Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

15 августа 2022 года - 235 лет со дня рождения русского композитора, пианиста и дирижера Александра Александровича Алябьева

15.08.2022 23:30

В XIX веке пользовался большим успехом, написал около 200 романсов, 6 опер, 20 музыкальных комедий, множество других музыкальных произведений.

Талантливый композитор, дирижер и пианист Александр Алябьев не только считается родоначальником русского романса. Он основал музыкальную пушкиниану, русскую камерную инструментальную музыку, став предвестником множества достижений отечественной композиторской школы. В числе наиболее знаменитых произведений Алябьева, которые пользуются большой популярностью по сей день, «Соловей», «Вечерний звон» и «Зимняя дорога». С раннего детства будущий композитор брал уроки музыки, игре на фортепиано его обучал знаменитый ирландский композитор и пианист-виртуоз Джон Филд. Будущий композитор принимал участие в Отечественной войне 1812 года, а также заграничных походах русской армии в 1813–1814 годах, включая взятие Дрездена. Окончил войну Алябьев в чине ротмистра, имея два ордена и медаль в память войны 1812 года. Продолжив военную службу в Петербурге, в 1815 году композитор создал гусарскую песню «Один еще денек». Спустя семь лет Алябьев вышел в отставку в чине подполковника, после чего проживал в Петербурге и Москве, где сдружился с литератором Михаилом Загоскиным и композитором Алексеем Верстовским.

В начале 1825 Александра Алябьева арестовали по подозрению в убийстве его партнера по игре в карты. Хоть и обвинение не было полностью доказано, композитора лишили всех прав и дворянского звания, приговорив к ссылке в Сибирь. В 1828, отбыв трехлетнее заключение в крепости, Александр Алябьев отправляется в родной Тобольск, где создает симфонический оркестр казачьей музыки. Кроме того, композитор выступал в качестве пианиста и дирижера, руководил симфоническими и хоровыми концертами. В те годы Алябьевым были созданы романсы, опубликованные в сборнике «Северный певец» и произведения для оркестра. В период 1832–1833 годов Алябьев жил на Кавказе, затем в Оренбурге, после чего уехал в Московскую губернию. Испытывая большой интерес к фольклору, композитор записывал башкирские, киргизские, татарские и туркменские песни, а также творчество кавказских народов.

Александр Алябьев

Наследие композитора представлено почти всеми музыкальными жанрами. Центральное место в нем занимает вокальная лирика – более 180 романсов и песен, некоторые из которых стали классическими. Перу Алябьева принадлежат одночастная симфония, концертные увертюры, произведения для солирующих инструментов с оркестром, танцевальные сюиты, многочисленные камерные ансамбли. Его театральное наследие охватывает все бытовавшие в ту эпоху жанры: оперу, балет, музыку к водевилям, сценическую кантату, музыку к драматическим спектаклям. Алябьев составил, аранжировал и опубликовал несколько сборников народных песен и инструментальных мелодий – как русских и украинских, так и кавказских, татарских, среднеазиатских. Автор духовной музыки – более 100 произведений, среди которых выделяется масштабная Литургия концертного типа.

С литературой по теме Вы можете ознакомиться в научно-технической библиотеке им. Н.Г. Четаева КНИТУ-КАИ

 

 

 

Рапацкая, Людмила Александровна. Русская художественная культура : учебное пособие для педагогических специальностей вузов / Л.А. Рапацкая. - М. : Владос, 2002. - 608 с.

Аннотация: Данное пособие является фундаментальным трудом, охватывающим материал по истории русского искусства от Древней Руси до наших дней. В рамках достаточно ограниченного объема читателю предлагается комплексная информация: характеристика основных художественных течений и стилевых направлений, анализ событий и фактов художественной жизни, представление весьма обширной персоналии писателей, художников, композиторов, архитекторов. Разнообразие вопросов и заданий, обширная библиография, хрестоматия по каждой из частей пособия, краткий терминологический словарь, именной указатель существенно обогащают методический аппарат издания. Пособие соответствует содержанию курса "Мировая художественная культура" как в старших классах школы, так и в вузах.

 

Музыка : энциклопедия / ред. колл.: М.Г. Арановский,В.С. Виноградов, Л.З. Корабельникова и др.; гл. ред. Г.В. Келдыш. - Репринт. изд. "Музыкального энциклопедического словаря" 1990 года. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. - 672 с.

Аннотация: В энциклопедии даются статьи о деятелях музыкальной культуры — композиторах, исполнителях, музыковедах, мастерах музыкальных инструментов. Специальные циклы статей посвящены основным понятиям и терминам теории и истории музыки, учреждениям и организациям, музыкальным инструментам. Издание рассчитано на широкий круг читателей.

 

Энгель, Юлий Дмитриевич. В опере : - / Ю. Д. Энгель. - Электрон. дан.col. - Москва : Юрайт, 2021. - 339 с.

Аннотация: Мы представляем вниманию читателей сборник статей и заметок о 117 операх и балетах, напечатанных музыковедом и композитором Юлием Дмитриевичем Энгелем (1868—1927) в течение его двенадцатилетней музыкально-критической деятельности в газетах «Русские ведомости», «Ежегодник Императорских театров», «Русская музыкальная газета», «Курьер». Печатается по изданию Л. Юргенсона 1911 года. Для широкого круга читателей.

 

Булгакова, Светлана Николаевна. Дирижерско-хоровая практика: мессы и жанры духовной музыки от раннего Средневековья к XXI веку : Учебник и практикум для вузов / С. Н. Булгакова. - 2-е изд., пер. и доп. - Электрон. дан.col. - Москва : Юрайт, 2021. - 385 с.

Аннотация: Курс направлен на развитие профессиональных знаний студентов, расширение педагогического и концертного репертуара хорового класса. Представлена эволюция хорового творчества от эпохи раннего Средневековья до музыки XXI в. Через призму становления и развития формы реквиема рассмотрены важнейшие вехи в истории западноевропейской музыкальной культуры. Краткий исторический анализ сочинений современных композиторов, предложенный в нотной части, может служить в качестве учебного материала по музыкально-теоретическим дисциплинам, истории хорового искусства и для работы в хоровом классе, на занятиях по дирижированию. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Для студентов вузов, музыкальных колледжей и средних профессиональных учебных заведений.

 

По материалам с сайта https://www.calend.ru/persons/7601/

Материалы подготовлены: О.А. Кулябиной, главным библиотекарем сектора социокультурных коммуникаций НТБ им. Н.Г. Четаева.

 

Источник: