Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

27 марта 2022 года – 95 лет со дня рождения российского виолончелиста и дирижёра Мстислава Леопольдовича Ростроповича

27.03.2022 23:30

Советский и российский виолончелист, пианист, дирижёр, композитор, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР.

Мстислав Ростропович – известный виолончелист, пианист, композитор, дирижер, педагог, общественный деятель. В 1951 году удостоен Сталинской премии 2-й степени, в 1964 году получил Ленинскую премию, в 1966-м стал Народным артистом СССР. В 1991 году получил Государственную премию РСФСР им. Глинки, спустя пять лет музыканту вручили Государственную премию РФ. Пять раз становился обладателем премии Грэмми. Муж Галины Вишневской, Народной артистки СССР. Мстислава Ростроповича обожал весь мир, он добился признания президентов и королей, а о том, сколько поклонниц мечтало хотя бы прикоснуться к своему кумиру, можно не говорить. Мировую известность Ростроповичу принес его незаурядный талант музыканта. Он часто говорил, что этим «кусочком солнца» с ним поделился Прокофьев. Кроме невероятных способностей, Мстислав имел потрясающую харизму, легкий характер и авантюризм. Его называли «русским гением», «славой Америки», английская королева Елизавета посвятила Ростроповича в рыцари.

Мстислав Ростропович.

В 1946 году Ростроповичу вручили красный диплом музыкального училища, он приобрел сразу две специальности, виолончелиста и композитора. Далее была аспирантура, после окончания которой, Ростропович преподавал в консерваториях Москвы и Ленинграда. Общий стаж его педагогической деятельности – 26 лет, за которые он воспитал множество известных музыкантов. Среди них Наталья Шаховская, Иван Монигетти, Давид Герингас, Наталья Гутман. Мстислав Ростропович становился участником многих международных конкурсов, откуда непременно возвращался победителем. Его популярность росла день ото дня. Этому способствовали и гастроли за рубежом, принесшие молодому дарованию международное признание и успех. Музыкант уже тогда мог гордиться достигнутым, но этого ему казалось мало, он стремился к постоянному совершенствованию. В одном из своих интервью Ростропович сказал, что в те годы у него был период, когда очень хотелось играть хорошо. Мстислав занимался изучением партитур, анализировал трактовки партий виолончели другими композиторами, слушал, как их исполняют другие музыканты.

Практически невозможно вспомнить весь репертуар музыканта, он действительно огромный. Он давал сольные выступления, и выходил на сцену вместе с ансамблем, сотрудничал с симфоническими ансамблями и дирижировал. Ростропович стал ориентиром для всего музыкального мира. Известно, что почти шестьдесят известных композиторов писали для него музыку, в надежде, что когда-нибудь их произведение прозвучит в исполнении знаменитого маэстро. Мстислав стал первым, кто сыграл свыше сотни произведений для виолончели и выступил семьдесят раз в сопровождении оркестра. Со своей виолончелью Ростропович объездил все страны мира, он покорил лучшие сцены.

С литературой по теме Вы можете ознакомиться в научно-технической библиотеке им. Н.Г. Четаева КНИТУ-КАИ

 

 

 

Кочетов, Николай Разумникович. Очерк истории музыки : - / Н. Р. Кочетов. - Электрон. дан.col. - Москва : Юрайт, 2020. - 208 с.

Аннотация: Впервые с 1929 переиздается работа Николая Разумниковича Кочетова — удивительно разностороннего и талантливого человека, композитора, дирижера, педагога, художника, музыкального и художественного критика. В его «Очерк истории музыки» вошла история музыкального искусства Европы и России с древности до начала XX века. Для студентов музыкальных учебных заведений, преподавателей и всех интересующихся историей музыки.

 

Алпатова, Ангелина Сергеевна. История музыки. Архаика в мировой музыкальной культуре : Учебник для вузов / А. С. Алпатова, В. Н. Юнусова. - 2-е изд. - Электрон. дан.col. - Москва : Юрайт, 2021. - 247 с.

Аннотация: Книга является первым для музыкальных вузов и вузов искусств, музыкальных училищ и колледжей искусств — учебником, в котором архаика рассматривается как феномен мировой музыкальной культуры, проявляющийся на всех ее уровнях — от первобытной звуковой практики и традиционной музыки народов мира до современной массовой культуры и композиторского творчества.

 

Аренский, Антон Степанович. Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки : - / А. С. Аренский. - Электрон. дан.col. - Москва : Юрайт, 2021. - 120 с.

Аннотация: Учебное пособие А. С. Аренского (1861—1906), русского композитора, пианиста, дирижера, профессора Московской консерватории, представляет собой первый серьезный русскоязычный труд в области анализа музыкальных форм. Руководство состоит из двух частей: полифонические формы и гомофонные формы. Печатается по изданию 1921 г. Для студентов средних специальных и высших музыкальных учебных заведений, а также всех интересующихся историей отечественного музыкознания.

 

Светланов, Евгений Федорович. Музыка сегодня : сборник статей, рецензий, очерков / Е. Ф. Светланов ; авт. предисл. Р. К. Щедрин. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Советский композитор, 1985. - 272 с.

Аннотация: Третье, дополненное и исправленное издание книги замечательного советского композитора и дирижера, лауреата Ленинской и Государственных премий, народного артиста СССР Евгения Светланова вызвано многочисленными просьбами читателей. "Окном в мир художественной правды" назвал один из рецензентов предыдущее издание. И не согласиться с этим нельзя. Пламенное слово о музыке и ее творцах замечательного музыканта и прекрасного публициста помогает глубже постигнуть мир волшебного искусства звуков, ближе узнать его преданных служителей. Издание дополнено очерками о Г.Свиридове, А.Островском. Г.Рождественском, А.Свешникове, А.Юрлове, С.Лемешеве, М.Рейзене и других музыкальных деятелях.

 

 

По материалам с сайта https://biographe.ru/znamenitosti/mstislav-rostropovich/

Материалы подготовлены: О.А. Кулябиной, главным библиотекарем сектора социокультурных коммуникаций НТБ им. Н.Г. Четаева.

Источник: