Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

Среди великих русских композиторов, знаменательно имя Модеста Петровича Мусоргского. Произведения его пропитаны лирикой русской народной песни. Композитор считал, что музыка является частью национального самосознания народа.

Мусоргский Модест Петрович родился 21 марта 1839 г. в селе Кареве Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне в Тверской области) в дворянской семье. В детстве занимался музыкой под руководством матери. Образование получил в Петропавловской школе в Петербурге, подготовительном пансионе Комарова и Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1856 г. начал службу в лейб-гвардии Преображенском полку. Одновременно брал уроки фортепианной игры у пианиста А. А. Герке. Тогда же познакомился с А. С. Даргомыжским и М. А. Балакиревым, с помощью которого изучил теорию музыки и композиции. Вскоре Мусоргский стал постоянным участником собраний музыкальной группы «Могучая кучка». В 1858 г. он вышел в отставку в чине прапорщика, чтобы уже всецело посвятить себя музыке. В 1867 г. написана симфоническая картина «Ночь на Лысой горе». К 1868 г. Мусоргский создал романсы на стихи Н. А. Некрасова и А. Н. Островского, а также на собственные тексты. По совету литературоведа В. В. Никольского композитор приступил к работе над оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Борис Годунов» по собственному либретто. В 1874 г. премьера «Бориса Годунова» состоялась на сцене Мариинского театра в Петербурге; опера имела большой успех. Это было торжеством всей «Могучей кучки», именно в этой опере Мусоргский особенно ярко воплотил основные идеи членов кружка. Центральная партия Бориса была любимой в репертуаре Ф. И. Шаляпина. В 1872 г. Мусоргский написал свой первый вокальный цикл «Детская», для которого сам сочинил текст. В 1873 г. он начал работу над «народной музыкальной драмой» «Хованщина» на сюжет, предложенный критиком В. В. Стасовым. Вчерне опера была закончена летом 1880 г., но лишь после смерти Мусоргского окончательно дописана и инструментована Н. А. Римским-Корсаковым. В 1874 г. Мусоргский написал десять музыкальных иллюстраций к акварельным рисункам художника В. Е. Гартмана «Картинки с выставки» - виртуозные пьесы для фортепиано. Через год он начал работу над вокальным циклом «Песни и пляски смерти» (на стихи А. А. Голенищева-Кутузова), который завершил в 1877 г. В 1876 г. Мусоргский задумал новую лирико-комедийную оперу «Сорочинская ярмарка» на сюжет повести Н. В. Гоголя. Над ней он работал до конца жизни, но закончить её так и не успел (опера закончена Ц. А. Кюи). В 1879 г. тяжёлое материальное положение заставило Мусоргского вновь поступить на службу в ревизионную комиссию Государственного контроля, где он прослужил до самой смерти. Умер 28 марта 1881 г. в Петербурге, находясь в полной нищете.

   

С литературой можно ознакомиться в научно-технической библиотеке им. Н.Г. Четаева КНИТУ-КАИ. Краткое описание см. здесь:

Абызова, Елена Николаевна. Модест Петрович Мусоргский / Е. Н. Абызова. - М. : Музыка, 1985. - 158 с.

Аннотация Книга о жизни и творчестве великого русского композитора М.П.Мусоргского. Живой язык, яркие характеры, бережное отношение к истории - вот, что делает эту книгу увлекательным чтением не только для специалистов, но и для простых читателей.

Девятова, О. Л. Композитор в системе культуры: учеб. пособие / О. Л. Девятова. - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2012. - 184 с.

Аннотация: В учебном пособии осмысляются проблемы бытия композитора в системе культуры, рассматривается вопрос социального статуса композитора в ту или иную эпоху, вплоть до современности, показаны особенности формирования и развития творческой личности, специфика творческого процесса и композиторского ремесла. Адресовано студентам – культурологам, искусствоведам и музыковедам, а также музыкантам-исполнителям и всем интересующимся проблемами исторического развития и современного бытия музыкальной культуры

Гордеева, Евгения Михайловна. Композиторы "Могучей кучки" / Е. М. Гордеева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Музыка, 1985. - 447 с.

Аннотация Издание посвящено пяти русским композиторам, образовавшим творческое содружество, известное под названием "Могучая кучка": М.А.Балакиреву, Ц.А.Кюи, М.П.Мусоргскому, А.П.Бородину и Н.А.Римскому-Корсакову. В книге рассказывается об их жизни, основных произведениях, музыкально-общественной и просветительской деятельности, о связях с выдающимися современниками - писателями, критиками, художниками, артистами. Отдельная глава освещает деятельность В.В.Стасова - идеолога "Могучей кучки", неустанно пропагандировавшего творчество участников кружка. Для музыкантов и самого широкого круга читателей.

По материалам с сайта http://citaty.su 

Материалы подготовлены: О.А. Кулябиной, главным библиотекарем сектора социокультурных коммуникаций НТБ им. Н.Г. Четаева