Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

Сергей Владимирович Ильюшин являлся выдающимся авиаконструктором и ученым и занимает достойное место в истории авиации. Его штурмовики, бомбардировщики, пассажирские самолеты на каждом этапе развития авиации – новинки технической мысли. Вклад, который внес Сергей Владимирович в дело обороны страны и развития воздушного транспорта, в прогресс технических наук и технологии авиационной промышленности, неоценим.

Сергей Владимирович Ильюшин родился 18 марта (по старому стилю) 1894 года в многодетной крестьянской семье, в деревне Дилялево Вологодской губернии. Его детство было обычным для крестьянских детей того времени. В пятнадцать лет, как и многие другие его земляки, Сергей Ильюшин был вынужден уйти из родной деревни на заработки. Землекоп, затем солдат аграрной команды, помощник моториста и, наконец, авиационный моторист – таковы первые шаги Сергея Владимировича в авиации. Моторист Ильюшин добивается весьма непростого в то время направления на обучение летному делу и летом 1917 года сдает экзамен на звание пилота-авиатора при школе Всероссийского аэроклуба.

1916 год — судьбоносный год в жизни Сергея Владимировича: он становится помощником авиамоториста на Комендантском аэродроме и вскоре успешно сдает экзамен на должность пилота-авиатора при школе Всероссийского аэроклуба. 

С началом Гражданской войны Сергей Владимирович едет на фронт, где работает авиамехаником, начальником авиаремонтного поезда, военкомом. Полученные практические навыки уже в мирное время помогают ему стать студентом Московского института инженеров Красного воздушного флота. 

После окончания института высококвалифицированный специалист Сергей Ильюшин возглавляет самолетную секцию Научного комитета ВВС, а еще через несколько лет становится начальником ЦКБ на заводе имени Менжинского, где одновременно руководит одной из бригад. 

В 1933 году коллектив во главе с Сергеем Владимировичем Ильюшиным создает двухмоторный самолет ЦКБ-26. Всемирную славу КБ и его руководителю принесли военные самолеты. Гроза немецкой армии, бомбардировщики Ил-4 уже в первые часы Великой Отечественной войны успешно атаковали режимные объекты Берлина. Штурмовики Ил-2, прозванные в народе «летающими танками» и «черной смертью» и удачно сочетающие в себе «скорость, маневр, броню и огонь», наносили неожиданные и сокрушительные удары по врагу, защищая рубежи Родины. 

В послевоенное время страна остро нуждалась в расширении парка транспортных пассажирских самолетов. И здесь конструкторское бюро Ильюшина ответило на зов времени: были разработаны реактивные Ил-12 и Ил-18 - легкие машины надежной и прочной конструкции, для создания которых Сергеем Владимировичем было решено множество сложных проблем. Позднее в КБ появился комфортабельный Ил-62. 

Обладатель более чем десяти орденов и медалей, Сергей Владимирович Ильюшин трижды становился Героем Социалистического Труда, семь раз лауреатом Сталинской премии, лауреатом Ленинской и Государственной премий СССР. 9 февраля1977 Сергей Владимирович Ильюшин скончался в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

У Сергея Владимировича Ильюшина много учеников и последователей, которые составляли и продолжают составлять основной костяк конструкторской организации. Прежде всего, его преемник, Генеральный конструктор с 1970-2005 гг., Генрих Васильевич Новожилов. Он строго хранил и творчески развивал основные традиции ильюшинской школы. Создавая организацию, Сергей Владимирович окружал себя не крупными специалистами, а, скорее, начинающими. Этих учеников и ближайших помощников, проработавших с Ильюшиным не один десяток лет, часто называют «ильюшинской гвардией». И действительно, это специалисты, на которых он опирался при решении всевозможных вопросов и вместе с которыми он творил.

С литературой по теме, вы можете ознакомиться в научно-технической библиотеке им. Н.Г. Четаева КНИТУ-КАИ

Пономарев, Александр Николаевич. Конструктор С.В. Ильюшин / А. Н. Пономарев. - М. : Воениздат, 1988. - 399 с.

Аннотация: Лауреат Государственной премии СССР, доктор технических наук генерал-полковник авиации А. Н. Пономарев исследует жизнь и творческий путь трижды Героя Социалистического Труда академика С. В. Ильюшина – создателя большого семейства боевых и гражданских самолетов. В монографии описано, как конструкторское бюро, основанное более 50 лет назад С. В. Ильюшиным, продолжает славную традицию по созданию самолетов.

Скрицкий, Николай Владимирович. Самые знаменитые авиаконструкторы / Н. В. Скрицкий. - М. : Вече, 2004. - 416 с. 

Аннотация: В новую книгу из серии "Самые знаменитые" включены биографии основоположников и теоретиков авиации, конструкторов самолетов и вертолетов, а также создателей двигателей. Первые авиаконструкторы подражали птицам и во многом действовали наугад. История же авиации в основном начинается с XX века, когда вслед за развитием воздухоплавания (воздушных шаров, змеев, дирижаблей) небо завоевали самолеты и вертолеты. Правительство царской России не сразу осознало важность авиации, но уже через несколько лет страна располагала сильной авиацией, а в советское время авторитет отечественных конструкторов и авиаторов был признан во всем мире. Имена А.Ф. Можайского, Н.Е. Жуковского, И.И. Сикорского, А.Н. Туполева, В.М. Петлякова, С.В. Ильюшина, П.О. Сухого, С.А. Лавочкина, А.И. Микояна, M.J1. Миля, Б.С. Стечкина, А.И. Люльки навсегда вписаны в историю науки и техники.

По материалам с сайта http://www.inventor.perm.ru/persons/inventor_ilyushin.htm

Материалы подготовлены: О.А. Кулябиной, главным библиотекарем сектора социокультурных коммуникаций НТБ им. Н.Г. Четаева