Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

В декабре нынешнего года исполняется 90 лет со дня рождения Николая Анатольевича Жена, заслуженного летчика-испытателя. За почти тридцать лет своей летной биографии он совершил 13756 полетов, без поломок и аварий провел в небе 4812 часов.

30.11.18.1

Жен Н.А. дал путевку в небо вертолету-амфибии Ми-14ПЛ, в том числе и с новым более мощным двигателем ТВЗ-117, и двадцать лет эта машина была вписана в его летную книжку. В биографии Николая Жена значительное место занимает и вертолет Ми-8МТ с его многочисленными модификациями: в 1977 году Жен испытывает в полете Ми-8ФТ, в 1979 - Ми-8П и Ми-8МТП, в 1980 - Ми-8МТР и Ми-8СМВ, 1982 - Ми-8ППА, 1984 - Ми-8МТИ, 1986 - Ми-8МТШ и Ми-8КП и, наконец, в 1988 году - Ми-19Р. Одна из самых ярких страниц в биографии летчика - работа в Китайской Народной Республике, где в конце 50-х шло освоение серийного производства вертолета Ми-4.

30.11.18.2 30.11.18.3 30.11.18.4

30.11.18.5 30.11.18.6 30.11.18.7

Николай Жен родился 1 декабря 1928 года на Дальнем Востоке в городке-прииске Балей. Необычная фамилия досталась ему от отца, который приехал из Китая в Советскую Россию на заработки в 1920 году. С началом войны отец ушел на фронт, вернулся только в 1946 году (выполнял задания разведывательного характера в занятой японцами Маньчжурии). Жен-Вен-Юй мечтал, что сын выучится на горного инженера и останется работать на прииске, но Николай решил свою судьбу сам. Что повлияло на его решение стать летчиком, трудно сказать, но в 30-40-е годы не было в стране профессии почетней, чем летчик. Все мальчишки стремились в небо, другое дело, что немногим хватило упорства и терпения на пути к своей мечте. Николаю Жену и того, и другого было не занимать.

Решение поступить в авиационный институт было окончательным и бесповоротным, и в 1947 году Жен отправился в далекий город Казань. В КАИ поступил без проблем и сразу записался в аэроклуб. Учился, подрабатывал грузчиком и... летал. Сначала на По-2 (У-2), потом на Як-18. Незадолго до окончания института стал писать письма в Управление летной службы МАП с просьбой направить на учебу в Школу летчиков-испытателей. Ответа не получил и после защиты диплома начал работать инженером-технологом на только что созданной летно-испытательной станции завода №387 - нынешнего Казанского вертолетного завода. В те годы завод готовился к серийному производству нового вертолета ОКБ М.Л.Миля - Ми-4.

Вскоре Николая Жена назначили старшим инженером по летным испытаниям. А в начале сентября 1958 года профессиональная карьера старшего инженера сделала неожиданный виток - ему предложили поехать в Харбин, чтобы помочь братской стране наладить серийное производство вертолета Ми-4.

Китайское правительство высоко оценило помощь советских вертолетчиков. Николай Жен и его товарищи были награждены медалью китайско-советской дружбы. На родину Николай Анатольевич привез и письмо из КНР, в котором говорится:
«Уважаемый товарищ Жен, в течение полутора лет Вы оказывали нашему заводу техническую помощь, проявляя высокий дух интернационализма и большой энтузиазм. Вы внесли большой вклад в развитие нашей авиапромышленности. Вы подготовили на нашем заводе китайские технические кадры, что создало хорошие условия для освоения сложных летных испытаний, а также помогли цеху в успешном освоении сборки вертолетов. Ваше трудолюбие, ответственность и организационные способности произвели на нас глубокое впечатление».

В жизни Николая Жена Михаил Леонтьевич Миль стоит на особом месте. Именно он помог Николаю осуществить свою мечту - стать летчиком-испытателем. Еще до своей командировки в Китай Жен обращался к Генеральному конструктору (который часто приезжал на казанский завод) с просьбой помочь поступить в Школу летчиков-испытателей. Жен и сам туда неоднократно обращался, но неизменно получал отказ по причине возраста: к тому времени ему было уже за 30. По приезде домой Николай снова пришел к Милю. Тот недолго думая набрал телефон ШЛИ: «Как же так, почему Вы не берете товарища Жена? Ну и что 32 года? Надо взять!». И Жен поехал учиться в Жуковский. В 1962 году уже в качестве летчика-испытателя Жен начал работать в Казани, в филиале Московского вертолетного завода. «Поначалу, - вспоминает Николай Анатольевич, - испытательной работы было немного, но потом все закрутилось... Каких только модификаций Ми-4 через нас не прошло!».

Одним из самых напряженных периодов в истории филиала и работе летчика-испытателя Николая Жена было освоение противолодочного вертолета-амфибии Ми-14. Амфибию в первый раз поднял в небо экипаж во главе с летчиком-испытателем Василием Колошенко. Вторым пилотом летел Николай Жен. А через две недели после этого события Жен вместе с бортмехаником Якубовским перегнали вертолет для проведения государственных испытаний в Феодосию. Там им пришлось провести полтора года.

Результаты, полученные в период госиспытаний, позволили Николаю Жену подготовить руководство по летной эксплуатации вертолета Ми-14. Вертолет был принят на вооружение ВМФ страны, началось его серийное производство. Вскоре после этого противолодочный вертолет-амфибия Ми-14ПЛ был отмечен государственной премией, а ведущему летчику-испытателю Н.А.Жену присвоено звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР».

Велика заслуга летчика-испытателя и в запуске в серию вертолета Ми-8МТ и его модификаций. Николай Анатольевич - автор руководства по летной эксплуатации и этого вертолета. Большую и ответственную работу Жен провел в период освоения и запуска в производство металлических лопастей. Ему доверили летные испытания по увеличению ресурса и надежности лопастей. По результатам испытаний был установлен ресурс - 2000 часов.

Жену очень везло, потому что в летной работе он встречался с корифеями вертолетного дела: летчиком-испытателем Всеволодом Виницким, заслуженными летчиками-испытателями СССР, Героями Советского Союза Юрием Гарнаевым, Рафаилом Капрэляном, Василием Колошенко. И конечно, Генеральным конструктором вертолетов Михаилом Милем. Оправдать доверие старших товарищей - эта мысль не оставляла Николая Жена все 30 лет его профессиональной деятельности.

30.11.18.8

Умер Жен Н.А. 25 мая 2011 года. Похоронен на Арском кладбище в Казани.

30.11.18.9

Материалы подготовлены: О.А.Хайбуллина, зав. Отделом по информационно-библиотечному обслуживанию и зав. Сектором информационно-библиотечного обслуживания ФМФ, ИЭУиСТ, ГРИНТ С.А. Молчановой, 8-е зд. КНИТУ-КАИ, г. Казань, ул. Четаева, д.18а, 2-й эт., к. 231