Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

Он был наследником традиций итальянского бельканто, великолепным мелодистом и в то же время – обладал безупречным чувством театра, считая, что музыка и действие должны быть единым целым.

22.12.18.1

Джакомо Пуччини (Антонио Доменико Микеле Секондо Мариа Пуччини) родился 22 декабря 1858 года в городе Лукка, в музыкальной семье. Когда мальчику исполнилось пять лет, умер отец и воспитанием Джакомо занялся дядя Фортунато Маджи, отличавшийся суровым нравом.

Выучившись музыке, Пуччини играет в церкви на органе. Услышав в Пизе оперу «Аида», музыкант тоже решает посвятить свою жизнь сочинению опер. Он поступил в консерваторию Милана и в 1882 представил свое первое творение на конкурс. Это была одноактная опера «Виллисы», а затем - «Эдгар». Но заметный успех к композитору пришел лишь через десять лет. Это была опера «Манон Леско», написанная под влиянием Рихарда Вагнера и с либреттистами Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза. Всеобщее признание встретила постановка «Богемы» в 1896 году. Эта опера повествует о беззаботной, иногда веселой, иногда печальной, жизни молодых парижских художников, обитателей Латинского квартала.

22.12.18.2

Среди более поздних опер композитора наибольшим успехом с момента премьеры пользовалась «Тоска», написанная в 1900 году. Музыка «Тоски» проникнута не только глубоким драматизмом, но часто и удивительной нежностью, лирическим трепетом. Через четыре года после этого появилась опера «Мадам Баттерфляй», но на премьере публика приняла ее очень прохладно, и Пуччини забрал партитуру для полной ее переделки. Новая редакция увидела свет через три месяца. Премьера обновленной «Мадам Баттерфляй» была триумфальной. Публика семь раз вызывала актеров и композитора на сцену. Незадолго до смерти Пуччини замечает в одном из своих писем, что «опера закончилась как жанр, поскольку люди потеряли вкус к мелодии и готовы терпеть музыкальные композиции, не содержащие ничего мелодического».

Джакомо Пуччини называют последним великим оперным композитором. Премьера его дебютной оперы состоялась в один месяц с «Фальстафом» Верди. Его итоговая работа вышла в свет, когда в живых не осталось ни одного равного ему по таланту, а опера переживала творческий вакуум. Пуччини связал 19 и 20 век.

22.12.18.3

Джакомо Пуччини умер в брюссельской клинике 29 ноября 1924 года из-за последствий операции горла. Последний акт его последней оперы «Турандот» остался незавершенным.

22.12.18.4

С произведениями о Джакомо Пуччини и других композиторах вы можете ознакомиться в художественном фонде научно-технической библиотеки им. Н.Г. Четаева КНИТУ-КАИ (1-е зд. КНИТУ-КАИ, К. Маркса, 10, 3-й эт., к. 334).

22.12.18.5

Данилевич, Лев Васильевич. Джакомо Пуччини / Л. В. Данилевич. - М. : Русская книга, 1993. - 438 с.

Аннотация: Автор хотел рассказать о музыке Пуччини, о его лучших операх, а также дать характеристику времени, в котором жил и творил композитор. Сосредотачивая внимание на биографических фактах, автор не считал необходимым писать полную биографию композитора.

22.12.18.6

Гордеева, Евгения Михайловна. Композиторы "Могучей кучки" / Е. М. Гордеева. - 4-е изд. - М. : Музыка, 1986. - 288 с.

Аннотация: Жизнь и творчество пяти русских композиторов, образовавших творческое содружество, известного под названием «Могучая кучка».

22.12.18.7

Книга о музыке: популярные очерки / сост.: Г. Головинский , М. Ройтерштейн. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Сов. композитор, 1988. - 220 с.

Аннотация: В «Книге о музыке» (первое издание которой вышло в 1975 г.) рассказывается о своеобразии этого удивительного вида искусства, об отличии музыки от других искусств, о средствах, которыми пользуется композитор для выражения своих идей, о музыкальных формах и жанрах. Среди авторов сборника — известные советские музыковеды.

22.12.18.8

Мусский, Сергей Анатольевич. Самые знаменитые композиторы России / С. А. Мусский. - М. : Вече, 2003. - 480 с.

Аннотация: В мире не так много стран, которые обладают столь же богатой россыпью музыкальных талантов, как Россия. Будучи в подавляющем большинстве выходцами из народа, русские композиторы изначально стремились выразить в музыке национальное содержание, свою тематику, свой образный строй. Во всех музыкальных жанрах русские композиторы искали собственный путь развития, хотя и пользовались приемами общеевропейского классического стиля. Одна из замечательных особенностей русской классической музыки — ее широкая песенность, унаследованная от протяжной лирической крестьянской песни. В новой книге из серии "Самые знаменитые" даны очерки жизни и творчества наиболее выдающихся композиторов России от Бортнянского и Алябьева до Шнитке и Тухманова.

22.12.18.9

Ручьевская, Екатерина Александровна. Петр Ильич Чайковский 1840-1893 : популярная монография / Е. А. Ручьевская. - 3-е изд., перераб. - Л. : Музыка, 1985. - 103 с.

Аннотация: В книге рассказывается об основных этапах жизни и творческого пути великого русского композитора, получают освещение его творчество и лучшие произведения симфонического, оперного, балетного, камерного жанров.

22.12.18.10

Верфель, Франц. Верди: роман оперы / Ф. Верфель ; пер. с нем. Н. Вольпина ; авт. предисл. И. Бэлз. - 2-е изд. - М. : Музыка, 1991. - 319 с.

Аннотация: Автор книги — известный австрийский писатель — в популярной и доступной форме рассказывает о жизненном и творческом пути великого итальянского композитора, освещая факты биографии Верди, малоизвестные советскому читателю. Первое издание вышло в 1962 году. Адресуется самым широким кругам любителей музыки.

22.12.18.11

Щедрин, Родион Константинович. Родион Щедрин : автобиографические записи / Р. К. Щедрин. - М. : АСТ ; [Б. м.] : Новости, 2008. - 288 с.

Аннотация: Родион Щедрин. Один из величайших отечественных композиторов, признанный классиком не только в нашей стране, но и во всем мире. Спутник жизни гениальной балерины Майи Плисецкой. Смелый новатор, принесший в музыкальную гармонию ритмы современности. Его путь к славе был нелегким и тернистым. Через какие испытания пришлось ему пройти? Сколько трудностей он преодолел? Сколько раз отказывался идти на компромиссы с собственной совестью и подчиняться всемогущей системе? Об этом - и о многом другом - лучше всего расскажет сам Родион Щедрин..

Материалы подготовлены: О.А. Кулябиной, главным библиотекарем сектора социокультурных коммуникаций НТБ им. Н.Г. Четаева