Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

​ 1 сентября 2021 года - 85 лет со дня рождения советского химика Валерия Алексеевича Легасова.

01.09.2021 23:30

Советский химик-неорганик. Доктор химических наук, профессор. Действительный член Академии наук СССР. Был членом правительственной комиссии по расследованию причин и по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, за что в 1996 году посмертно удостоен звания Героя России.

Советский химик-неорганик Валерий Легасов входил в состав советской Академии наук. До определенных событий его имя мало кто знал, но после аварии на Чернобыльской АЭС оно долгое время не сходило с заголовков газет и журналов. Он внес огромный вклад в расследование этой трагедии, но из-за неожиданной для всех и загадочной смерти так и не успел озвучить обнаруженные факты. Легасов настолько хорошо учился, что сразу после выпуска из вуза решил поступить в аспирантуру, для этого выбрал Институт атомной энергетики имени И. В. Курчатова. Там его карьера быстро пошла в гору. Сначала молодой человек трудился в должности младшего научного сотрудника, через время был повышен до старшего, а вскоре и вовсе стал начальником лаборатории. В 31 год Валерий Алексеевич становится кандидатом, через 5 лет – доктором химических наук. В ту пору изучал проблемы благородных газов, а еще через 4 года получил государственные премии за разработки в области изучения химических соединений. Еще одна сфера, которую ученый глубоко исследовал – энерготехнологические системы. В работе объединил конструкторские разработки, технологию и науку и с другими химиками создал новый вид топлива, что стало важным шагом на пути к созданию ядерных реакторов. В 45 лет Легасова избирают в члены АН СССР, что сделало его самым молодым советским академиком.

 

После Чернобыля. Академик Легасов.

В конце апреля 1986 года страна узнала о страшном событии – аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Для организации ликвидации аварии быстро создали комиссию под началом Бориса Щербины, туда вошел и Легасов Валерий. Хотя он был физиком-ядерщиком, мужчина активно занимался вопросами безопасности, а потому мог оказать реальную помощь. О том, что случилась настоящая катастрофа, академик понял уже на подъезде к месту аварии, увидев багровое небо. Чтобы сделать реальные выводы о масштабах аварии, в небо запустили вертолеты, которые облетели взорвавшийся реактор. Из обследования территории стало понятно – есть угроза повторного взрыва. Немедля ни секунды, академик на бронетранспортере химических войск поехал в эпицентр событий – оценить опасность выброса нейтронов. Предположительно, тогда он и получил первую дозу облучения в 100 рентген.

Осмотрев реактор и оценив ситуацию, Валерий настаивает на полной эвакуации Припяти, до тех пор прибывшие на место спецслужбы колебались, ожидая специальной команды из Москвы. Пока жители покидали город, Легасов организовал заброс реактора специальной смесью для подавления выбросов радиоактивных веществ. Многие, в том числе политики, недооценивали урон, нанесенный стране аварией. 5 мая того же года ученый выступил на собрании политбюро и раскрыл реальную картину трагедии, а также выдвигал предложения по устранению страшных последствий. Он понимал, сколько вреда приносит каждая минута пребывания в эпицентре, но провел на ЧАЭС 4 месяца, вынужденно скрывал показания дозиметра.

 

С литературой по теме Вы можете ознакомиться в научно-технической библиотеке им. Н.Г. Четаева КНИТУ-КАИ

 

Ядерная и термоядерная энергетика будущего / под ред. В. А. Чуянова. - М. : Энергоатомиздат, 1987. - 192 с.

Аннотация: В книгу вошли статьи, опубликованные в журнале "Природа" в 1979-1985 гг. Авторы сборника - известные ученые, среди них академики Н.Г. Басов, Б.Б. Кадомцев, В.А. Легасов и др. Рассмотрены вопросы: развитие современной ядерной энергетики, термоядерный синтез с помощью разных технологий, создание новых материалов, обеспечение безопасности на атомных станциях. Трудные научные проблемы изложены популярно и, вместе с тем, достаточно строго.

 

Френкель, Евгения Николаевна. Химия. Самоучитель. : книга для тех, кто хочет сдать экзамены, а также понять и полюбить химию. Элементы общей, неорганической и органической химии / Е. Н. Френкель. - М. : Издательство АСТ, 2020. - 352 с.

Аннотация: Самоучитель основан на методике, которую автор с успехом использует более 20 лет. С ее помощью множество школьников смогли поступить на химические факультеты и в медицинские вузы. Эта книга — именно Самоучитель, а не Учебник. Вы не столкнетесь здесь с простым описанием научных фактов и свойств веществ. Материал структурирован таким образом, что, встретившись со сложными вопросами, которые вызывают затруднения, вы сразу же найдете пояснение автора. В конце каждой главы приводятся проверочные задания и упражнения для закрепления материала. Любознательному читателю, который просто хочет расширить свой кругозор, Самоучитель даст возможность освоить этот предмет «с нуля». Прочитав его, вы не сможете не влюбиться в эту интереснейшую науку — химию!

 

Мартынова, Татьяна Викторовна. Химия [Электронный ресурс] : Учебник и практикум для вузов / Мартынова Т. В., Артамонова И. В., Годунов Е. Б. ; под общ. ред. Мартыновой Т.В. - 2-е изд., испр. и доп. - Электрон. дан.col. - Москва : Юрайт, 2020. - 368 с.

Аннотация: В курсе представлен материал, полностью отвечающий программе курса общей химии для технических вузов. В курсе в логичной последовательности рассматриваются строение атомов и молекул; классификация, номенклатура и свойства неорганических соединений; основные закономерности протекания химических реакций; окислительно-восстановительные реакции и электрохимические процессы; строение и свойства кристаллической решетки и многое другое.

 

Тупикин, Евгений Иванович. Химия. В 2 ч. Часть 1. Общая и неорганическая химия [Электронный ресурс] : Учебник для вузов / Тупикин Е. И. - 2-е изд., испр. и доп. - Электрон. дан.col. - Москва : Юрайт, 2020. - 385 с.

Аннотация: В учебнике представлен материал, полностью отвечающий программе курса химии. В него входит общая характеристика элементов и веществ, их физических и химических свойств, применение, получение и нахождение в природе. Теоретические положения дополнены соответствующим наглядным иллюстративным материалом и заданиями для самостоятельной работы. Учебник состоит из двух частей. Первая часть посвящена общетеоретическим проблемам (общей химии) и неорганической химии. Во второй части рассмотрены наиболее важные вопросы органической химии.

 

Ильязов, Роберт Гиниятуллович. Чернобыльская катастрофа: последствия и контрмеры в агроэкосфере : монография / Р. Г. Ильязов ; АН РТ. - М. : КУРС, 2019. - 272 с.

Аннотация: В книге обобщены результаты 30-летних исследований и практический опыт работ, выполненных в условиях радиоактивного загрязнения агроэкосферы в Белорусском Полесье после чернобыльской катастрофы. В реальных условиях загрязнения территории оценена радиоэкологическая обстановка окружающей среды, исследованы закономерности накопления радионуклидов в растениях, организме продуктивных животных и диких млекопитающих. Предложены защитные мероприятия, гарантирующие производство нормативно-чистой сельскохозяйственной продукции и радиационную защиту населения. Изучены сочетанные радиационные поражения и их отдаленные последствия у сельскохозяйственных животных и диких млекопитающих, обитающих в 30-км зоне техногенной катастрофы. Дана оценка здоровья и продуктивности животных, содержащихся на территории с разным уровнем радиоактивного загрязнения. Проанализированы социально-психологические последствия и философские уроки техногенной катастрофы. Предназначена для специалистов в области радиобиологии, радиоэкологии, экологии, охраны окружающей среды, безопасности жизнедеятельности, сельского хозяйства, а также студентов и аспирантов высших учебных заведений.

По материалам с сайта https://topwar.ru/160419-zhizn-i-smert-geroja-rossii-akademika-valerija-legasov.html

 

Материалы подготовлены: О.А. Кулябиной, главным библиотекарем сектора социокультурных коммуникаций НТБ им. Н.Г. Четаева

Источник: