Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

7 января 2021 года - 295лет со дня основания Российской Академии наук

07.01.2021 23:30

Государственная академия наук Российской Федерации, крупнейший в стране центр фундаментальных исследований.

7 января 1726 года (27 декабря 1725 года по ст. стилю) в присутствии Екатерины Первой прошло официальное открытие Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге. В этот день состоялось торжественное заседание Императорской Академии, основанной 8 февраля 1724 по повелению императора Петра I указом правительствующего Сената.

Штат Академии наук состоял из 11 профессоров и нескольких адъюнктов. Первые академики АН приехали в Россию из Европы. Первоначально Академия делилась на три класса (отделения): математика, астрономия с географией и навигацией, механика; физика, анатомия, химия, ботаника; красноречие, древности, история, право.

Российская академия наук

При Академии наук были созданы кунсткамера, обсерватория, типография, а позже - гравировальная палата и другие отделения. Особую область деятельности Академии наук составляли экспедиции, во время которых велись астрономические, геодезические, географические наблюдения, изучался растительный и животный мир, полезные ископаемые и этнография народов. В Академию наук была передана обширная личная библиотека Петра, тщательно собираемая царем в течение всей его жизни. Библиотека Академии наук стала первым общедоступным книгохранилищем столицы.

 

Ныне Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия наук» - крупнейший центр в стране, осуществляющий научное руководство исследованиями и проводящий научные исследования. Основной целью деятельности РАН является проведение и развитие фундаментальных исследований, направленных на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека и способствующих технологическому, экономическому, социальному и духовному развитию России. Будучи высшей научной организацией России, академия принимает участие в координации фундаментальных исследований, выполняемых за счет средств федерального бюджета научными организациями и образовательными учреждениями высшего образования. В число учреждений академии входят научные организации, включая институты, научные центры, обсерватории, ботанические сады, архивы, музеи, заповедники.


С литературой по теме Вы можете ознакомиться в научно-технической библиотеке им. Н.Г. Четаева КНИТУ-КАИ

 

О реализации государственной научно-технической политики в Российской Федерации и важнейших научных достижениях российских ученых в 2018 году : научное издание. - М. : Российская академия наук, 2019. - 622 с.

Аннотация: Настоящий Доклад подготовлен в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27.09.2013 г. № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Доклад подготовлен Информационно-аналитическим центром «Наука» РАН на основе материалов отделений по направлениям наук РАН, региональных отделений РАН, структурных подразделений РАН, государственных академий наук, Минобрнауки России, Госкорпорации «Росатом», Госкорпорации «Роскосмос», Института проблем развития науки РАН, ведущих научных организаций и университетов страны.

 

Мокий, Владимир Стефанович. Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы [Электронный ресурс] : Учебное пособие для вузов / Мокий В. С., Лукьянова Т. А. - Электрон. дан.col. - Москва : Юрайт, 2020. - 170 с.

Аннотация: Учебное пособие предназначено для самостоятельного освоения студентами материалов по теме «Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы». Учебное пособие имеет цель: ознакомить студентов с местом трансдисциплинарности в классификации научных подходов; с основными направлениями развития и этапами становления трансдисциплинарности в современной науке; с содержанием видов и форм трансдисциплинарности; с перспективами развития трансдисциплинарного подхода; с результатами практического применения методологии системно-трансдисциплинарного подхода в решении сложных многофакторных проблем науки и техники.

 

Боуш, Галина Дмитриевна. Методология научных исследований (в курсовых и выпускных квалификационных работах) : учебник для студ. бакалавриата, специалитета, магистратуры / Г. Д. Боуш, В. И. Разумов. - М. : ИНФРА-М, 2020. - 210 c.

Аннотация: В учебнике изложены теоретические и практические аспекты методологии научных исследований в соответствии с последовательностью этапов подготовки и проведения исследования в рамках курсовых и выпускных квалификационных работ. Учебник включает методологические подходы и технологии выбора темы исследования, обоснования ее актуальности, формулирования проблемы и гипотезы, разработки концепции и программы исследования, формирования методологии исследования, применения научных методов, интерпретации полученных результатов, их описания в научных текстах и представления экспертам в форме докладов и научных работ разного формата. Содержит несколько классов категориальных методов, предназначенных для исследования объектов на сущностном уровне. Материалы включают описание происхождения используемых методологических подходов, технологий и научных методов, их схемы, базовые понятия, условия и логику применения, эвристичность; примеры и практические задания; контрольные вопросы; литературу. Соответствует актуальным требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования последнего поколения. Для бакалавров, специалистов, магистрантов всех направлений подготовки, преподавателей курса «Методология научных исследований» и смежных учебных дисциплин («Основы научной методологии», «Культура исследователя», «Методика написания дипломной работы», «Методика написания магистерской диссертации» и др.), преподавателей-предметников, исследователей.

 

Моисеев, Виктор Сергеевич. Некоторые неклассические задачи вычислительной математики : монография / В. С. Моисеев, Л. Т. Моисеева. - Казань : Школа, 2020. - 176 с.

Аннотация: Монография посвящена задачам вычислительной математики, численные методы решения которых отсутствуют в существующей литературе. К таким неклассическим задачам в данной работе отнесены методы решения нелинейных уравнений, содержащих интегралы с искомым параметром; методы формирования, исследования и применения неявно заданных функций одной переменной; методы решения нелинейных параметрических уравнений и систем уравнений; методы решения дифференциальных уравнений с разрывной правой частью по используемому аргументу. Книга предназначена для специалистов в области разработки численных методов, а также магистрантов, аспирантов и докторантов, осуществляющих с использованием методов вычислительной математики решение разнообразных прикладных задач.

 

Конструктивное моделирование процессов синтеза : монография / В. А. Райхлин, И. С. Вершинин, Р. К. Классен [и др.] ; ред. В. А. Райхлин ; АН РТ. - Казань : Фэн АН РТ, 2020. - 248 с.

Аннотация: Эта монография - очередное издание результатов исследований авторского коллектива по тематике конструктивного моделирования систем (КМС) информатики, существенно переработанное и дополненное в сравнении с предыдущим. В нем оставлено и добавлено лишь то, что (по мнению авторов) должно содействовать восприятию методологии КМС широким кругом и способно выдержать испытание временем. Как и ранее, излагается авторское видение методологии КМС, в котором уделяется серьезное внимание мировому опыту и эвристике, симбиозу теории и эксперимента. Модель системы рассматривается как конструктивный (ориентированный на синтез) метод. Следование этой методологии позволяет дать приемлемое обоснование неформально найденному методу, повысить эффективность процесса синтеза. Прагматизм КМС показывается на примерах развития элементов теории и синтеза ряда сложных систем: искусственные линии, неформально заданные цифровые автоматы, параллельные СУБД класса Big Data, системы ассоциативной стеганографии.

 

Байкова, Лариса Анатольевна. Актуальные проблемы современного образования [Электронный ресурс] : Учебное пособие для вузов / Байкова Л. А., Богомолова Е. В., Еременко Т. В. - Электрон. дан.col. - Москва : Юрайт, 2020. - 178 с.

Аннотация: В пособии получили освещение такие актуальные педагогические проблемы современного российского высшего образования, как социальное здоровье детей и молодежи в контексте педагогических исследований развития современного образования, современные педагогические подходы к подготовке специалистов в системе высшего образования, формирование информационной культуры и информационной этики вузовского сообщества. Материал состоит из трех глав, каждая из которых снабжена заданиями для самостоятельной работы и библиографическим списком. Для магистрантов, обучающихся по направлениям «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование». Пособие также будет интересно исследователям вопросов высшего образования, научно-педагогическим работникам и аспирантам.

 

 

Чаплыгин, Сергей Алексеевич. Динамика полета. Избранные работы [Электронный ресурс] : - / Чаплыгин С. А. - Электрон. дан.col. - Москва : Юрайт, 2020. - 268 с.

Аннотация: В книге представлены избранные работы С. А. Чаплыгина по теории крыла: «О давлении плоскопараллельного потока на преграждающие тела», «Результаты теоретических исследований о движении аэропланов», «К общей теории крыла моноплана», «О влиянии плоскопараллельного потока воздуха на движущееся в нем цилиндрическое крыло», «Теория решетчатого крыла», «Схематическая теория разрезного крыла аэроплана». Работы С. А. Чаплыгина в течение долгого времени были вехами, по которым развивалась аэродинамика, многие их результаты давно вошли в практику как основа теории крыла.

 

По материалам с сайта https://ruspekh.ru/firms/rossijskaya-akademiya-nauk-ran

Материалы подготовлены: О.А. Кулябиной, главным библиотекарем сектора социокультурных коммуникаций НТБ им. Н.Г. Четаева

Источник: