Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

24 марта 2022 года – 240 лет со дня рождения российского живописца Ореста Адамовича Кипренского

24.03.2022 23:30

Русский художник, график и живописец, мастер портрета. Представитель романтизма. Учился в петербургской Академии Художеств.

Орест Адамович Кипренский был русским художником, основоположником романтического портрета начала XIX столетия, получившим признание в Европе. Творчество Ореста Кипренского пришлось на бурное, героическое время. На его картинах запечатлены герои войны 1812 года, будущие декабристы, известные литераторы. Орест Кипренский еще в детстве получил вольную. Отчим заметил у ребенка склонность к живописи и показал его рисунки Дьяконову, помещик устроил шестилетнего мальчика в училище при художественной Академии. Помимо искусства Орест изучал там науки, иностранные языки.

Кипренский Орест Адамович

В 1797 г. Кипренский начал учебу в Академии. А на выставке в 1804 г. он представил первый портрет, изображающий Адама Швальбе. Живописец применил лессировочную технику, когда почти прозрачный слой краски накладывается на основной цвет. В 1805 г. молодой художник написал произведение «Дмитрий Донской на Куликовом поле». Оно принесло ему Большую золотую медаль, а также право на поездку в Италию. Но путешествие пришлось отложить, поскольку в Европе разворачивались военные действия. Окончив Академию, Орест Кипренский получает много заказов. Он пишет известных современников, ведет светский образ жизни. Живописца прославил портрет мальчика Александра Челищева, который в будущем стал героем войны 1812 г. Художник написал великолепные портреты полководцев, моряков, декабристов. Кипренский обладал уникальным даром изображать человека в радостные моменты жизни, минуты духовного просветления. В 1816 г. мастер наконец-то поехал за границу. Академия Флоренции попросила его написать автопортрет для известной галереи Уффици — Оресту Кипренскому первому из русских живописцев выпала такая честь.

В 1827 году он написал портрет Александра Пушкина, который стал самым известным и распространённым изображением поэта. При этом гений русской поэзии был весьма капризным заказчиком, но портретом кисти Кипренского откровенно восхищался. Перед художником стояла непростая задача — запечатлеть человека живого, подвижного и эмоционального. Современники одобрительно оценили портрет, причем одни видели на полотне Пушкина веселым и спокойным, другие — задумчивым и печальным. Именно такого эффекта и хотел добиться художник.

С литературой по теме Вы можете ознакомиться в научно-технической библиотеке им. Н.Г. Четаева КНИТУ-КАИ

 

Гнедич, Петр Петрович. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура : современная версия / П.П. Гнедич. - М. : ЭКСМО, 2002. - 848 с.

Аннотация: Искусство - одна из самых ярких форм материализации вечности. Строго говоря созданое великими мастерами вообще не имеет цены - оно прекрасно, неповторимо и абсолютно случайно, будь это Венера МИЛОССКАЯ Рафаэля или воздушные полотна французких импрессионистов. Книга позволяет оценить это богатство и получить достаточное представление о развитии искусства в целом, не углубляясь в подробности, более интересные специалистам, чем простым смертным, встечаються крайне редко. Поэтому популярность "Истории искуств" Петра Гнедича - явление феноменальное, хотя и вполне объяснимое. Книга станет настоящим подарком для всех тех,кто интереесуется шедеврами мирового искусства от Древнего Египта до классических работ российских мастеров.

 

Пятьдесят кратких биографий мастеров русского искусства / Ф. Д. Дмитренко [и др.]. - Л. : Аврора, 1970. - 304 с.

Аннотация: 50 очерков-биографий знаменитых представителей различных видов искусства от древних времен до начала XX века. Это такие известные имена, как: Феофан Грек, Андрей Рублев, Б.К.Растрелли, М.И.Козловский, О.А.Кипренский, С.С.Пименов, В.И.Демут-Малиновский, Ф.П.Толстой, К.П.Брюллов, И.К.Айвазовский, А.Г.Венецианов, П.А.Федотов, В.Г.Перов, И.Н.Крамской, Н.Н.Ге, И.И.Шишкин, А.К.Саврасов и многие другие. Очерки о жизни сопровождаются краткой характеристикой творчества и черно-белыми иллюстрациями - фотографиями известных произведений живописи и скульптуры.

 

Кузнецова, Эра Васильевна. Беседы о русском искусстве XVIII - начала XIX века : пособие для учителей / Э. В. Кузнецова. - М. : Просвещение, 1972. - 184 с.

Аннотация: Пособие построено в форме бесед, которые учитель может непосредственно использовать на уроке. Книга содержит богатый фактический материал, написана живо и интересно, ярким литературным языком. Материал истории искусства излагается на широком фоне общественной жизни, в связи с борьбой передовых сил русского общества против угнетения и отсталости.

 

По материалам с сайта https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/orest-kiprenskij-tvorchestvo-i-kartiny

Материалы подготовлены: О.А. Кулябиной, главным библиотекарем сектора социокультурных коммуникаций НТБ им. Н.Г. Четаева.

Источник: