Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

Всеволод Эмильевич Мейерхольд - советский актёр и театральный режиссер, чьи провокационные эксперименты в авангардном театре стали основой современного театрального искусства. Имя Мейерхольд стоит за созданием совершенно новой актёрской системы, названной «биомеханика». Сегодня будет трудно переоценить влияние Всеволода Мейерхольда на современный театральный мир.

1

Актер, режиссер, педагог, один из реформаторов театра Всеволод Эмильевич Мейерхольд (настоящее имя – Карл Казимир Теодор Мейергольд) родился 9 февраля 1874 года в Пензе в обрусевшей немецкой семье Эмилия Мейергольда - владельца винно-водочного завода. Увлечение родителей театром, музыкой, участие в детских домашних спектаклях сыграли важную роль в формировании будущего режиссера. Гимназический курс Карл Мейергольд, трижды остававшийся на второй год, завершил поздно. В 1895 году окончил Пензенскую гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета. В этом же году, по исполнении совершеннолетия (21 года), Мейергольд принял православие и изменил собственное имя на Всеволод (в честь своего любимого писателя В. М. Гаршина). 17 апреля 1896 года Мейерхольд обвенчался со своей сверстницей Ольгой Мунт, с которой был знаком с 1892 года и с которой вместе играл в любительских спектаклях. В 1986 году он переходит на 2-й курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества в класс Вл. И. Немировича-Данченко. В 1898 году окончил училище и вместе с другими выпускниками (О.Л. Книппер, П.М. Москвин) вступил в труппу создаваемого Московского художественного театра. С 1902 началась его самостоятельная режиссерская работа. Он возглавил вместе с А.С.Кошеверовым группу молодых актёров в Херсоне. Труппа получила название «Товарищество новой драмы». Сезон открылся 22 сентября 1902 года. В 1902-1905 годах было поставлено около 200 спектаклей. В мае 1905 года он был приглашен Станиславским в театр-Студию на Поварской. Однако в октябре, после генеральной репетиции «Смерти Тентажиля» М.Метерлинка, Станиславский отказался продолжать эксперимент и Театр-Студию закрыли. Осенью 1906 года В.Ф.Комиссаржевская пригласила Мейерхольда в Петербург главным режиссёром Драматического театра. В 1907-1918 годах Мейерхольд работал в петербургских Императорских театрах, поставив там 21 драматический спектакль и 10 музыкальных. После Октябрьской революции Мейерхольд стал одним из активнейших строителей нового советского театра. Он сблизился с Владимиром Маяковским, поставив в Петрограде его «Мистерию-буфф».

2 3 4 5

Мейерхольд регулярно выезжал за границу, где гастролировал с театром, либо лечился. Он побывал в Германии, Франции, Англии, Италии, Чехословакии. Осенью 1928 года Мейерхольд как раз находился за границей. Вскоре в Москву полетели депеши, в которых он сообщал, во-первых, что заболел и по состоянию здоровья предполагает провести за границей целый год. А во-вторых, что он договорился о европейских гастролях ГосТИМа и просит разрешить театру турне по Германии и Франции. У Луначарского возникло подозрение, что Мейерхольд собирается покинуть Советский Союз. И недоверие, которое высказал Луначарский, Мейерхольда оскорбило. Началась травля Мейерхольда. Последний и неожиданный триумф Мейерхольда был устроен ему на Первой всесоюзной режиссерской конференции. В его честь в зале гремели овации. Речь Мейерхольда стала его последним публичным выступлением. Сразу же после конференции Всеволод Эмильевич уехал в Ленинград для подготовки парада. В ночь с 19 на 20 июня он был арестован в своей квартире на Карповке. А дальше - месяцы следствия и пыток в застенках Лубянской тюрьмы по обвинению в том, что он был завербован для участия в антисоветской работе еще в 1922 году.

1 февраля 1940 года Военная коллегия Верховного суда приговорила Мейерхольда "к высшей мере уголовного наказания расстрелу с конфискацией принадлежащего ему имущества". На следующий день приговор был приведен в исполнение. В 1955 году Всеволод Мейерхольд был посмертно реабилитирован.

6 7

С литературой о В.Э. Мейерхольде, вы можете ознакомиться в художественном фонде научно-технической библиотеки им. Н.Г. Четаева КНИТУ-КАИ (1-е зд. КНИТУ-КАИ, К. Маркса, 10, 3-й эт., к. 334).

8

Гарин, Эраст Павлович. С Мейерхольдом: воспоминания / Э. П. Гарин. - М.: Искусство, 1974. - 292 с.

Аннотация: Народный артист РСФСР Э. П. Гарин, создатель многих известных зрителю образов в театре и кино, начал свою творческую деятельность под руководством выдающегося советского режиссера В. Э. Мейерхольда. Большая часть книги посвящена рассказу артиста о своей работе в Театре имени Вс. Мейерхольда. Читатель узнает, как ставились спектакли "Земля дыбом", "Д. Е.", "Учитель Бубус", "Мандат", "Лес", "Ревизор", "Горе уму" и др. Несколько глав книги посвящены рассказу Гарина о его работе на радио, в кино и в театре не только в качестве актера, но и режиссера.

9

Встречи с Мейерхольдом: сборник воспоминаний. - М. : Изд-во ВТО, 1967. - 622 с.

Аннотация: Иллюстрации и фотографии театральных постановок Мейерхольда,костюмов,оформления сцен и т.п. Сборник - книга воспоминаний, своего рода ``свидетельских показаний`` сорока девяти современников, соратников и учеников Мейерхольда, оценивающих те или иные искания художника, людей, близко его знавших, соприкасавшихся с ним в работе и в жизни. Они представляют на суд читателя на суд истории то, что видели, что наблюдали, что знают по личному опыту. Почти все воспоминания, за немногими исключениями, написаны специально для настоящего сборника и подавляющая их часть публикуются впервые.

10

Каверин, Вениамин Александрович. Счастье таланта : воспоминания и встречи, портреты и размышления / В. А. Каверин. - М. : Современник, 1989. - 316 с.

Аннотация: Книга Вениамина Каверина - это размышления о литературе, целая галерея литературно-критических портретов современников, личное свидетельство писателя о товарищах по перу. Статья прошлых лет, эссе и дневниковые записи, воспоминания о выдающихся деятелях культуры - все это воссоздает атмосферу эпохи, ``шум времени`` и дает представление об истории советской литературы в лицах, с момента ее зарождения до наших дней.

Материалы подготовлены: О.А. Кулябиной, главным библиотекарем сектора социокультурных коммуникаций НТБ им. Н.Г. Четаева