Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

Онлайн-курсы и ресурс «Одного окна»

03.11.2017

Материал по итогам VII Международной Интернет-конференции VRME-2017 – в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения».

Состоявшаяся 2-6 октября 2017 г. по инициативе Московского государственного педагогического университета VII Международная научно-практическая Интернет-конференция «Виртуальная реальность современного образования» (VRME-2017) стала заметным событием в мире образования и педагогической науки. Конференция была посвящена анализу тенденций развития образования на современном этапе, вопросов организации и качества электронного обучения, проблем и перспектив внедрения электронных образовательных технологий, рисков в работе современного преподавателя.

Целевая аудитория конференции включала:

  • - преподавателей высшего, среднего профессионального и дополнительного образования;
  • - разработчиков образовательных программ, электронных образовательных ресурсов, онлайн-курсов и учебно-методических материалов;
  • - менеджеров образовательных программ;
  • - руководителей высших и средних образовательных учреждений и их подразделений.

Формат проведения конференции – открытая дистанционная трибуна для проведения лучшими экспертами-практиками в области образования мастер-классов в виртуальной образовательной среде, обмена опытом, экспертным видением и рабочими инструментами.

Среди выступлений участников конференции особое внимание привлекает к себе доклад, сделанный директором Института технологий открытого образования (ИТОО) Уральского федерального университета В. С. Третьяковым – «Онлайн-курсы и ресурс «Одного окна».

Данный материал посвящен анализу основных положений этого доклада.

Что такое «онлайн-курсы»?

  • -        Онлайн-курсы – это, прежде всего, современная образовательная технология. Ее главной особенностью на современном этапе развития образования является встраивание в межуниверситетскую образовательную траекторию.
  • -        Онлайн-курсы – это открытый контент, позволяющий пользователям бесплатно ознакомиться с содержанием образовательной программы, прежде чем записаться на обучение. Пионером в этой области явился УрФУ, опыт которого позволяет сделать вывод о том, что открытость контента принципиально меняет отношение обучаемых к выбору программы и к учебному процессу.
  • -        Онлайн-курсы – это первый формат цифровых ресурсов, получивших очень широкое использование – сейчас на одном онлайн-курсе может одновременно (в течение довольно длительного времени) обучаться до 100 000 человек.
  • -        Онлайн-курсы – это наиболее естественный формат обучения, поскольку автор не только создает контент, но и сам проектирует траекторию обучения.
  • -        Онлайн-курсы – это возможность автоматизировать рутинную работу преподавателя, возможность оптимизировать организационную работу, высвободив время для новых форм контактной работы, в первую очередь, проектной работы с обучающимися.
  • -        Онлайн-курсы – это один из первых форматов обучения, где преподаватели (авторы курсов) могут получать вознаграждение не только в рамках почасовой оплаты труда или трудового договора, но и в виде роялти, предусматривающем получение авторами онлайн-курсов процента от выручки, полученной от продажи сертификатов по итогам обучения слушателей на этих курсах. Апробация «формата» роялти в Уральском федеральном университете (г. Екатеринбург) позволила специалистам сделать вывод о том, что это весьма перспективное направление – возникает мотивация авторов электронных курсов на качество последних, на соответствие контента передовым стандартам. При этом доход авторов открытых онлайн-курсов (т.е. их доля в выручке от продажи сертификатов, полученной в течение года) может составлять до нескольких миллионов рублей.

Что понимается под «единым окном» доступа к онлайн-курсам ?

Под единым окном доступа к открытым онлайн ресурсам университетов Российской федерации понимается Каталог электронных курсов, разработанных в вузах РФ, находящихся на разных платформах, реализованных в различных LMS (англ.: Learning Management System, Система управления обучением). Это – своего рода промежуточное звено между различным платформами (LMS) и студентом. Наличие такого каталога позволит пользователям осуществлять поиск интересующих их курсов в одном месте, вместо того, чтобы просматривать огромное количество ресурсов вузов. Безусловно, создание единого каталога открытых онлайн-курсов российских университетов невозможно без государственной поддержки.

Какие возможности открывает использование «единого окна» для студентов, для вузов и для авторов открытых онлайн-курсов?

Единое окно доступа к онлайн-курсам позволяет:

  • -        Собрать для каждого обучаемого индивидуализированную образовательную траекторию, предусматривающую использование открытых онлайн-курсов разных университетов, находящихся на разных платформах. При этом не заключаются никакие договоры между вузами и устраняются прочие бюрократические преграды к совместному использованию ресурсов университетов.
  • -        Обеспечить широкое использование качественных цифровых ресурсов. До настоящего времени университеты практиковали «натуральное хозяйство» в области электронного обучения: в каждом вузе создавались свои цифровые ресурсы для «внутреннего использования» – этим занимались отдельные кафедры, точнее – отдельные преподаватели.
  • -        Сформировать большие сообщества обучающихся по каждому курсу или даже по отдельному модулю. Онлайн-курсы не следует отождествлять с их контентом! Обучение на открытых онлайн-курсах не сводится к пассивному «потреблению» учебного материала обучающимися. Онлайн-курсы – это, главным образом, сообщества обучающихся, где посредством разнообразных форматов коллективной работы происходит взаимное обучение.
  • -        Обеспечить открытое содержание образовательных программ и оценку качества до начала обучения.
  • -        Создавать межуниверситетские образовательные траектории.
  • -        Обеспечить возможность студентам бесплатно обучаться на курсах разных университетов, но если нужен сертификат, то за него придется заплатить.
  • -        Организовать сетевое взаимодействие вузов, в рамках которого будут решаться финансовые вопросы, связанные с обучением студентов.
  • -        Обеспечить возможность зачета результатов обучения на онлайн-курсах разных университетах.
  • -        Обеспечить вузам и авторам курсов стабильный доход от реализации сертификатов по итогам обучения.

Здесь перечислены лишь основные возможности использования единого окна доступа к открытым онлайн-курсам. Более подробную информацию можно получить на официальном сайте конференции «Виртуальная реальность современного образования».

Уважаемые преподаватели КНИТУ-КАИ!

Просим вас ответить на вопросы нашей анкеты по проблемам создания и использования открытых онлайн-курсов. Ваши ответы будут учтены при выработке стратегии развития КНИТУ-КАИ в сфере современных образовательных технологий.

АНКЕТА «Открытые онлайн-курсы – Pro и Contra»

Для обратной связи с Отделом электронных технологий в образовании можно использовать форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ», электронную почту: oakashina@kai.ru, vnustyugova@kai.ru, rearkhipov@kai.ru или телефон: +7 (843) 231 16 31, внутр. 8631. Ждем ваших вопросов и предложений!

Автор:
Отдел электронных технологий в образовании
Источник:

Комментарии к странице Комментарии к странице

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Разработка и создание электронного учебного курса в LMS Moodle

16.04.2024

Повышение квалификации «Разработка и создание электронного учебного курса в LMS Moodle» от Центр профессионального и...

Цифровая кафедра

20.10.2022

КНИТУ-КАИ запускает программы обучения Цифровой кафедры

23 марта 2022 - мастер-класс «Как стать автором и создать...

17.03.2022

Отдел электронных технологий в образовании и НТБ приглашают на мастер-класс по созданию онлайн-курсов КНИТУ-КАИ

25 февраля 2022 года - мастер-класс «Как создать команду по работе...

24.02.2022

Отдел электронных технологий в образовании и НТБ организуют серию мастер-классов по созданию онлайн-курсов КНИТУ-КАИ

Итоги 2021 года в электронном образовании

31.12.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Конкурс авторов на создание МООК КНИТУ-КАИ-2022

02.07.2021

Приглашаем всех преподавателей принять участие

МООК КНИТУ-КАИ-2021: этапы работы

16.04.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Тренды цифрового образования 2021 года: направления развития

18.02.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Завершается 2020 год: что он принёс в цифровизацию образования?

25.12.2020

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»