Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

Университет Огайо и КНИТУ-КАИ на пути к решению общих задач в сфере электронного обучения

06.12.2017

Cпециалист по методическому проектированию электронных курсов из университета Огайо.

Большой интерес у преподавателей и студентов КНИТУ-КАИ вызвали состоявшиеся 30 ноября 2017 г. лекции известного специалиста по методическому проектированию электронных курсов из университета Огайо, США (Ohio University, Patton College of Education) Джеффри Куна (Jeffrey Kuhn).

Краткая справка

Д. Кун более 10 лет занимается вопросами повышения эффективности преподавания английского языка (как второго иностранного) за счёт применения современных образовательных технологий, имеет опыт работы в университетах Японии, Монголии, Боливии, Бразилии, Перу, Чехии. Д. Кун являлся консультантом Государственного департамента США по проекту, предусматривающему разработку интерактивной образовательной видеоигры Trace Effects.

Основные научные интересы Д. Куна – это:

  • компьютерные технологии обучения языкам (Computer Assisted Language Learning, CALL);
  • применение игр в обучении.

Программа визита Д. Куна в КНИТУ-КАИ включала: открытые лекции для сотрудников и студентов КНИТУ-КАИ, встречу с сотрудниками  Отдела электронных технологий в образовании (ОЭТвО) и советником ректора КНИИТУ-КАИ по вопросам электронного образования Г.В.Ившиной

В первой лекции профессор Джеф Кун ознакомил присутствующих с электронным обучением в целом, рассказав об общих проблемах электронного обучения (ЭО), о его недостатках, преимуществах, и, разумеется, о том, каким образом использовать преимущества ЭО, и бороться с его недостатками. Во второй лекции мистер Кун подробно рассказал об использовании Интернет-сервисов для изучения английского языка и продемонстрировал аудитории их работу. Третья лекция была посвящена теме, связанной с научными интересами профессора Куна, по которой он защитил диссертацию (PhD), а именно использованию видеоигр в обучении.

Один из основных тезисов, красной нитью, проходивших через выступление Д.Куна, состоял в том, что в современных условиях эффективное обучение невозможно без социализации, т.е. без обратной связи между обучаемым и преподавателем, и без коммуникации между обучаемыми.

Методическое проектирование электронных курсов как основа электронного обучения

Как подчеркнул Д. Кун, методическое проектирование, или педагогический дизайн, имеет исключительно важное значение как основа процесса разработки и применения электронных курсов, поскольку в условиях массового внедрения дистанционных образовательных технологий кардинально меняется роль преподавателя.

Современный преподаватель – это не только и не столько «носитель» или «поставщик» информации – сколько «дирижёр» учебного процесса. Помимо знаний в предметной области, помимо компьютерных навыков, умения работать в системе управления обучением (СУО, LMS), ему необходимо владение методологическими принципами разработки и применения электронных курсов. В последние годы, – отметил профессор, – появилась новая профессия – педагогический дизайнер (англ.: instructional designer), спрос на таких специалистов на рынке труда в США, например, сейчас намного превышает предложение.

MOODLE vs BlackBoard

Имея опыт использования различных систем управления обучением, Д. Кун уверенно отдаёт предпочтение LMS MOODLE: «Несмотря на то, что для поддержки очного обучения по программам бакалавриата в Университете штата Огайо (как и во многих вузах во всём мире) используется LMS BlackBoard, с каждым годом всё очевиднее становится превосходство MOODLE», – считает Д.Кун, – «и дело даже не только в том, что MOODLE и её обновления распространяются бесплатно, в то время как за BlackBoard и отдельные модули к ней университеты платят немалые деньги – дело в том, что MOODLE разработана с учётом требований педагогического дизайна, она имеет более дружественный интерфейс (как для преподавателя, так и для обучаемого), более удобна для выстраивания образовательной траектории и для обеспечения коммуникации между всеми участниками образовательного процесса».

«Quality Matters», или как обеспечить качество электронных курсов на государственном уровне

По мнению, Д. Куна, обеспечение качества электронных курсов сегодня является приоритетной задачей для всех университетов. В университете штата Огайо ориентиром в решении этой проблемы является международная организация Quality Matters – признанный лидер в обеспечении качества онлайн-образования. Инициированный в 2006 г. правительством Соединённых Штатов проект по разработке стандартов электронного обучения в настоящее время развился в программу обеспечения качества электронного обучения в национальном масштабе.

Программа эта поддерживается международным консорциумом вузов Мэриленд онлайн (Maryland online), объединяющим более 1 300 университетов по всему миру.

Сертификат от Мэриленд онлайн – это гарантия качества электронного курса, используемого для дистанционного или смешанного обучения. На настоящий момент такой сертификат имеют тысячи курсов, разработанных в разных университетах мира.

Следует заметить, что Стандарты, разработанные Quality Matters для электронных курсов для программ высшего и непрерывного образования, хорошо согласуются с критериями качества электронных курсов, предусмотренными «Положением об экспертизе электронных курсов в КНИТУ-КАИ» от 27.07.2017 г. Они также включают такие показатели как

  • наличие методических рекомендаций для обучающихся;
  • удобство навигации;
  • обеспечение обратной связи с обучаемыми;
  • использование коммуникационных элементов СУО;
  • мониторинг успеваемости обучаемых.

МООК – доверять или нет?

МООК (массовые открытые онлайн курсы) сегодня у всех на слуху. Как любое заметное явление общественной жизни, МООК вызывают довольно острую борьбу мнений – одни считают, что МООКи скоро станут заменой классическим университетам, другие, напротив, считают, что это – всего лишь временное, но притом весьма опасное, явление, не более, чем дань моде.

Отношение к МООК у Д. Куна сдержанное. Да, есть хорошо зарекомендовавшие себя платформы, такие как Coursera и EdX, они предлагают качественные курсы и потому весьма популярны. Однако, как заметил профессор, работодатели, в большинстве своём, скептически относятся к сертификатам МООК. При приёме кандидатов на работу, например, наиболее веским «аргументом» является их портфолио. Сертификат МООК может стать лишь некоторым дополнением к нему.

По мнению Джеффа Куна, основные проблемы MOOCов заключаются в том, что, во-первых, обучение на них является пассивным – от ученика требуется  основном читать лекции и просматривать видеоролики без вовлечения в процесс обучения, а во-вторых, отсутствие надлежащей обратной связи – человек обучается в одиночестве без общения с преподавателями и другими учениками.

По-видимому, наиболее целесообразным является использование МООК в качестве дополнительных источников информации, но ни в коей мере не в качестве альтернативы электронным курсам, разработанным преподавателями университета.

Организационная структура электронного обучения

Интересен опыт университета штата Огайо по организации работы, связанной с проектированием и разработкой электронных курсов и их использованием в учебном процессе.

В штате структурного подразделения, координирующего работу по созданию электронных курсов и внедрению электронного обучения, состоит 12 человек. При этом каждый институт/факультет университета имеет отдельного, закреплённого за ним специалиста, который оказывает консультационную поддержку преподавателей этого института по вопросам структурирования контента, выстраивания образовательной траектории, методологическим аспектам использованием электронного курса в учебном процессе. Имеется также небольшая, но хорошо оборудованная студия видеозаписи, где преподаватели могут получить техническую поддержку специалистов при создании учебного видеоконтента.

Напомним, что аналогичной работой в КНИТУ-КАИ занимается Отдел электронных технологий в образовании. Американский гость был впечатлён методикой проведения экспертизы электронных курсов, практикуемой в ОЭТвО – когда каждый автор, представивший свой курс к экспертизе, получает (по электронной почте) подробный видеокомментарий эксперта – указания по устранению выявленных недостатков и/или рекомендации по дальнейшему совершенствованию курса. Для записи видеороликов используется условно бесплатное программное обеспечение Screencast-o-matic – оно позволяет сохранять всё происходящее на экране компьютера как видеоряд с закадровой озвучкой. Тем самым результатом экспертизы становится определённый индивидуализированный учебный контент – к настоящему моменту автором методики ведущим специалистом по учебно-методической работе ОЭТвО В.Н.Устюговой – записано уже более 60 часов «экспертного видео» по результатам проверки более 200 электронных курсов..

По мнению Д. Куна, такая методика намного эффективнее очных консультаций или письменных рекомендаций по устранению недостатков.

Общие проблемы, общие решения

В ходе визита Д. Куна в КНИТУ-КАИ были выявлены ключевые моменты развития электронного обучения – показательно, что и для университета штата Огайо, и для КНИТУ-КАИ они почти полностью совпадают. Среди проблем на пути внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологи, первоочередными (в обоих вузах) являются:

  • доработка локальной нормативной базы;
  • совершенствование мер стимулирования преподавателей к разработке и внедрению электронных курсов;
  • повышение общего уровня осведомлённости и компетентности преподавателей в области дистанционных образовательных технологий;
  • обеспечение преемственности в использовании ранее созданных электронных курсов.

Как отметила директор НТБ КНИТУ-КАИ, советник ректора по образовательным технологиям Г.В.Ившина: «У наших университетов общие проблемы в сфере электронного обучения и общие подходы к их решению. Нам необходимо объединить усилия в решении этих проблем. Для этого нужен научно обоснованный подход. И в университете штата Огайо, и в КНИТУ-КАИ накоплен определённый опыт применения дистанционных образовательных технологий, есть статистические показатели. Всё это требует обработки и осмысления. Уверена, что совместными усилиями мы сделаем много больше, чем поодиночке».

Начальник Отдела ЭТвО О.А.Кашина высказала пожелание лучше изучить опыт университета штата Огайо по организации электронного обучения и применению дистанционных образовательных технологий. Профессор Джеффри Кун выразил готовность к сотрудничеству и отметил, что ему было интересно познакомиться с результатами, достигнутыми в КНИТУ-КАИ.

Ссылки

Игра Trace Effects

https://americanenglish.state.gov/trace-effects

трейлер: https://www.youtube.com/watch?v=U-luAE4p7cw

http://americanenglish.state.gov

Quality Matters

https://www.qualitymatters.org/about

Standards from the QM Continuing and Professional Education Rubric, Second Edition

https://www.qualitymatters.org/sites/default/files/PDFs/StandardsfromtheQMContinuingandProfessionalEducationRubric.pdf

Портал «Открытое образование» - https://openedu.ru/

Отдел электронных технологий в образовании

 

Автор:
Источник:

Комментарии к странице Комментарии к странице

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Разработка и создание электронного учебного курса в LMS Moodle

16.04.2024

Повышение квалификации «Разработка и создание электронного учебного курса в LMS Moodle» от Центр профессионального и...

Цифровая кафедра

20.10.2022

КНИТУ-КАИ запускает программы обучения Цифровой кафедры

23 марта 2022 - мастер-класс «Как стать автором и создать...

17.03.2022

Отдел электронных технологий в образовании и НТБ приглашают на мастер-класс по созданию онлайн-курсов КНИТУ-КАИ

25 февраля 2022 года - мастер-класс «Как создать команду по работе...

24.02.2022

Отдел электронных технологий в образовании и НТБ организуют серию мастер-классов по созданию онлайн-курсов КНИТУ-КАИ

Итоги 2021 года в электронном образовании

31.12.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Конкурс авторов на создание МООК КНИТУ-КАИ-2022

02.07.2021

Приглашаем всех преподавателей принять участие

МООК КНИТУ-КАИ-2021: этапы работы

16.04.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Тренды цифрового образования 2021 года: направления развития

18.02.2021

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»

Завершается 2020 год: что он принёс в цифровизацию образования?

25.12.2020

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения»