Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

Владимир Шарпатов: «Именно знания, полученные в КАИ, сделали из меня грамотного пилота!»

Владимир Ильич Шарпатов – Герой России, который всю жизнь проработал в авиации. Но небо покорилось ему не сразу. Владимир Ильич послужил прототипом Владимира Ивановича Карпатова, одного из главных героев фильма «Кандагар». О выборе места учебы и студенческих годах В.И. Шарпатова – в интервью.

- Владимир Ильич, почему Вы решили поступать именно в КАИ?

- В детские военные и послевоенные годы авиация была постоянной темой буквально для всех СМИ, хотя их перечень в те времена был значительно меньше. Я родился и вырос в большой и довольно небогатой семье шофера старшим из четырех детей. Мечта стать летчиком зародилась в раннем детстве. Хотелось повидать мир, проверить свои способности и «выбиться в люди». Начал с того, что очень много читал. Перечитал все книги про авиацию из школьной и поселковой библиотеки, многие из них обменивал на книги других тем. Стал создавать собственную авиабиблиотеку, в которую сейчас входит не одна сотня изданий.

Первая попытка поступления в девятую спецшколу ВВС г. Казани оказалась безуспешной, так как она была ликвидирована во времена Никиты Хрущева по программе сокращения Вооруженных Сил. Вторая тоже не удалась, так как и Актюбинская школа первоначальной подготовки летчиков ВВС также была ликвидирована. Окончив школу, я поехал в Сасовское летное училище гражданского воздушного флота (ГВФ). Но и тут постигла неудача. Мне, сыну шофера, сдавшему экзамены на «4» и «5», не хватило места в списках курсантов. Через год работы столяром в родном Красногорском Марийской АССР, к своей радости я узнал, что в Казани есть аэроклуб. Про КАИ я много слышал, но поступать туда было страшно. И прежде всего потому, что в КАИ был очень большой конкурс на одно место. Боялся – раз не смог одолеть конкурс в среднетехническом учебном заведении, то в вуз тем более поступить не смогу (я человек самокритичный с детства). И все же было заманчиво объединить инженерное образование в КАИ и летное в аэроклубе.

Решил и сделал! В сентябре 1959 года я стал студентом первого факультета КАИ, а в 1960-м году – еще и курсантом-планеристом Казанского аэроклуба, который закончил Герой СССР Михаил Петрович Девятаев. Окончив три курса, ушел в Краснокутское летное училище ГВФ. Спустя год учебы там, выкрав из отдела кадров свой аттестат, тайно от всех послал документы с целью восстановления на 4 курс заочного факультета КАИ. В то время учиться в двух учебных заведениях было запрещено! Так и учился. Окончил КЛУ с отличием и приступил к полетам в Тюмени, а затем стал выпускником КАИ в 1967 году. 

- Что дал Вам университет, помимо знаний?

- Именно знания, полученные в КАИ, сделали из меня грамотного пилота! Не оператора, как до сих пор готовят летчиков, а именно пилота. Я осознанно представлял весь процесс создания самолета, вопросы технической эксплуатации, и, конечно, сам полет, особенно вопросы аэродинамики и динамики полета.

Думаю, неслучайно за 42 года службы в авиации мной не допущено ни одной предпосылки к авиационному происшествию, поломки материальной части, нарушения правил полетов, а также неграмотной эксплуатации воздушных судов.

Случались отказы двигателей в полете на самолетах Ан-24 и Ил-76. Никто из пассажиров не набил даже шишки, а груз остался целым. Я это отношу полностью к заслугам и выучке меня инструкторами, а также тем знаниям, которые я получил от преподавателей КАИ. 

Была у меня и другая возможность сравнить уровень подготовки в КАИ и, например, в Ленинградской академии гражданской авиации, которую я заочно окончил в 1976 году.

Говоря о том, что КАИ дал мне помимо знаний, во-первых, следует отметить увлеченность авиацией и своим делом. Во-вторых – уважение к науке. В-третьих – уровень подготовки как научного, так и инженерного состава. В любых ситуациях самолеты, сделанные в конструкторских бюро и на заводах каистами, меня не подводили, даже когда я принимал ошибочные решения. Могу добавить, что КАИ всегда отличалось сплоченностью и дружбой студентов. Обычно при встрече с незнакомым выпускником, независимо от того какой он факультет закончил и в какие годы, сразу испытываешь какие-то родственные чувства. Вспоминаются наши общежития, аудитории, преподаватели и однокурсники. Прежде всего, потому что знаешь цену диплома – это пот, это бессонные ночи в решении домашних заданий, чертежей и подготовка к зачетам и экзаменам.

Общественная жизнь в институте «била ключом» и это осталось во мне на всю жизнь. Нельзя забыть, что в КАИ первым в стране родился СТЭМ. «Прометей» 5-го факультета первым создал цветомузыку и соответствующую аппаратуру. На эти представления ломились студенты всех вузов, да что там – вся Казань. 

Встречая своих однокурсников, радуешься их достижениям и открытиям и невольно гордишься тем, что ты тоже где-то был рядом.

- Самый запоминающийся экзамен и преподаватель?

- Таким остался навсегда первый экзамен по высшей математике в первом семестре первого курса в январе 1960 года. Читал лекции и принимал экзамен заместитель декана первого факультета доцент Мазабик Хафизович Бикчентаев. Слухи о том, что у него на экзамене никто не списывал, ходили с первых занятий. Зато лекции он читал как поэму: доходчиво, внятно, спокойно. Студенты успевали все записать, задать вопросы, получить полные ответы, но не дай бог пропустить лекцию! Подготовка к экзаменам шла только по его конспектам, так как учебники не шли ни в какое сравнение с ними.

Тяжело было по одной причине – не хватало времени. А дело было в том, что наш набор учился по вечерней программе. Связано это было с тем, что Никита Сергеевич Хрущев установил требования к студентам вузов, не имеющим 2-летнего стажа практической работы в цехе. Мы были приняты на очное отделение, но пришлось стать клепальщиками 22-го завода, ныне Казанский авиационный завод имени С. П. Горбунова (филиал ПАО «Туполев»). Вечером бегали учиться, а утром в цех. Спали по 4-5 часов, так как надо было выполнять домашние задания и готовиться к семинарам. Много времени отнимали и семинары по истории КПСС. Этот предмет был под особым контролем! Подготовка к экзаменам была усложнена тем, что от работы в цеху никто не освобождал, а экзамены принимались даже по выходным дням. 

В школе я учился хорошо и всегда шел первым к доске. Так было и в институте. Экзаменатор пригласил на подготовку первую десятку. Один из вопросов был довольно легкий и звучал так: «Модуль перехода от десятичных логарифмов к натуральным». Проблема была в том, что в некоторых школах, в том числе и в моей, о натуральном числе не было и речи. Лектор в дополнение к программе прочитал лекцию о числе «е». Материал был легким и понятным и при подготовке я его изучил внимательно. Надо же было такое случиться, что он оказался в билете. Я был готов к ответу, но Мазабик Хафизович сказал, чтобы я дожидался своей очереди по мере получения экзаменационного билета. Для подстраховки у меня был спрятан конспект, которым я решил воспользоваться, чтобы убедиться в правильности выводов. Не успев найти нужную страницу, увидел, что преподаватель идет ко мне. Он молча забрал билет и заявил: «Вы будете отчислены из института за недостойное поведение!». И это на первом экзамене! Пришлось с извинениями идти в деканат к преподавателю, а декан факультета меня «помиловал».

Экзамен я пересдал, но произошел психологический слом в моей душе. Если я раньше экзаменов не боялся, то на всех последующих происходило следующее: готовлюсь, прихожу, беру билет и начинается мандраж. Смотрю на вопросы и ничего не могу вспомнить – настоящая паника. Начались «тройки», а порой и «двойки». Так велика была боязнь потерять КАИ. 

Диплом я защитил на два года позже, но остался на курсе «своим». Меня по-прежнему приглашают на юбилейные встречи, хотя заочники ни разу не собрались. Встречаемся мы и с каистами разных факультетов и годов выпуска, проживающими и работающими на территории Уральского федерального округа как минимум два раза в год. Посещаем предприятия, где работают наши выпускники. Встречи организует выпускник первого факультета Михаил Сачёв. 

- Что еще Вам запомнилось из студенческой жизни больше всего?

- Это сплоченность, увлеченность, энтузиазм и большая любовь к своему вузу. Приведу один пример. В те годы в Парке Горького, особенно на танцплощадке, хозяйничали разного рода хулиганы. По просьбе милиции за наведение порядка взялась «Боевая комсомольская дружина» (БКД). Буквально за короткий срок летом там стало тихо. Помочь дружинникам всегда был готов каждый студент КАИ. Узнавали друг друга по значкам «Спортклуба КАИ». Этот скромный светло-зеленый значок носили все, даже те, кто не знал где спортклуб, но он объединял всех. Говорили, что хулиганьё даже побаивалось тех, у кого он был на груди. 

- Нет желания снова сесть за учебную парту?

- Представьте себе, что есть! Именно поэтому, когда собираемся на юбилейные встречи, посещаем первое и третье здания. Мне много лет снится сон, что я не сдал экзамен по гироскопам. Будто выхожу на защиту дипломной работы, а в сводной ведомости пустая графа и меня не допускают. Просыпаюсь в холодном поту. Иной раз опять снятся почему-то те же гироскопы, но я учусь еще и на 3-м приборостроительном факультете. 
А если серьёзно, хочется посидеть на лекции, только жаль, уже не услышу своих преподавателей.

- С учетом опыта, какой бы предмет Вы бы смогли преподавать студентам?

- Конечно, аэродинамику! Я ей увлекся не только в аэроклубе, но прежде всего в институте. Особенно после занятий в аэродинамической трубе. Потом, став летчиком, я преподавал своим коллегам этот предмет в Учебно-тренировочном отряде (УТО) в Тюмени.

А позднее, в период работы ведущим пилотом-инспектором Летно-штурманского отдела (ЛШО) Тюменского управления Гражданской авиации в УТО, преподавал психологию летного труда, чем всегда тоже увлекался.
Я не летал на самолетах Ил-18, Ту-104, Ан-12, но приобрел учебники по практической аэродинамике этих самолетов и читал их вместо художественной литературы. В моей личной библиотеке книг по данной теме очень много.

- Самый важный жизненный опыт?

- Это полеты и летная деятельность. Полеты за рубеж, побывал в 65 странах. Имею общий налет более 16 000 часов. Это неполных два года в небе без посадки. Освоил планер КАИ-12 «Приморец», самолеты Як-18А, Ан-2, Ан-24, Ан-26, Ил-76. Облетал всю Россию с Запада на Восток (от Кишинева до Курильских островов и Чукотки) и с Севера на Юг (от Норильска и Хатанги до Симферополя и Ташкента).

Пилот 1-го класса, подполковник ВВС в отставке, Герой Российской Федерации за побег из плена в Кандагаре (Афганистан) от талибов. Награжден 66-ю медалями и знаками отличия (не считая Почетных грамот и благодарственных писем).

- Что пожелаете университету в его 85-летний юбилей?

- Я поздравляю КАИ с 85-летием и желаю, чтобы выпускники всегда были востребованы и оставались лучшими специалистами как в стране, так в мире. Преподавательскому составу – оставаться лучшим из лучших и приумножать количество ученых. Сохранять традиции и никогда не терять дух КАИ. КАИ – ПУП ЗЕМЛИ!

КАИ, мы тебя любим.
КАИ, мы тобой гордимся!
Великое счастье быть каистом.
КАИ, живи вечно, живи счастливо и будь всегда молодым!