Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

Андрей Туполев - авиаконструктор, который разработал и внедрил в практику технологию крупносерийного производства лёгких и тяжёлых металлических самолётов.

10.11.18.1

Андрей Николаевич Туполев родился 10 ноября (29 октября по старому стилю) 1888 года в селе Пустомазово под городом Кимры Тверской губернии (области) в многодетной семье. Мать его была из дворян, отец — из разночинцев.
В 1906 году Андрей Туполев окончил гимназию в городе Тверь.
В 1908 году поступил в Императорское московское техническое училище (позже МВТУ). Во время учебы под руководством Николая Жуковского начал заниматься в воздухоплавательном кружке. В 1910 году совершил первый полет на планере, в постройке которого участвовал.

Высшее образование

Ещё во время обучения в Тверской гимназии проявлял большой интерес к точным наукам и технике. В 1908 году поступил в Императорское Московское техническое училище (позднее МВТУ). В училище серьёзно увлёкся аэродинамикой. С 1909 года — член Воздухоплавательного кружка. В 1911 году успешная учёба и активная научная деятельность прервались, когда за участие в студенческих волнениях и за распространение нелегальной литературы он был арестован и в административном порядке выслан из Москвы на родину под негласный надзор полиции. Только накануне Первой мировой войны ему удалось вернуться в Москву в училище, которое он с отличием окончил в 1918 году.

10.11.18.2

В 1916—1918 годах Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище. Вместе с Н. Е. Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ, где окончательно определилось призвание молодого инженера. В 1918—1936 годах являлся членом коллегии и заместителем начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению.

21 октября 1937 года А. Н. Туполев был арестован по обвинению во вредительстве, принадлежности к контрреволюционной организации. Вместе с ним были арестованы многие ведущие специалисты ЦАГИ и ОКБ, директора большинства авиационных заводов. 28 мая 1940 года приговорён ВКВС СССР к 15 годам ИТЛ. По свидетельству Главного маршала авиации А. Е. Голованова, в разговоре с ним И. В. Сталин сказал, что не верит в виновность Туполева. 5 января 1936 года приказом НКОП Туполев назначается первым заместителем и главным инженером ГУ НКОП. В том же году в США была направлена делегация работников авиапромышленности для закупки оборудования и лицензий. Руководителями делегации были назначены А. Н. Туполев и Н. М. Харламов

Поездка в США для Туполева была второй по счету. Первый раз он посетил Германию и США в 1930 г., когда был начальником АГОС по вопросу дирижаблестроения. На этот раз путь делегации проходил через Францию, где была осмотрена продукция французской авиапромышленности. Знание французского языка помогло Туполеву найти общее соприкосновение в сфере закупки авиамоторов.

В 1925 году создал цельнометаллический двухмоторный самолёт ТБ-1, который отличался высокими лётными данными и считался одним из лучших в мире бомбардировщиков. В 1932 году был сконструирован усовершенствованный самолёт ТБ-3, с помощью которого в 1937 году была осуществлена высадка экспедиции на Северном полюсе. Также в 1932 году под руководством Туполева бригадой П. О. Сухого был сконструирован самолет АНТ-25. В 1934 году появился многомоторный самолёт модели «Максим Горький». Он имел восемь двигателей, полезную площадь более 100 м² и пассажировместимость до 60 человек.

10.11.18.3

Самый элегантный самолёт Туполева Ту-144 — на почтовом блоке СССР 1969 года
КБ Туполева после Второй мировой войны разработало и выпустило новую модель — реактивный бомбардировщик Ту-16. Он был способен развивать скорость более 1000 км/ч. Также появился первый отечественный реактивный гражданский самолёт — Ту-104.
В 1957 году был разработан межконтинентальный пассажирский самолёт Ту-114. 31 декабря 1968 года впервые поднялся в воздух первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144

10.11.18.4

До последних дней своей жизни Туполев сохранял твердую память и ясное сознание, всем интересовался и участвовал в важнейших делах своего ОКБ. Беседуя в больнице МГТС 22 декабря 1972-го года с навестившими его сыном и дочерью, восьмидесятичетырехлетний Андрей Николаевич Туполев смеялся и шутил, строил планы о поездке в Крым. Когда поздно вечером они ушли, он заснул и больше не проснулся.
Гениальный авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев умер 23 декабря 1972 года в Москве.

10.11.18.5

Память

Имя А. Н. Туполева носят улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Донецке, Киеве, Праге, Братиславе, Омске, Улан-Удэ, Ульяновске, Твери,Кривом Роге, Жуковском, Кимрах, Тюмени, Тольятти, г. п. Сокол.

В 1973 году именем Туполева был назван Казанский авиационный институт (ныне Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева ‒ КАИ), 4 июня 2014 года в Казани — в сквере на пересечении улиц Декабристов, Гагарина и Королёва — был открыт памятник А. Н. Туполеву.

10.11.18.6

Открытие интерактивного музея внутри Ту-144 планируется на 31 декабря 2018 года и приурочено к 130-летию со дня рождения Андрея Туполева и 50-летию со дня первого полета авиамашины.

С книгами о А.Н. Туполеве и его творчестве Вы можете ознакомиться в научно-технической библиотеки им. Н.Г. Четаева КНИТУ-КАИ (1-е зд. КНИТУ-КАИ, К. Маркса, 10, 3-й эт., к. 334).

10.11.18.7

Андрей Николаевич Туполев. Жизнь и деятельность / Москов. машиностроит. завод "Опыт" им. А.Н. Туполева ; ред. А. И. Кандалов [и др.]. - М. : Изд. отд. ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского, 1991. - 399 с. - 180.00 р.

Аннотация: В книге рассказывается о жизни и работе всемирно известного авиаконструктора А.Н.Туполева, 100-летие со дня рождения которого отмечалось 10 ноября 1988 года. Академик А.Н.Туполев, трижды Герой Социалистического груда, лауреат Ленинской и Государственных премий, - основоположник советского металлического тяжелого самолетостроения, под его руководством создавались знаменитые самолеты АНТ и Ту; руководимый им коллектив решал многие сложные задачи авиационной техники.

10.11.18.8

Шахурин, Алексей Иванович. Крылья победы : воспоминания / А.И. Шахурин. - 3-е изд., доп. - М. : Политиздат, 1990. - 302 с. - ISBN 5-250-00831-3 : 1.20 р.

Аннотация: Около 137 тысяч самолетов получили Советские Военно-Воздушные Силы за годы Великой Отечественной войны - выпустить такое количество самолетов оказалось не под силу гитлеровской Германии и ее союзникам. В этой книге Алексей Иванович Шахурин - нарком авиационной промышленности СССР в годы войны - вспоминает о том, как трудились рабочие, авиационные конструкторы, ученые, все те, кто создавал в тяжелейших условиях боевую авиационную технику.

10.11.18.9

Галлай, Марк Лазаревич. Третье измерение: документальная повесть, очерки / М. Л. Галлай. - 2-е изд. - М. : Советский писатель, 1979. - 352 с. : портр. - 1.30 р.

Аннотация: Эта книга заслуженного летчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза М. Л. Галлая, как и все написанное им ранее, посвящена авиации, ее людям, памятным событиям ее истории. Автор рисует портреты наших выдающихся современников — летчиков, конструкторов, создателей и испытателей отечественной авиационной техники. В центре книги — документальная повесть «Первый бой мы выиграли», посвященная воздушной битве за Москву в первые месяцы Великой Отечественной войны.

10.11.18.10

Матяж, А. И. Выдающийся авиаконструктор. Краткий очерк творческой деятельности А.Н. Туполева: учеб. пособие / А. И. Матяж ; КАИ им. А.Н. Туполева. - Казань : КАИ, 1981. - 74 с. : портр., фот. - 0.50 р.

Аннотация: Творчество А.Н. Туполева

Материалы подготовлены: О.А.Хайбуллиной, зав. отделом по информационно-библиотечному обслуживанию и С.А. Молчановой,зав. сектором информационно-библиотечного обслуживания ФМФ, ИЭУиСТ, ГРИНТ, 8-е зд. КНИТУ-КАИ, г. Казань, ул. Четаева, д.18а, 2-й эт., к. 231.