Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

Вучетич не случайно стал монументалистом: он был сильным человеком, работал широко и смело. Выражался порой резко, но всегда по делу. Лепил многих выдающихся людей, а общение с подобными личностями влияет на мировоззрение, формирует характер, делает его тверже.

28.12.18.1

Вучетич, Евгений Викторович, русский художник, наиболее последовательно выразивший линию развития монументальной советской скульптуры середины 20 в.

Родился в Екатеринославе (ныне Днепропетровск, Украина) 15 (28) декабря 1908. Окончил ленинградскую Академию художеств (1933), с 1935 жил и работал в Москве. Член Студии военных художников имени М.Б.Грекова (с 1943), был ведущим скульптором этого объединения.

Работая в соавторстве с архитекторами, стал одним из создателей стиля «сталинского классицизма» (скульптурный декор Драматического театра имени А.М.Горького в Ростове-на-Дону, 1930–1936, архитекторы В.А.Щуко и В.Г.Гельфрейх). Впитал также элементы пластики модерна, с ее тяготением к сверхчеловечески-грандиозным ансамблям. Разработал важные для программы соцреализма типы многофигурного горельефа-картины (Клянемся тебе, товарищ Ленин… (Клятва И.В.Сталина), 1949, Третьяковская галерея, Москва) и триумфального портретного бюста (портреты советских военачальников, вторая половина 1940-х годов). Брутально-героическая энергия его произведений близка по духу немецкой пластике Третьего рейха.

28.12.18.2

Возглавляя крупные бригады скульпторов, был главным автором двух самых известных советских военных мемориалов – Воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом (в берлинском Трептов-парке; 1946–1949; Сталинская премия 1950, присужденная также и за вышеупомянутый горельеф), а также ансамбля на Мамаевом кургане в Волгограде (1963–1967; Ленинская премия 1970); особенно грандиозен последний из них, возвышающийся среди холмистой, голой степи.

В обоих случаях проявилось умение мастера достигать острой выразительности силуэта (бронзового воина-освободителя со спасенной девочкой в Берлине или гигантской бетонной Родины-Матери в Волгограде), врезающегося в память, словно мощный плакатный призыв.

28.12.18.3

Среди других его произведений – памятник Ф.Э.Дзержинскому перед зданием КГБ на Лубянской площади в Москве (1958; в дни августовского путча 1991 фигура была низвержена с пьедестала и ныне установлена в «саду скульптуры» у Центрального дома художников) и фигура «Перекуем мечи на орала» (1957), одна из отливок которой была преподнесена советским правительством в дар ООН (в целом большинство работ Вучетича завершалось в технике бронзовой отливки).

28.12.18.4

Родина из стали и бетона: история создания монумента на Мамаевом кургане — в воспоминаниях родственников скульптора Евгения Вучетича и строителей

Очерки и выступления скульптора собраны в его книге Художник и жизнь (1963).

Умер Вучетич в Москве 12 апреля 1974.

28.12.18.5

С литературой о Вучетиче Е.В. и других скульпторах вы можете ознакомиться в художественном фонде научно-технической библиотеки им. Н.Г. Четаева КНИТУ-КАИ (1-е зд. КНИТУ-КАИ, К. Маркса, 10, 3-й эт., к. 334).

28.12.18.6

Вучетич , Е. Художник и жизнь / Е. Вучетич . - М. : Издательство академии художеств СССР, 1963. - 446 с.

Аннотация: "Искусство и жизнь… Эта проблема вечно волновала умы людей искусства и всех любителей прекрасного. Она вызывала горячие споры во времена римского могущества и в эпоху Возрождения, в шестидесятых годах прошлого столетия и в канун первой мировой войны. Они не прекращаются и поныне и ведутся с большим накалом, страстью как среди мастеров советского искусства и художников стран народной демократии, так и в среде деятелей искусства Западной Европы и Америки. Это старая и вечно новая проблема. Люди разных политических взглядов, мировоззрений, эстетических вкусов по-разному отвечают на этот коренной, главный вопрос художественного творчества."

28.12.18.7

Европейское искусство: Энциклопедия. Живопись. Скульптура. Графика / Российская ак-я художеств, НИИ теории и истории изобразит. искусств Рос. академии художеств. - М. : Белый город.
Т. I : А-Й. - 2006. - 464 с.
Т. II : К-О. - 2006. - 416 с.
Т. III : П-Я. - 2006. - 512 с.

Аннотация: В данном издании рассказывается о творчестве более чем тысячи европейских мастеров - живописцев, скульпторов, графиков, многие из которых работали сразу в нескольких видах изобразительного искусства. Статьи о каждом из них включают биографические сведения и анализ основных произведений, краткую библиографию. Освещается деятельность не только крупных мастеров, но и менее известных широкому читателю. В подготовке издания приняли участие ведущие специалисты в области зарубежного искусства. Коллективный труд является первым достаточно полным и хорошо иллюстрированным справочником.

Материалы подготовлены: О.А. Кулябиной, главным библиотекарем сектора социокультурных коммуникаций НТБ им. Н.Г. Четаева