Григорий Наумович Чухрай - кинорежиссер, сценарист. Его фильмы входят в золотой фонд советского кинематографа. Он снял немного кинокартин, но навсегда вошел в мировую историю киноискусства.
Григорий Чухрай классик отечественного кинематографа, мировую славу которому принесли картины «Сорок первый» и «Баллада о солдате». Он изобрел инновационную экономическую модель кинопроизводства. Фильмы Григория Чухрая номинировались на премию «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Фильмография Григория Наумовича небольшая, всего 10 картин, включая 2 документальных фильма, но в его активе более 100 творческих наград.
Григорий Чухрай родился 23 мая 1921 года в Мелитополе на Украине. Когда ему было три года, родители развелись, Гриша остался жить с матерью, мальчику дали материнскую фамилию Чухрай. Мать режиссера была сторонницей советской власти. Она принимала непосредственное участие в раскулачивании и коллективизации на Украине. Мать Чухрая вышла замуж за председателя колхоза Павла Литвиненко. К приемному отцу Григорий всегда относился с уважением и благодарностью, ведь мужское воспитание дал ему отчим.
В 1935 году обоих супругов направили в Москву на двухгодичные курсы при Тимирязевской академии. По окончании курсов в 1938 году они вернулись на Украину, а Григорий остался в столице, чтобы окончить школу.
Тогда же Чухрай, по его словам, «стал серьезно подумывать о кинематографе», впечатлившись картинами «Мы из Кронштадта», «Щорс» и «Веселые ребята».
В 1939 году Григорий подал документы во ВГИК и был допущен к экзаменам, однако попал под призыв. Чухрая призвали в январе 1940 года. Службу он начал в Мариуполе курсантом полковой школы.
Во время войны воевал в составе воздушно-десантных частей «на Украине, на Тамани, защищал Сталинград, выходил из окружений, прыгал в тыл врага, был четырежды ранен». Воспоминания Григория Наумовича о военном огненном лихолетье изложено в его книге «Моя война», написанной мэтром в конце жизни.
«На войне я не стал героем, каких было немного, — рассказывал режиссер. — Я был обыкновенным солдатом, а потом и офицером, каких были миллионы. <…> На войне мне везло: у меня были верные друзья, которые не предадут и не бросят в беде. Я мог тысячи раз погибнуть, но мои ранения не сделали меня калекой (во всяком случае, внешне)».
В годы Великой Отечественной войны Григорий Чухрай воевал на Южном, Сталинградском, Донском и Украинском фронтах. Входил в состав воздушно-десантных частей. Принимал участие в операции «Днепровский десант». В марте 1944 года Чухрай был награжден орденом Красной Звезды. Командование оценило его подвиг в ходе операции «Днепровский десант». Находясь в тылу врага, Чухрай добыл ценные сведения и, перейдя линию фронта, доставил их в штаб.
За бой за Бакончернье удостоен ордена Отечественной войны второй степени. Чухрай в этом сражении командовал связью 332 гвардейского полка. Взял в плен вражеского солдата, захватил немецкий ручной пулемет, уничтожив из него 6 врагов.
Григорий Чухрай получил ряд правительственных наград, боевой путь закончил в Венгрии. В декабре 1945 года демобилизовался по ранению.
После окончания Великой Отечественной войны Чухрай поступил во ВГИК. Учился он в творческой мастерской народного артиста СССР Сергея Юткевича, и народного артиста СССР Михаила Ромма, снявшего фильмы «Ленин в Октябре», «Девять дней одного года», «Обыкновенный фашизм».
Профессиональную карьеру начал в 1953 году на киностудии имени Довженко. В должности ассистента главного режиссера. С 1964 по 1976 годы руководил Экспериментальным творческим объединением «Мосфильма».
Режиссер много преподавал. В 1966—1971 годах он преподавал во ВГИКе, возглавлял режиссерскую мастерскую, а также занимался общественной и административной работой.
Первая самостоятельная режиссерская работа Чухрая — фильм «Сорок первый», снятый по одноименной повести Бориса Лавренева в 1956 году. Тогда же к режиссеру пришел первый успех. Этот фильм стал признанным шедевром, он получил специальную премию на фестивале в Каннах в 1957 году. Одноименную повесть Бориса Лавренева Григорий прочитал, находясь в госпитале после очередного боевого ранения. Произведение запало в душу будущему режиссеру. Чухрай усилил в картине мысль писателя о бесчеловечности войны, уносящей жизни юных и прекрасных людей. Впервые в советском кинематографе белогвардеец показан привлекательным талантливым человеком, любящим Россию. Карьера Чухрая была под угрозой.