Отображение сетевого контента
Василий Алексеевич Степанченко - советский украинский авиастроитель, которого авиаконструктор Андрей Туполев назвал академиком промышленного производства, кандидат технических наук, лауреат Государственной премии УССР (1976, за участие в создании, освоении серийного производства и эксплуатации самолета Ан-24 и его модификаций). Награжден 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 орденами Трудового Красного Знамени, орденом "Знак Почета" и медалями.
Родился 22 марта (9 марта по старому стилю) 1914 года, в селе Веселое Глуховского уезда Курской губернии Российской империи, в многодетной крестьянской семье. С 1923 года учился в школе-интернате. В 1931 году поступил и в 1935 году с отличием окончил Воронежский авиационный техникум (ныне - имени В.П. Чкалова). В 1941 году окончил Казанский авиационный институту (ныне - Казанский национальны исследовательский технический университет имени А.Н.Туполева). Был направлен на работу на Казанский авиационный завод № 22 имени С.П.Горбунова (ныне - Казанское авиационное производственное объединение имени С.П. Горбунова). В 1941- 1949 годах - на Казанском авиационном заводе мастером, заместителем начальника производства. В период Великой Отечественной войны участвовал в организации массового выпуска пикирующих бомбардировщиков Пе-2. В 1942 год объём производства возрос по сравнению с довоенным 1940 г. в восемь раз, достигнув максима в 1944 году, когда ежесуточно производилось по 10 - 12 самолётов (всего было произведено более 10 тысяч машин). За проявленный трудовой героизм в 1945 году был награжден орденом «Знак Почета, в 1946 году - медалью - «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
В послевоенный период продолжает работать на заводе, который осваивает выпуск бомбардировщиков Ту-4. За участие в освоении производства этого самолета в 1949 году был награжден орденом Ленина.
В 1949 - 1954 годах - главный инженер Омского авиационного завода №166 (ныне – производственное объединение «Полет»), который в тот период освоил производство первых реактивных бомбардировщиков Ил - 28.
В 1954 году был назначен директором авиационного завода № 473 в городе Киеве. Завод освоил массовое производство самолетов Ан-2 – ежемесячно производилось до 25 самолетов. Если в 1954 году было произведено 256 самолетов, то в 1958 – уже 396.
С 1958 по 1965 год - первый заместитель председателя Киевского совнархоза. В 1965 год вновь назначен директором Киевского авиационного завода (ныне - в составе производственного объединения «Авиант»). Завод под его руководством освоил серийное производство самолетов АН-24, Ан-26, Ан-30. Только самолетов Ан-26 было построено около 1400 штук. Одновременно добился строительства жилого микрорайона для работников завода, дворца культуры, пионерского лагеря, базы отдыха, водноспортивной станции, поликлиники.
Кроме крылатых машин, выпускаемых на заводе (а это были вечный труженик Ан-2, потом первый советский широкофюзеляжный транспортный самолет Ан-8, за большие размеры прозванный «летающим китом», пассажирский лайнер Ан-24, воздушные грузовики Ан-12, Ан-26, Ан-32, турбореактивный Ан-72 «Чебурашка», самый большой в мире тяжеловоз Ан-124 «Руслан»), тут производили и медицинские барокамеры, и стоматологические кресла. А в очередь за детскими колясками «Мальвина» молодые родители записывались еще до рождения ребенка, эти коляски пользовались бешеным спросом.
Свой рабочий день генеральный директор Киевского авиазавода Василий Степанченко начинал не в кабинете. К отдаленным корпусам подъезжал на машине - территория завода тянется от Святошино до Новобеличей, по ней для экономии рабочего времени заводчан курсировал рейсовый автобус. Дальше по цехам Степанченко шел пешком, разговаривал с рабочими и специалистами, выяснял причины каких-то трудностей или недочетов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР ("закрытым") от 26 апреля1971 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий пятилетнего плана и создание новой техники Степанченко Василию Алексеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и молот».
Выйдя на пенсию, преподавал в отраслевом институте повышения квалификации.
Умер 7 сентября 1995 года. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.
На административном корпусе завода «Авиант» Установлена мемориальная доска, в музее завода имеется экспозиция, посвященная Василию Алексеевичу.
В 2007 году улицу Служебную Святошинского района город Киева переименовали в улицу Василя Степанченко.
По материалу с сайтов: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=18263
https://fakty.ua/178835-svoyu-deyatelnost-na-postu-gendirektora-kievskogo-aviazavoda-soratnik-antonova-vasilij-stepanchenko-nachal-so-stroitelstva-bani-dlya-rabochih
Материалы подготовлены: О.А. Хайбуллиной, зав. отделом по информационно-библиотечному обслуживанию и зав. сектором информационно-библиотечного обслуживания ФМФ, ИЭУиСТ, ГРИНТ С.А. Молчановой