Отображение сетевого контента
27 декабря 2017 - 185 лет со дня рождения Павла Михайловича Третьякова российского предпринимателя, мецената, основателя Третьяковской галереи.
Многие связывают имя Третьякова только с созданной им галереей. Но это был человек широкой души. Его последние слова: «Берегите галерею и будьте здоровы».
О таких людях, как П.М. Третьяков, трудно говорить. Трудно, потому что все слова, применимые к нему, кажутся слишком простыми, банальными, неспособными передать всю глубину его личности и широту его мышления. Таких людей встретить – большое счастье. Но и знать о них – тоже счастье не меньшее.
Многие связывают имя Третьякова только с созданной им галереей. Но это был человек широкой души: он принимал активное участие в деятельности Московского художественного общества, Московского училища живописи, ваяния и зодчества, много делал для Арнольдовского училища глухонемых, помогая не только материально, но и в учебном процессе, в строительстве и ремонте зданий. Он помогал И.В. Цветаеву в создании Музея изящных искусств (Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Невозможно перечислить всех благотворительных дел П.М. Третьякова. Это были многочисленные пожертвования на нужды бедных, стипендии, помощь деятелям науки и искусства. Например, он оказал материальную помощь экпедиции Н.Н. Миклухо-Маклая.
Российский предприниматель, предприниматель, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи Павел Михайлович Третьяков родился 27 (15 по старому стилю) декабря 1832 года в Москве в купеческой семье.
В детстве получил отличное домашнее образование. Повзрослев, помогал отцу в коммерческих делах. После смерти отца семейным предприятием руководила мать, а когда её не стало, Павел взял инициативу в свои руки.
Во всех материалах о Третьяковской галерее датой ее основания называется 1856 год – именно тогда П. М. Третьяков приобрел две первые картины русских художников: «Искушение» Н.Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г. Худякова. Немного позднее он приобрел полотна «Сбор вишен» И.И. Соколова, «Разносчик» В.И. Якоби, «Вид в окрестностях Ораниенбаума» А.К. Саврасова, «Больной музыкант» М.П. Клодта. А раньше, в 1854–1855 годах, Третьяков купил 11 графических листов и 9 картин старых голландских мастеров. О том, что у него уже тогда возникла идея создания музея русской живописи, говорит его первое завещание 1860 года, в котором он просит брата и сестер исполнить его просьбу: «Сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи…». Как видим, художественная галерея создавалась Третьяковым фактически с нуля.
Затем коллекция пополнилась картинами Ивана Трутнева, Алексея Саврасова, Константина Трутовского, Федора Бруни, Льва Лагорио и других мастеров. Уже в 1860 году меценат составил завещание, в котором указал следующее: "Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие".
В 1860-е годы Третьяков приобрел картины "Привал арестантов" Валерия Якоби, "Последняя весна" Михаила Клодта, "Бабушкины сны" Василия Максимова, "Сельский крестный ход на Пасхе" и "Тройка" Василия Перова. В 1864 году в собрании Третьякова появилась первая картина, написанная на сюжет русской истории,- "Княжна Тараканова" Константина Флавицкого.
При этом большую часть времени Третьякова отнимали торгово промышленные дела – управление Костромской льнопрядильной фабрикой, забота о магазинах.
Существенную часть своей жизни Третьяков посвящал благотворительной деятельности. Меценат помогал Арнольдовскому училищу для глухонемых, попечителем которого являлся. Он также принимал участие в деятельности Православного миссионерского общества, состоял членом Коммерческого суда.
Дом Третьякова часто посещали художники, писатели, музыканты, в том числе Иван Тургенев, Петр Чайковский, Илья Репин, Иван Крамской и многие другие.
В 1870-е годы в собрании Третьякова появились картины "Христос в пустыне" Ивана Крамского, "Сосновый бор" Ивана Шишкина, "Грачи прилетели" Алексея Саврасова, "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича" Николая Ге. Приобретаемые картины Павел Третьяков размещал в своем московском доме в Лаврушинском переулке, однако постепенно места для них становилось все меньше и меньше.
В 1874 году Павел Третьяков построил на собственные средства здание в Москве для картинной галереи, открыв в ней в 1881 году залы для посетителей и заложив основы Третьяковской галереи как общедоступного публичного музея.
В августе 1892 года Павел Третьяков передал свою художественную галерею в дар Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. Передав галерею родному городу, Третьяков по- прежнему продолжал пополнять ее собрание. Ежегодно он дарил галерее десятки картин, рисунков, этюдов.
Начиная с 1893 года, Павел Третьяков ежегодно издавал каталоги собрания галереи.
Павел Третьяков был женат на двоюродной сестре известного мецената Саввы Мамонтова Вере Мамонтовой.
16 декабря (4 по старому стилю) 1898 года Третьяков скончался. Был похоронен на Даниловском кладбище в Москве рядом с родителями и братом Сергеем.
В 1948 году прах братьев Третьяковых был перезахоронен на Новодевичьем кладбище.
3 июня 1918 года вышел декрет о национализации галереи и она получила наименование Государственной Третьяковской галереи.
Материалы подготовлены: О.А. Хайбуллиной, зав. отделом по информационно-библиотечному обслуживанию и зав. Сектором информационно-библиотечного обслуживания ФМФ, ИЭУиСТ, ГРИНТ С.А. Молчановой, 8-е зд. КНИТУ-КАИ, г. Казань, ул. Четаева, д.18а, 2-й эт., к. 231.