе аэродинамического и самолетостроительного отделений.

КАМЕНКОВ Георгий Владимирович

В 1930 окончил Казанский государственный университет, обучался в аспирантуре на кафедре теоретической механики, одновременно прошёл одногодичную стажировку в лабораториях ЦАГИ.

В 1932-1949 работал в Казанском авиационном институте: в 1932 – ассистент, в 1933 – доцент, в 1935 – заведующий кафедрой аэродинамики, в 1937 – заместитель директора по научно-учебной части.

С 1944 по 1949 возглавлял Казанский авиационный институт. Во время Великой Отечественной войны по совместительству работал начальником Казанского филиала ЦАГИ.

 

 

? Какой самолет установлен между двумя зданиями КНИТУ-КАИ?

Ответ: в мае 2017 году между вторым и восьмым зданием КАИ был установлен самолет Ту-144.

ЧЕТАЕВ Николай Гурьевич

С 1926 года работал в Казанском государственном университете, в сентябре 1930 года Николай Гурьевич был утвержден профессором, заведующим кафедрой механики физико-математического факультета КГУ.

В июне 1931 года при Казанском университете было создано аэродинамическое отделение; почти сразу оно было реорганизовано в самостоятельный Казанский авиационный институт. Душой этого начинания и в организационном, и в научно-педагогическом отношении был Н. Г. Четаев, исполнявший обязанности заместителя директора института по научной и учебной части.

В университете и авиационном институте Николаем Гурьевичем были прочитаны различные курсы лекций как студентам, так и преподавателям и аспирантам: общая механика, гидродинамика, теория крыла, специальные главы аналитической механики, устойчивость движения, теория характеристик Кронекера, интегральные инварианты, частный принцип относительности и др.

Совмещая преподавательскую работу в КГУ с должностью заместителя директора КАИ, в 1933–1937 гг. заведовал кафедрой аэродинамики нового вуза.

 

 

? Сколько мировых рекордов установлено А.П. Курыновым за годы занятий тяжелой атлетикой?

Ответ: за годы выступлений им установлено 14 мировых рекордов и 15 рекордов СССР.

КУРЫНОВ Александр Павлович

Выпускник КАИ 1957 года, чемпион XVII Олимпийских игр, трехкратный чемпион Мира и четырехкратный чемпион Европы по тяжелой атлетике.

Будучи студентом института, под руководством тренера Владимира Павлова серьёзно занялся тяжелой атлетикой и в 1956 году выполнил норматив мастера спорта СССР. В 1959, 1960 и 1962 годах Александр Курынов был победителем международных соревнований «Кубок Дружбы». Наибольшего успеха добился в 1960 году, завоевав звание чемпиона Олимпийских игр в Риме, победив «железного» Томми Коно (США) и установив при этом мировые рекорды в толчке — 170,5 кг и в сумме троеборья — 437,5 кг. За этот успех он удостоен почетного звания «Заслуженный мастер спорта СССР». Курынов — чемпион мира 1961, 1962, 1963 и чемпион Европы 1960—1963 годов. На счету Александра Курынова — 14 мировых рекордов.

 

 

? В КНИТУ-КАИ есть своя аэротруба. Она находится в четвёртом здании. Что там находилось раньше?

Ответ: Это здание бывшего польского костёла.

КОРОЛЕВ Сергей Павлович