Отображение сетевого контента
Всеволод Эмильевич Мейерхольд - советский актёр и театральный режиссер, чьи провокационные эксперименты в авангардном театре стали основой современного театрального искусства. Имя Мейерхольд стоит за созданием совершенно новой актёрской системы, названной «биомеханика». Сегодня будет трудно переоценить влияние Всеволода Мейерхольда на современный театральный мир.
Актер, режиссер, педагог, один из реформаторов театра Всеволод Эмильевич Мейерхольд (настоящее имя – Карл Казимир Теодор Мейергольд) родился 9 февраля 1874 года в Пензе в обрусевшей немецкой семье Эмилия Мейергольда - владельца винно-водочного завода. Увлечение родителей театром, музыкой, участие в детских домашних спектаклях сыграли важную роль в формировании будущего режиссера. Гимназический курс Карл Мейергольд, трижды остававшийся на второй год, завершил поздно. В 1895 году окончил Пензенскую гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета. В этом же году, по исполнении совершеннолетия (21 года), Мейергольд принял православие и изменил собственное имя на Всеволод (в честь своего любимого писателя В. М. Гаршина). 17 апреля 1896 года Мейерхольд обвенчался со своей сверстницей Ольгой Мунт, с которой был знаком с 1892 года и с которой вместе играл в любительских спектаклях. В 1986 году он переходит на 2-й курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества в класс Вл. И. Немировича-Данченко. В 1898 году окончил училище и вместе с другими выпускниками (О.Л. Книппер, П.М. Москвин) вступил в труппу создаваемого Московского художественного театра. С 1902 началась его самостоятельная режиссерская работа. Он возглавил вместе с А.С.Кошеверовым группу молодых актёров в Херсоне. Труппа получила название «Товарищество новой драмы». Сезон открылся 22 сентября 1902 года. В 1902-1905 годах было поставлено около 200 спектаклей. В мае 1905 года он был приглашен Станиславским в театр-Студию на Поварской. Однако в октябре, после генеральной репетиции «Смерти Тентажиля» М.Метерлинка, Станиславский отказался продолжать эксперимент и Театр-Студию закрыли. Осенью 1906 года В.Ф.Комиссаржевская пригласила Мейерхольда в Петербург главным режиссёром Драматического театра. В 1907-1918 годах Мейерхольд работал в петербургских Императорских театрах, поставив там 21 драматический спектакль и 10 музыкальных. После Октябрьской революции Мейерхольд стал одним из активнейших строителей нового советского театра. Он сблизился с Владимиром Маяковским, поставив в Петрограде его «Мистерию-буфф».
Мейерхольд регулярно выезжал за границу, где гастролировал с театром, либо лечился. Он побывал в Германии, Франции, Англии, Италии, Чехословакии. Осенью 1928 года Мейерхольд как раз находился за границей. Вскоре в Москву полетели депеши, в которых он сообщал, во-первых, что заболел и по состоянию здоровья предполагает провести за границей целый год. А во-вторых, что он договорился о европейских гастролях ГосТИМа и просит разрешить театру турне по Германии и Франции. У Луначарского возникло подозрение, что Мейерхольд собирается покинуть Советский Союз. И недоверие, которое высказал Луначарский, Мейерхольда оскорбило. Началась травля Мейерхольда. Последний и неожиданный триумф Мейерхольда был устроен ему на Первой всесоюзной режиссерской конференции. В его честь в зале гремели овации. Речь Мейерхольда стала его последним публичным выступлением. Сразу же после конференции Всеволод Эмильевич уехал в Ленинград для подготовки парада. В ночь с 19 на 20 июня он был арестован в своей квартире на Карповке. А дальше - месяцы следствия и пыток в застенках Лубянской тюрьмы по обвинению в том, что он был завербован для участия в антисоветской работе еще в 1922 году.
1 февраля 1940 года Военная коллегия Верховного суда приговорила Мейерхольда "к высшей мере уголовного наказания расстрелу с конфискацией принадлежащего ему имущества". На следующий день приговор был приведен в исполнение. В 1955 году Всеволод Мейерхольд был посмертно реабилитирован.
С литературой о В.Э. Мейерхольде, вы можете ознакомиться в художественном фонде научно-технической библиотеки им. Н.Г. Четаева КНИТУ-КАИ (1-е зд. КНИТУ-КАИ, К. Маркса, 10, 3-й эт., к. 334).
Гарин, Эраст Павлович. С Мейерхольдом: воспоминания / Э. П. Гарин. - М.: Искусство, 1974. - 292 с. Аннотация: Народный артист РСФСР Э. П. Гарин, создатель многих известных зрителю образов в театре и кино, начал свою творческую деятельность под руководством выдающегося советского режиссера В. Э. Мейерхольда. Большая часть книги посвящена рассказу артиста о своей работе в Театре имени Вс. Мейерхольда. Читатель узнает, как ставились спектакли "Земля дыбом", "Д. Е.", "Учитель Бубус", "Мандат", "Лес", "Ревизор", "Горе уму" и др. Несколько глав книги посвящены рассказу Гарина о его работе на радио, в кино и в театре не только в качестве актера, но и режиссера. |
|
Встречи с Мейерхольдом: сборник воспоминаний. - М. : Изд-во ВТО, 1967. - 622 с. Аннотация: Иллюстрации и фотографии театральных постановок Мейерхольда,костюмов,оформления сцен и т.п. Сборник - книга воспоминаний, своего рода ``свидетельских показаний`` сорока девяти современников, соратников и учеников Мейерхольда, оценивающих те или иные искания художника, людей, близко его знавших, соприкасавшихся с ним в работе и в жизни. Они представляют на суд читателя на суд истории то, что видели, что наблюдали, что знают по личному опыту. Почти все воспоминания, за немногими исключениями, написаны специально для настоящего сборника и подавляющая их часть публикуются впервые. |
|
Каверин, Вениамин Александрович. Счастье таланта : воспоминания и встречи, портреты и размышления / В. А. Каверин. - М. : Современник, 1989. - 316 с. Аннотация: Книга Вениамина Каверина - это размышления о литературе, целая галерея литературно-критических портретов современников, личное свидетельство писателя о товарищах по перу. Статья прошлых лет, эссе и дневниковые записи, воспоминания о выдающихся деятелях культуры - все это воссоздает атмосферу эпохи, ``шум времени`` и дает представление об истории советской литературы в лицах, с момента ее зарождения до наших дней. |
Материалы подготовлены: О.А. Кулябиной, главным библиотекарем сектора социокультурных коммуникаций НТБ им. Н.Г. Четаева