Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

Николай Васильевич Гоголь – классик русской литературы, писатель, драматург, публицист, критик. Самыми главными произведениями Гоголя считаются: сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», посвященное обычаям и традициям украинского народа, а также величайшая поэма “Мертвые души”.

Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля1809 года в селе Сорочинцы Полтавской губернии в семье помещика. Гоголь был третьим ребенком, а всего в семье было 12 детей.

В школьные годы писатель не отличался особыми способностями в учебе. Хорошо ему давались только уроки рисования и изучение русской словесности. В 1828 году в жизни Гоголя случился переезд в Петербург. Там он служил чиновником, пробовал устроиться в театр актером и занимался литературой. Актерская карьера не ладилась, а служба не приносила Гоголю удовольствия, а порою даже тяготила. И писатель решил проявить себя на литературном поприще. Произведение Гоголя «Басаврюк» было опубликовано первым. Позднее повесть переработана в «Вечер накануне Ивана Купала». Именно она подарила писателю известность. Рассказы Гоголя «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь», «Сорочинская ярмарка», «Страшная месть» и прочие из того же цикла поэтично воссоздают образ Украины. Также Украина была широко описана в произведении Гоголя «Тарас Бульба». В 1831 году Гоголь знакомится с представителями литературных кругов Жуковского и Пушкина, бесспорно эти знакомства сильно повлияли на его дальнейшую судьбу и литературную деятельность. Произведение Гоголя «Ревизор» было написано в 1835 году, а в 1836 впервые поставлено. Из-за отрицательной реакции публики на постановку «Ревизор», писатель покидает страну. В 1836 году в биографии Николая Гоголя были совершены поездки в Швейцарию, Германию, Италию, а также краткое пребывание в Париже. Затем, с марта 1837, в Риме продолжалась работа над первым томом величайшего произведения Гоголя «Мертвые души», который был задуман автором еще в Петербурге. После возвращения на родину из Рима, писатель издает первый том поэмы.  Ночью 11 февраля 1852 года Гоголь сжег второй том “Мертвых душ”, а 21 февраля скончался.

 

 

С литературой по теме, вы можете ознакомиться в научно-технической библиотеке им. Н.Г. Четаева КНИТУ-КАИ

Сигов, Владимир Константинович. Русская и зарубежная литература [Электронный ресурс] : Учебник / В. К. Сигов. - 1. - Электрон. текстовые дан. - Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2015. - 512 с. 

Аннотация: Рассматриваются вопросы русской литературы конца XVIII - начала XIX в. (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь и др.), второй половины XIX в. (И.А. Гончаров, А.Н. Островский и др.}, конца XIX - начала XX в. (А.А. Блок, Л.А. Андреев и др.), 1920-1930-х гг. (АЛ. Платонов, А.А. Ахматова и др.), литературная жизнь 1940-1980-х гг. (А.Т.Твардовский, В.М. Шукшин и др.), современная литература. Особое внимание уделяется произведениям зарубежных писателей (У. Шекспир, И.В. Гёте и др.).

Романова, Г. И. Мотив денег в русской литературе XIX в. [Текст] : учеб. пособие / Г. И. Романова. - 3-е изд., стер. - Москва : ФЛИНТА, 2017. - 213 с. 

Аннотация: В предлагаемой книге освещены те стороны классических произведений (от повестей Гоголя до пьес Чехова), которые обычно ускользают от внимания изучающих литературу. Выделение мотива денег (золота) позволит не только взглянуть с актуальной сегодня точки зрения на литературную классику, но и яснее представить систему литературоведческих понятий, используемых в ходе анализа произведений, четче осознать грань между литературой и реальностью. На примере произведений Фонвизина, Пушкина, Гоголя, Достоевского, Чехова и других классиков показано формирование в русской литературе значения мотива «деньги» (золото), его устойчивого содержания.

Синцова, С. В. Тайны мужского и женского в художественных интуициях Н.В. Гоголя [Текст] : монография / С. В. Синцова. - 2-е изд., стер. - Москва : ФЛИНТА, 2016. - 198 с.

Аннотация: Впервые творчество Н.В. Гоголя проанализировано как ассоциативно организованный интертекст, основанный на самодвижении гендерной проблематики. В ее становлении выделены два этапа: когда такая проблематика была основой смыслообразования («Женитьба», «Миргород») и когда она переместилась в слой потенциальных смыслов (повести 1835–1842 гг., «Мертвые души»). Особое внимание в монографии уделено двум типам художественно-смысловых связей (ризомным и континуальным), на основе которых создавался гендерный интертекст в творчестве писателя. Такой подход позволил в новом ключе прочитать основные произведения Н.В. Гоголя, а также выявить скрытые процессы циклообразования и формирования «межтекстовых единств».

Янушкевич, А. С. История русской литературы первой трети XIX века [Текст] : учеб. пособие / А. С. Янушкевич. - 3-е изд., стер. - Москва : ФЛИНТА, 2016. - 749 с. 

Аннотация: Учебное пособие вводит студентов в пространство русской классической литературы, знакомит с творчеством Пушкина, Лермонтова, Гоголя, с Золотым веком русской поэзии. Именно в этот период русской словесной культуры формируется ее национальное своеобразие, оформляется тот комплекс идей и образов, которые определят ее последующее развитие. В книге автор пытается воссоздать поэтический мир писателя прежде всего через слово, через своеобразие его художественного мышления. Многочисленные цитаты как фрагменты и сегменты текста выполняют эту задачу. Для более активного погружения читателя в материал цитаты сопровождаются ссылками на собрания сочинений. Отбор материала и его интерпретация обусловлены интересом к проблеме авторского сознания как миромоделирующего фактора словесной культуры.

Гоголь, Николай Васильевич. Сочинения: Вечера на хуторе близ Диканьки; Миргород; Повести 1835-1842гг.; Драматические произведения; Выбранные места из переписки с друзьями; Размышления о Божественной Литургии; Мертвые души; Статьи. / Н.В. Гоголь. - М. : Изд-во "Книжная палата", 2000. - 1040 с. 

Аннотация: В том включены все основные произведения классика русской литературы Николая Гоголя (1809 – 1852), жизнь и творчество которого (казалось бы, досконально изученные) в наши дни раскрываются новыми гранями и красками. «Приблизиться к Гоголю», понять гения, найти разгадку его творческих исканий и поступков можно лишь внимательно перечитывая его книги. Об этом говорится в предваряющей сборник статье писателя Виктора Афанасьєва. Рядом с традиционным обязательным “репертуаром” призведений Н.В. Гоголя в издание включены реже печатавшиеся повесть “Рим”, “Выбранные места из переписки с друзьями”, “Размышления о Божественной Литургии”, ряд статей. В конце тома – “Основные даты жизни и творчества Н.В. Гоголя” и список литературы о писателе.

Золотусский, Игорь Петрович. Гоголь / И. П. Золотусский. - 7-е изд. - М. : Молодая гвардия, 2009. - 496 с. 

Аннотация: Книга о Гоголе, принадлежащая перу И. П. Золотусского, по праву считается классикой биографического жанра. Личность гениального русского писателя, произведения которого знакомы нам со школьной скамьи, предстает в ней совершенно по-новому и приобретает поистине эпические масштабы. Перед нами не просто автор «Ревизора» и «Мертвых душ», «Женитьбы» и «Тараса Бульбы», но человек исключительной, трагической судьбы, мыслитель и пророк, стоявший, по мнению современников, на пороге подлинной разгадки исторических судеб России. Настоящее издание сохраняет первоначальный авторский текст книги, искаженный в первых изданиях книги неизбежной для того времени идеологической цензурой.

По материалам с сайта: https://obrazovaka.ru

Материалы подготовлены: О.А. Кулябиной, главным библиотекарем сектора социокультурных коммуникаций НТБ им. Н.Г. Четаева