Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

Хай Вахит (Абдулхай Каюмович Вахитов, 1918-1978) – татарский советский драматург, поэт, либреттист, Заслуженный деятель искусств Татарской АССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР, Лауреат Государственной премии Татарской АССР имени Габдуллы Тукая

20.12.18.1

Абдулхай Каюмович Вахитов родился 20 декабря 1918 г. в деревне Мемдель Дубъязского (в настоящее время - Высокогорского) района. Ещё в детстве он лишился обоих родителей и остался на попечении родственников. Пробудившийся уже в юности интерес к искусству предопределил дальнейшую судьбу X. Вахита. До Великой Отечественной войны будущий драматург учится в Казанском театральном техникуме, затем - в музыкальном училище, после чего устраивается в Татарский государственный ансамбль песни и пляски. В 1938 - 1940 годах появляются первые пьесы Хая Вахита - "Кровавые руки" ("Канлы куллар") и "Трутни" ("Соры кортлар"), выходит первый сборник его стихов под названием "Волны" ("Дулкыннар").

Великую Отечественную войну драматург начал со службы в Ансамбле песни и пляски Красной Армии, а закончил разведчиком бронепоезда. Потом - учёба в Казанской консерватории, на Высших литературных курсах в Москве. Музыкальное образование оказало влияние на творчество X. Вахита: в соавторстве с известными татарскими композиторами X. Валиуллиным, Р. Губайдуллиным, С. Садыковой он создал несколько оперных либретто и музыкальных комедий, которые в разные годы были поставлены на сцене Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля. Это либретто к операм "Дим буе" ("На берегах Дёмы", 1965, композитор X. Валиуллин), "Җиһангир" ("Җигангир", 1976, композитор Р. Губайдуллин), "Самат" (1957, композитор X. Валиуллин), музыкальные комедии "Кияүләр" ("Женихи", 1972, композиторы Р. Губайдуллин и С. Садыкова), "Мәхәббәт җыры" ("Песня любви", 1971, композиторы Р. Губайдуллин и С. Садыкова).

20.12.18.2 20.12.18.3

Пьесы X. Вахита написаны в разных жанрах. "Первая любовь", "Соңгы хат" ("Последнее письмо", 1966), "Туй алдыннан" ("Перед свадьбой", 1969), "Мәхәббәтең чын булса" ("Если любовь настоящая", 1972), "Давыл" ("Буря", 1974), "Оныта алмасаң нишләрсең" ("Если не забудется?", 1977) - драмы; "Рәхим итегез" ("Добро пожаловать", 1961), "Күк капусы ачылса" ("Если улыбнётся счастье", 1967), "Илһамия" ("Ильхамия", 1968), "Ике килен-килендәш" ("Две невестки", 1976) - комедии. Во второй половине 1950-х гг. драматург создал ряд скетчей: "Утырттылар" ("Посадили"), "Имтихан" ("Экзамен"), "Егет өйләнә" ("Парень женится"), "Сыйлады" ("Угостил") и др.

Драмы X. Вахита проникнуты мелодраматизмом. С этой точки зрения произведения драматурга могут быть рассмотрены как часть литературной традиции, становление и развитие которой связаны с именами М. Файзи ("Галиябану"), К. Тинчурина ("Голубая шаль", "Погасшие звёзды"). Возрождение этого жанра в 1960-х гг. - одно из проявлений "оттепели": зритель хотел видеть на сцене яркие, несхематизированные проявления человеческих эмоций, и мелодрама предоставляла драматургам возможность удовлетворить эти ожидания. "Первая любовь" оказалась у истоков этого ренессанса: она, как и написанные позже драмы, с большим успехом шла на сцене Татарского государственного театра им. Г. Камала и других театров.

20.12.18.4 20.12.18.5

20.12.18.6 20.12.18.7

Несмотря на то, что современные режиссёры всё реже обращаются к пьесам X. Вахита, несомненно, одно: X. Вахит является одним из классиков татарской драматургии, который наряду с Т. Миннуллиным, А. Гилязовым, Ш. Хусаиновым стоял у истоков её обновления в 1960—1970-х гг.

Материалы подготовлены: О.А. Хайбуллиной, зав. отделом по информационно-библиотечному обслуживанию и зав. сектором информационно-библиотечного обслуживания ФМФ, ИЭУиСТ, ГРИНТ С.А. Молчановой, 8-е зд. КНИТУ-КАИ, г. Казань, ул. Четаева, д.18а, 2-й эт., к. 231.