Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

Первые полеты российских аэропланов, первые оригинальные конструкции многомоторных тяжелых самолетов, первые «летающие лодки» и амфибии, вертолеты классической одновинтовой схемы и еще многое другое стало возможным благодаря таланту Сикорского.

Игорь Иванович Сикорский родился 6 июня 1889 года в Киеве. С 1903 по 1906 годы Сикорский учился в Петербургском морском училище. В 1907 году поступил в Киевский политехнический институт.В период с 1908 по 1911 годы построил свои первые два простейших вертолета. Но ни один из них не смог взлететь с пилотом, и Сикорский переключился на постройку самолетов.

В 1911 году Сикорский пришел к выводу, что будущее – не за одномоторными аэропланами, а за большими самолетами. Это открытие он сделал благодаря... комару, который, залетев в жиклер карбюратора, едва не привел к остановке двигателя. Изобретатель тогда чуть не погиб, чудом посадив самолет между железнодорожными вагонами и стеной.

В 1910 году он поднял в воздух первый самолет своей конструкции С-2, а через год получил диплом лётчика. В период с 1912 по 1914 годы создал самолеты «Гранд», «Русский витязь», «Илья Муромец», положившие начало многомоторной авиации. Тогда же на биплане С-6 Сикорскому удалось установить мировые рекорды скорости.

На протяжении нескольких лет аэропланы Сикорского завоёвывали главные призы на состязаниях военных самолётов. Особое внимание конструктор уделял улучшению аэродинамических характеристик своих машин. Модернизированный таким образом самолет С-6а заслужил большую золотую медаль московской воздухоплавательной выставки в апреле 1912 года. 

В 1915 году Игорь Иванович создал первый в мире серийно выпускавшийся истребитель сопровождения — С-16 для совместных полетов с бомбардировщиками «Илья Муромец» и охраны их аэродромов от самолётов противника. Последующие конструкции Сикорского — истребители С-17 и C-18 были неудачными и существовали лишь в опытных экземплярах.

В 1919 году Сикорский эмигрировал в США, где первое время зарабатывал на жизнь преподаванием математики, а в 1923 году основал авиационную фирму «Sikorsky Aero Engineering Corporation». До 1939 года Игорь Иванович создал около 15 типов самолетов. А с 1939 года перешел на конструирование вертолетов одновинтовой схемы с автоматом перекоса, получивших широкое распространение, среди которых - S-51, S-55, S-56, S-61, S-64 и S-65. На вертолетах его конструкции были впервые совершены перелеты через Атлантический и Тихий океаны в 1967 и 1970 годах соответственно.

Игорь Иванович стал первым, кто начал строить турбинные вертолеты, вертолеты-амфибии с убирающимися шасси и "летающие краны". Последняя машина, построенная Сикорским, - S-58 - лучший вертолет первого поколения.

Находясь на пенсии, Игорь Иванович возглавлял толстовское и пушкинское общества, занимался философией и богословием. B 1963 году он был награжден высшей научной наградой Американского общества инженеров-механиков — медалью ASME.
Скончался Игорь Иванович Сикорский 26 октября 1972 года в городе Истоне (штат Коннектикут, США).

С литературой, рассказывающей о И.И. Сикорском вы можете ознакомиться в художественном фонде научно-технической библиотеки им. Н.Г. Четаева КНИТУ-КАИ (1-е зд. КНИТУ-КАИ, К. Маркса, 10, 3-й эт., к. 334).

Скрицкий, Николай Владимирович. Самые знаменитые авиаконструкторы / Н. В. Скрицкий. - М. : Вече, 2004. - 416 с.

Аннотация: В новую книгу из серии "Самые знаменитые" включены биографии основоположников и теоретиков авиации, конструкторов самолетов и вертолетов, а также создателей двигателей. Первые авиаконструкторы подражали птицам и во многом действовали наугад. История же авиации в основном начинается с XX века, когда вслед за развитием воздухоплавания (воздушных шаров, змеев, дирижаблей) небо завоевали самолеты и вертолеты. Правительство царской России не сразу осознало важность авиации, но уже через несколько лет страна располагала сильной авиацией, а в советское время авторитет отечественных конструкторов и авиаторов был признан во всем мире. Имена А.Ф. Можайского, Н.Е. Жуковского, И.И. Сикорского, А.Н. Туполева, В.М. Петлякова, С.В. Ильюшина, П.О. Сухого, С.А. Лавочкина, А.И. Микояна, M.J1. Миля, Б.С. Стечкина, А.И. Люльки навсегда вписаны в историю науки и техники.

Катышев, Геннадий Иванович. Авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский. 1889-1972 [Текст] / Г.И. Катышев, В.Р. Михеев; отв. ред. В.Н. Далин ; АН СССР. - М. : Наука, 1989. - 174 с. 

Аннотация: Это - первая на русском языке творческая биография И.И. Сикорского - выдающегося авиаконструктора XX века, 100-летний юбилей которого отмечается мировой-общественностью в июне 1989 г. С именем Сикорского связано становление отечественной авиации, создание первых в мире многомоторных воздушных кораблей "Русский витязь" и "Илья Муромец", ставших родоначальниками всей тяжелой мировой авиации. Воздушные лайнеры Сикорского в 30-е годы первыми в мире соединили континенты. Огромен вклад И.И. Сикорского в развитие мирового вертолетостроения. Книга написана на основе редких архивных материалов, иллюстрирована оригинальными фотографиями и может быть интересна широкому кругу читателей.

Сикорский, Игорь Николаевич. Сто одна профессия пилота [Текст] / Сикорский, Игорь Николаевич. - М. : Транспорт, 1991. - 197с. 

Аннотация: Эта книга знакомит с разными профессиями пилотов гражданской авиации

По материалам сайта: https://www.calend.ru/persons/3317/

Материалы подготовлены: О.А. Хайбуллиной, зав. отделом по информационно-библиотечному обслуживанию и зав. сектором информационно-библиотечного обслуживания ФМФ, ИЭУиСТ, ГРИНТ С.А. Молчановой, 8-е зд. КНИТУ-КАИ, г. Казань, ул. Четаева, д.18а, 2-й эт., к. 231.