Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

31 января 2022 года – 225 лет со дня рождения австрийского композитора Франца Петера Шуберта

31.01.2022 23:30

Австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор приблизительно 600 вокальных композиций, девяти симфоний, а также большого количества камерных и сольных фортепианных произведений.

Франц Петер Шуберт - австрийский композитор, основоположник романтизма, творения Шуберта вошли в число известнейших музыкальных произведений. Судьба отпустила слишком мало времени для жизни величайшего композитора, но и за свои неполные 32 года жизни, Франц написал великое множество музыкальных шедевров, которые до сегодняшнего дня покоряют и удивляют любителей классической музыки своим неповторим звучанием, чувственностью и разнообразием музыкальных жанров. Ференц Лист, признанный одним из самых авторитетных представителей музыкального романтизма, писал, что Шуберт является «поэтичнейшим из музыкантов, которые когда-либо жили на свете».

Франц Шуберт.

В его творчестве преобладала музыка, написанная для голоса и фортепиано, попросту говоря песни. Таких произведений насчитывается более 600. Композитор сам называл их песнями либо романсами, реже балладами. Длительность такого произведения не превышала как правило 5 минут. Но были у автора и «артефакты», по времени исполнения их можно сравнить с операми или кантатами. К ним можно отнести его знаменитого «Ныряльщика», которая длится целый 25 минут и балладу «Адельвольд и Эмма» с продолжительность в 28 минут. Франц Шуберт имел такую особенность как модернизировать свои произведения. «Лесной царь» к примеру, имеет целых четыре редакции, а «Форель» - пять. Франц мог адаптировать написанную песню, например, под голос исполняемого её певца. Многие песни не связанны между собой смыслом, но есть в его творчестве и целые циклы, которые исполнялись целиком. К ним относятся «Прекрасная мельничиха», «Лебединая песня», «Зимний путь».

Наследие, которое Шуберт оставил своим потомкам очень разнообразно по жанрам. Франц Шуберт написал 9 симфоний, более 25-ти камерно- инструментальных произведений, 23 сонаты, много пьес и 10 опер и более 600 песенных композиций. Так же он писал и церковную музыку, им создано 6 месс и произведения для хора. При жизни композитора, да и после его кончины он признавался только как автор известных песенных сочинений. Его называли «королём песни». И только в XIX знатоки классической музыка стали изучать его творчество, и осмысление его достижений дало им понятие о таланте и масштабе написанных им произведений.

Франц Шуберт вознёс песню на высокий уровень по значимости с другими музыкальными жанрами. Отражаемые поэтические образы в его произведениях, охватывают почти всю историю немецкой и австрийкой поэзии. Так же нужно отметить и его вклад в формировании нового пути для фортепьянной, камерной и симфонической музыки. У Шуберта своё личное музыкальное мышление, которое значительно отличалось от господствовавшего и бесконечно любимого им Бетховена. При жизни произведения Франца издавалось очень мало. И после смерти композитора осталась масса неизданных рукописей.

С литературой по теме Вы можете ознакомиться в научно-технической библиотеке им. Н.Г. Четаева КНИТУ-КАИ

 

Магический кристалл. Новеллы, повести, эссе писателей ГДР о Кольвиц, Григе, Моцарте, Белендорфе, Тициане, Берлиозе, Шуберте, Бетховене, Бахе, Шекспире, Гайдне, Канте, Барлахе, Гете, Кремере, Тракле : пер. с нем. - М. : Радуга, 1988. - 541 с.

Аннотация: Сборник «Магический кристалл» рассказывает о художниках, композиторах, поэтах разных эпох и разных стран, прославленных и безвестных, живших на самом деле и вымышленных. Тициан и Тин-торетто, Моцарт и Гайдн, Белендорф, Бетховен, Берлиоз, Тракль... Тема искусства, проблемы творчества, судьба человека-творца, само понятие прекрасного — все это приобрело особую остроту в наше сложное время, когда идет борьба за формирование нового человека, способного дать отпор воинствующей обывательской идеологии. В книгу вошли повести, новеллы, эссе писателей ГДР разных поколений — Л.Фюрнберга, И.Р.Бехера, А.Цвейга, Ф.Фюмана, Э.Штритматтера, К.Давида и других.

 

Шуберт, Ф. Divertissements (Op. 54 & 63) pour piano a 4 ms. de S. Schubert / Ф. Шуберт. - Санкт-Петербург : ЦГПБ им. В.В. Маяковского, 2015. - 51 с.

Аннотация: Перешедшие в общественное достояние материалы электронного фонда ЦГПБ им. В.В. Маяковского. Сведения о издательстве или типографии: H. Litolff. Место издания: Брауншвейг

 

 

Васильева, Ксения Николаевна. Франц Шуберт 1797-1828. Краткий очерк жизни и творчества : книжка для юношества / К. Н. Васильева. - Л. : Музыка, 1969. - 88 с.

Аннотация: Музыка Шуберта дорога нам не только как великолепный художественный памятник. Она глубоко волнует слушателей. Брызжет ли она весельем, погружает ли в глубокие размышления, или вызывает страдание — она близка, понятна каждому, так ярко и правдиво раскрывает она человеческие чувства и мысли, высказанные великим в своей безграничной простоте Шубертом.

 

Фортепианные сонаты Ф. Шуберта в современном педагогическом репертуаре : учебное пособие. - Ростов-на-Дону : РГК им. С.В. Рахманинова, 2014. - 98 с.

Аннотация: Данное пособие призвано обобщить многолетний профессиональный опыт автора в сфере образно-смыслового постижения и концертно-сценического воплощения шубертовских фортепианных сонат – важнейшей части художественного наследия великого австрийского композитора. Методические рекомендации, адресуемые педагогам музыкальных вузов, колледжей, лицеев и школ-десятилеток, посвящены сонатам H-dur, a-moll (ор. 143 и 164), A-dur ор. 120 и B-dur, которые принадлежат к числу шедевров музыкального романтизма. Вдохновляющим образцом для упомянутых комментариев послужило творчество одного из крупнейших пианистов ХХ столетия В. В. Софроницкого, неоднократно обращавшегося к сонатам Шуберта в своих концертных программах и педагогической практике.

 

 

По материалам с сайта https://biographe.ru/znamenitosti/frants-shubert/

Материалы подготовлены: О.А. Кулябиной, главным библиотекарем сектора социокультурных коммуникаций НТБ им. Н.Г. Четаева.

Источник: