Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

Экспертиза электронных курсов КНИТУ-КАИ: от Альфы до Омеги

06.10.2017

Материал публикуется в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения».

На современном этапе развития электронных образовательных технологий во всем мире наблюдается заметная тенденция «перехода от количества к качеству», когда наряду с ростом числа электронных курсов, предлагаемых университетами, резко возрастают требования к их качеству.

Каждый вуз по-своему решает проблему обеспечения качества электронных курсов, разработанных преподавателями и используемыми в учебном процессе. В КНИТУ-КАИ одним из основных средств обеспечения качества электронных курсов является экспертиза электронных курсов.

Постараемся рассмотреть все основные аспекты процедуры экспертизы электронных курсов в КНИТУ-КАИ и ответить на наиболее часто возникающие вопросы, связанные с этой процедурой.

Нормативно-правовой основой процедуры экспертизы качества электронных курсов является «Положение об экспертизе электронных курсов КНИТУ-КАИ» от 21 июля 2017 г. [1], введенное в действие Приказом №1055-О(60111) ректора КНИТУ-КАИ А. Х. Гильмутдинова от 21 июля 2017 г. [2], включающее приложения:

Приложение А. «Алгоритм проведения экспертизы электронного курса»

Приложение Б. «Образец экспертного заключения по электронному курсу»

(Для доступа к документам необходима авторизация в BlackBoard.)

Данное положение является уже третьей версией документа.

Проведение экспертизы вызывает множество вопросов – и у рядовых преподавателей – авторов электронных курсов, и у заведующих кафедрами. Приведем ответы на наиболее часто задаваемые вопросы:

Зачем вообще нужна экспертиза?

Согласно пункту 1.4 «Положения об экспертизе», «Цель проведения экспертизы электронных курсов – обеспечение высокого качества электронных курсов, используемых для поддержки традиционного обучения в КНИТУ-КАИ в рамках программ высшего и среднего профессионального образования».

Более того, в соответствии с пунктом 1.6, «Положительное экспертное решение Отдела электронных технологий в образовании (ОЭТвО) является обязательным условием размещения электронного курса в Каталоге электронных образовательных ресурсов КНИТУ-КАИ и учета его в числе персональных рейтинговых показателей автора и отчетных показателей соответствующего учебного структурного подразделения КНИТУ-КАИ».

Может ли преподаватель – автор электронного курса использовать его в учебном процессе до проведения экспертизы?

Да, конечно. Согласно пункту 4.1.1, «Материалы электронных курсов могут беспрепятственно использоваться авторами в учебном процессе независимо от проведения экспертизы».

Как осуществляется документооборот, связанный с проведением экспертизы электронных курсов?

Согласно пункту 4.1.3, «Документооборот экспертизы электронного курса является автоматизированной процедурой, осуществляемой в системе электронного документооборота Directum».

Кто и как инициирует проведение экспертизы электронного курса?

Прежде всего, следует сказать, что (согласно пункту 4.1.5) «Процедура экспертизы электронного курса проводится в два этапа. Первый этап экспертизы осуществляется на кафедре, где работает автор. Второй этап экспертизы осуществляется в ОЭТвО».

Как гласит пункт 4.1.4 «Положения об экспертизе…», «Инициатором проведения экспертизы является автор электронного курса». «Процедура экспертизы электронного курса начинается с оформления автором электронного курса электронной заявки на проведение экспертизы на странице Диспетчерской службы Service Desk ДИТ КНИТУ-КАИ: http://pk.kai.ru/info/servicedesk.phtml» (п. 4.2.1).

Подробнее о процедуре проведения экспертизы – в пунктах 4.2, 4.3 «Положения об экспертизе» и в документе: Приложение А. «Алгоритм проведения экспертизы электронного курса».

Замечание: Движение документов через систему электронного документооборота Directum сопровождается отправкой уведомлений на электронные адреса заведующего кафедрой и автора электронного курса. Поэтому необходимо, чтобы и преподаватели, и заведующие кафедрами регулярно просматривали свою корпоративную электронную почту.

Разве не достаточно провести экспертизу электронного курса на кафедре? Зачем нужен второй этап?

Двухэтапная схема экспертизы электронных курсов была принята в мае 2016 года после того, как были выявлены следующие (весьма неприглядные) факты формального, безответственного отношения к проведению экспертизы со стороны некоторых авторов электронных курсов и руководства ряда кафедр, а именно:

  • - оценки, выставленные в экспертном заключении (подписанном заведующим кафедрой) нередко были сильно завышенными – курсы не отвечали современным требованиям педагогического дизайна и были неудобны для студентов с точки зрения навигации и использования объектов системы управления обучением BlackBoard;
  • - в ряде случаев ни председатель экспертной комиссии (заведующий кафедрой), ни члены экспертной комиссии, подписавшие экспертное заключение, вообще не имели прав доступа к курсу в BlackBoard и, соответственно, ни разу не заходили на курс;
  • - несколько курсов, представленных к экспертизе, оказались «клонами» других курсов, уже получивших ранее положительное экспертное заключение.

В целях устранения выявленных недостатков и для повышения качества электронных курсов КНИТУ-КАИ Распоряжением №096-Р(35579) проректора по образовательной деятельности КНИТУ-КАИ Н. Н. Маливанова от 20 мая 2016 года Отделу электронных технологий в образовании было поручено проведение второго (внешнего) этапа экспертизы.

Есть ли в ОЭТвО специалисты, способные провести внешнюю экспертизу электронного курса?

Да, экспертом от ОЭТвО назначена В. Н. Устюгова – ведущий специалист по учебно-методической работе отдела, специалист с большим преподавательским стажем, автор множества публикаций по практическим вопросам электронного обучения.

В чем состоит второй этап экспертизы? Как его «запустить»?

Эксперт ОЭТвО (В. Н. Устюгова) получает задание на проведение (второго этапа) экспертизы электронного курса (вместе с экспертным заключением кафедры и чек-лист) через СЭД Directum (см. пункт 4.2.11). Эксперт ОЭТвО заходит в электронный курс, представленный к экспертизе, и в соответствии с критериями, приведенными в экспертном заключении кафедры, делает анализ структуры курса, системы навигации и предусмотренной курсом образовательной траектории.

При выявлений устранимых нарушений требований к электронному курсу (см. пункт 4.3.7) относительно структурирования материалов или их представления в BlackBoard эксперт записывает видеоролик (с помощью программного средства Screencast-o-matic), где делает свои замечания и комментарии по курсу, отмечает его сильные и слабые стороны, подробно разбирает допущенные автором ошибки, делает рекомендации по их исправлению.

Видеоролик с замечаниями размещается на видеосервисе YouTube с правами «Доступ по ссылке». Это означает, что никто, кроме автора, этих видеозамечаний не увидит. Небольшие замечания записываются в файл текстового формата, и файл с замечаниями (и/или ссылками на видеоролик) отправляется автору электронного курса на личную электронную почту. Задача на проведение экспертизы в СЭД Directum в этом случае не закрывается до устранения автором отмеченных недостатков.

Получается, что экспертиза – это не только процедура оценки электронных курсов, но и своего рода учебный процесс?

Да, действительно. Поскольку автор электронного курса, который по той или иной причине не соответствует всем требованиям, предъявляемым к электронным курсам КНИТУ-КАИ, получает еще и подробную видеоконсультацию – видеоинструкцию по структурированию и представлению материалов электронного курса, такая методика оказалась весьма эффективной. Ее использование не только экономит время авторов электронных курсов, но и помогает им научиться правильно проектировать и создавать электронные курсы. Можно сказать, что процедура экспертизы интегрируется с учебным процессом. Такой «формат» взаимодействия эксперта ОЭТвО с авторами электронных курсов получил высокую оценку со стороны преподавателей КНИТУ-КАИ. Так, например, все опрошенные преподаватели КНИТУ-КАИ высказались за внедрение этой методики как наиболее эффективного, на настоящий момент, средства повышения качества электронных курсов в университете [3].

В чем состоит суть изменений, внесенных в новую версию «Положения об экспертизе…»?

Новая версия «Положения об экспертизе…» должна помочь в решении ряда выявленных проблем на пути эффективного внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в КНИТУ-КАИ. Одной из таких проблем является «клонирование» электронных курсов – когда электронный курс дублируется, например, чтобы быть использованным для обучения другой группы студентов, и представляется к экспертизе как новый курс. Более того, иногда преподаватели попросту обмениваются электронными курсами, заменяя в них лишь фамилию автора, и также представляют их к экспертизе, то есть, налицо «чистой воды» плагиат. Новая версия «Положения об экспертизе» ставит барьер на пути такого недобросовестного поведения преподавателей.

Вторым немаловажным моментом является изменение списка сопроводительных документов, необходимых для проведения экспертизы. Так, если ранее допускалась возможность хранения (заполненного автором и утвержденного экспертной комиссией кафедры) чек-листа электронного курса на кафедре, то сейчас – это документ, прикрепляемый в СЭД Directum к задаче проведения экспертизы. Это обеспечивает большую прозрачность и объективность экспертного заключения по электронному курсу.

Далее. Одной из задач проведения экспертизы электронных курсов в КНИТУ-КАИ является приведение их в соответствие с «Методическими рекомендациями по структурированию контента…» [4]. Действующая версия «Методических рекомендаций…» была тщательно переработана с учетом тех вопросов по созданию и использованию электронных курсов, которые эксперты ОЭТвО получали от преподавателей КНИТУ-КАИ в течение предыдущего учебного года. Добавлены два приложения к документу – они представляют собой примеры оформления материалов электронных курсов, а именно – перечней практических занятий и лабораторных работ. Необходимость этих дополнений обусловлена изменением формата Рабочих программ дисциплин.

Все вышеназванные изменения в процедуре экспертизы электронных курсов необходимы для улучшения качества веб-поддержки учебного процесса в университете.

Для обратной связи с Отделом электронных технологий в образовании можно использовать форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ», электронную почту: oakashina@kai.ru, vnustyugova@kai.ru, rearkhipov@kai.ru или телефон: +7 (843) 231 16 31, 8631.

Ждем ваших вопросов и предложений.

Ссылки (для доступа необходима авторизация в LMS BlackBoard КНИТУ-КАИ)

Автор:
Отдел электронных технологий в образовании
Источник:

Комментарии к странице Комментарии к странице

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Цифровая кафедра

20.10.2022

КНИТУ-КАИ запускает программы обучения Цифровой кафедры

23 марта 2022 - мастер-класс «Как стать автором и создать...

17.03.2022

Отдел электронных технологий в образовании и НТБ приглашают на мастер-класс по созданию онлайн-курсов КНИТУ-КАИ

25 февраля 2022 года - мастер-класс «Как создать команду по работе...

24.02.2022

Отдел электронных технологий в образовании и НТБ организуют серию мастер-классов по созданию онлайн-курсов КНИТУ-КАИ

Итоги 2021 года в электронном образовании

31.12.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Конкурс авторов на создание МООК КНИТУ-КАИ-2022

02.07.2021

Приглашаем всех преподавателей принять участие

МООК КНИТУ-КАИ-2021: этапы работы

16.04.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Тренды цифрового образования 2021 года: направления развития

18.02.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Завершается 2020 год: что он принёс в цифровизацию образования?

25.12.2020

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Новости открытого образования

28.09.2020

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»