Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

Работа по грантам

Проект при поддержке фонда президентских грантов. 

Название проекта «Подготовка тьютора с ограниченными возможностями здоровья по слуху как необходимого звена в инклюзивном образовании»

Сроки реализации 1 декабря 2017 года, время окончания и подведения годовых итогов – 30 ноября 2018 года.

Цель  проекта – подготовить глухих и слабослышащих выпускников вуза к проведению занятий в школе, среднем учебном заведении и вузе в качестве тьюторов

Этапы реализации:

  1. Подготовка УМК по 6 дисциплинам и аудио-видео словарей жестов к этим УМК; (отчёт 10 мая)
  2. Адаптация учебных фильмов; (отчёт 5 сентября)
  3. Создание новых учебных фильмов, напасание 6  учебно-методических пособий  по заявленным дисциплинам и подготовка тьютеров к ведению занятий (в школе, среднем и высшем учебных заведениях)  (отчёт 30 ноября)

 

I зтап

Результаты первого этапа реализации проекта (Подготовка УМК по 6 дисциплинам и аудио-видео словарей жестов к этим УМК):

Математика https://bb.kai.ru:8443/webapps/blackboard/content/listContentEditable.jsp?content_id=_293018_1&course_id=_14175_1

Адаптивный курс физики https://bb.kai.ru:8443/webapps/blackboard/content/listContentEditable.jsp?content_id=_292808_1&course_id=_14175_1&mode=reset

Теоретические основы химии

https://bb.kai.ru:8443/webapps/blackboard/content/listContentEditable.jsp?content_id=_292808_1&course_id=_14175_1&mode=reset

Сопротивление материалов

https://bb.kai.ru:8443/webapps/blackboard/content/listContentEditable.jsp?content_id=_292810_1&course_id=_14175_1&mode=reset

Адаптивный курс начертательной геометрии

https://bb.kai.ru:8443/webapps/blackboard/content/listContentEditable.jsp?content_id=_292811_1&course_id=_14175_1&mode=reset

Психоакустика и основы медико-технической реабилитации

https://bb.kai.ru:8443/webapps/blackboard/content/listContentEditable.jsp?content_id=_293059_1&course_id=_14175_1&mode=reset

Результаты первого этапа реализации президентского гранта опубликованы в журнале ВЕС (№4 2018г. а так же на сайте ВОГ. 

II этап

Очередной этап большого пути

Коллектив преподавателей и сотрудников КУИМЦ, работающих по президентскому гранту, взял очередную высоту: создано 5 новых учебных фильмов – 3 фильма по математике по темам: «Умножение матриц», «Вычисление определителя третьего порядка. Часть 1, теория», «Вычисление определителя третьего порядка. Часть 2, практика»; один фильм по физике по теме «Радиоактивность. Альфа, бета, гамма-излучения» и один фильм по химии по теме «Титриметрический метод определения концентрации кислоты».

Созданию фильмов предшествовала серьезная работа по отбору представляемого материала, его редактированию, по методике его преподнесения в видеоформате. Учебные фильмы проходили апробацию в аудитории обучающихся с проблемами слуха. Такие пробные просмотры давали создателям фильмов возможность учитывать все пожелания аудитории и искать новые пути решения возникающих проблем.

Все фильмы сопровождены глоссарием, который призван подготовить обучающихся к восприятию нового материала и расширить их словарный запас.

Звучащий в кадре голос дублируется титрами и профессиональным сурдопереводом на русский жестовый язык. Разработчики фильмов постарались максимально учесть особенности восприятия новой сложной научной информации обучающимися с проблемами слуха: выдержан удобный темп речи, минимизирована речевая загруженность фраз, последовательность появления на экране титров и сурдоперевода выстроена так, чтобы не отвлекать внимание смотрящего от содержания лекции.

Данные фильмы являются  частью учебно-методического комплекса по соответствующим дисциплинам и призваны помочь в усвоении учебного материала.

Материал, подаваемый в такой форме, имеет много неоспоримых преимуществ, важнейшим из которых является возможность пересматривать фильмы столько раз, сколько это необходимо для прочного усвоения информации.

Кроме вновь созданных фильмов, оттитрованы 6 фильмов по математике, физике и химии. Теперь они доступны для обучения студентов с проблемами слуха. Текстовый материал титров также прошел определенную адаптацию к речевым возможностям аудитории с проблемами слуха.

Проделанная коллективом работа – начало большого пути, призванного сделать образование доступным для всех граждан нашей страны.

Результаты второго этапа реализации проекта

по математике:

//bb.kai.ru:8443/webapps/blackboard/content/listContentEditable.jsp?content_id=_293018_1&course_id=_14175_1;

 по химии:

bb.kai.ru:8443/webapps/blackboard/content/listContentEditable.jsp?content_id=_292809_1&course_id=_14175_1&mode=reset;

 по физике:

/bb.kai.ru:8443/webapps/blackboard/content/listContentEditable.jsp?content_id=_292808_1&course_id=_14175_1&mode=reset.

III зтап

Проект закрыт, но работа продолжается

30 ноября этого года закончился срок реализации проекта «Подготовка тьюторов с ограниченными возможностями здоровья по слуху», целью которого было внедрить в учебный процесс новую  методику преподавания, где новый материал объясняет глухой тьютор. В ходе реализации проекта коллективом преподавателей технического вуза (КНИТУ-КАИ) для тьюторов были подготовлены учебно-методические комплексы (текст лекций и презентации) по техническим дисциплинам, созданы аудио- видео словари жестов, оттитрованы (адаптированы) обучающие фильмы по высшей математике, химии, физике, обучены тьюторы ведению практических занятий и лекций по готовым УМК.

 

 

Данный проект имел не только практическую направленность. В его основе лежала идея социальной адаптации людей с ограниченными возможностями по слуху. Сегодня, подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что польза глухих тьюторов на занятиях бесспорна.

 

 

Работа над проектом обнаружила следующие  проблемы. С одной стороны, преподаватели, готовя глухих тьюторов к ведению занятий, столкнулись с тем, что глухой человек – это носитель иной культуры, соответственно и подходы к обучению нужны иные. С другой стороны, неслышащим людям очень сложно преодолеть себя и выбрать такую непростую публичную профессию, где они вынуждены общаться не только с глухими, но и cлышащими людьми. Глухой тьютор должен преодолеть социальную робость и научиться быть толерантным не только к глухим, но и слышащим, научиться быть ответственным за качество обучения.

Несмотря на то, что целевая группа проекта небольшая, решаемые задачи чрезвычайно актуальны, так как все большее количество людей с ограниченными возможностями хотят получить высшее образование и быть хорошими специалистами.   

 

 

Использованная методика показала свою эффективность в ходе проведения занятий на базе казанского учебно-методического и научного центра (КУИМЦ) КНИТУ-КАИ. Данный метод обучения особенно эффективен там, где обучается не один неслышащий среди обычных студентов (в этом случае неусвоенный материал одним студентом не будет выявлен преподавателем), а где основной состав студентов имеют проблемы со слухом. Эффективность в данном случае нами была оценена по следующим показателям: посещаемость, успеваемость, заинтересованность (обратная связь с тьютором).

Эту методику мы уже можем предложить преподавателям и учителям специализированных школ, сузов, вузов.  Так, 7 декабря 2018 г., состоится методическое совещание преподавателей КУИМЦ и преподавателей Казанского авиационного колледжа по передаче опыта ведения занятий и подготовке тьюторов.

 

 

На базе КУИМЦ прошли обучение первые тьюторы.  Они провели свои пробные занятия, обменялись впечатлениями и, очень надеемся, что все они в последующем смогут устроиться в образовательные учреждения. Мы закрываем проект, но продолжаем работать и надеяться, что образование для людей с особыми потребностями станет более доступным, в том числе и благодаря тьюторам.