Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

8 октября 2022 года - 115 лет со дня рождения военной летчицы Полины Денисовны Осипенко

08.10.2022 23:30

Легендарная советская лётчица. Установила пять международных женских рекордов в авиации, одной из первых женщин была удостоена звания Героя Советского Союза

Жизнь Полины Осипенко была недолгой, но она успела войти в историю как храбрая летчица, рекордсменка и Герой Советского Союза. Память о летчице до сих пор жива в книгах, архивных записях и черно-белых фото. Однажды на луг за околицей села приземлились два спортивных самолёта. Одной из первых прибежала и Полина, а когда увидела среди лётчиц женщину, то буквально следовала за ней по пятам и заваливала вопросами. Вечером самолёты улетели, а Полина три дня не находила себе места. Потом принялась писать письма, пытаясь выяснить, где есть авиационные училища или школы и могут ли туда принять её. Так она узнала, что под Севастополем есть Качинская авиационная школа.

Осипенко Полина Денисовна.

Непреодолимое желание летать стало для молодой женщины прекрасной и высокой мечтой. Она уговорила председателя колхоза отпустить её с птицефермы, попросила в комсомольской ячейке написать характеристику, сложила свои нехитрые пожитки в деревянный чемоданчик, обклеенный изнутри картинками, и отправилась под Севастополь. Авиационная служба Полины началась с лётной столовой, куда начальник школы назначил её официанткой. Потом Полине остригли волосы, дали военную форму и комнату в общежитии. Так вчерашняя колхозница стала курсантом авиационной школы. Училась она с особенным старанием и рвением, с утра и до позднего вечера, даже по воскресеньям никогда не отдыхала. Товарищи Полину любили и охотно помогали ей во всём. Когда начались практические полёты, инструктором Полине назначили опытного методиста майора Абрамычева. Ученицей она оказалась очень способной, всё хватала на лету и упражнения программы выполнила своевременно.

Начальство постоянно отмечало её высокую дисциплину и незаурядное мастерство. Требования устава она выполняла чётко, все наставления понимала с первого раза, отличалась редкой настойчивостью, трудолюбием и упорством. Увлёкшись высотными полётами, Полина поднималась на пять, шесть, семь и даже восемь тысяч метров в открытом самолёте. Во время одного из полётов она установила рекорд среди женщин – на высоте 8804 м находилась около 20 минут. В 1935 году Осипенко была переведена из Харькова в Житомир, оттуда в Киев, а потом в Московский военный округ, где вскоре получила назначение в Генштаб на должность инспектора ВВС. В конце весны 1937 года установила сразу три международных рекорда: 22 мая она переплюнула итальянскую лётчицу Контессу Негроне, поднявшуюся в гидросамолёте на высоту 6200 м. Осипенко взяла высоту 9100 м. Утром 25 мая, имея на борту груз 500 кг, Полина покорила высоту 7605 м. Вечером этого же дня с грузом весом 1 тонна отважная лётчица подняла тяжелейший самолёт на высоту 7200 м, совершив потом мастерскую посадку на лазурную гладь Севастопольской бухты. В 1938 году она со своими авиационными подругами – штурманом-радистом Мариной Расковой и лётчицей Верой Ломако – установили новый мировой рекорд на дальность полёта по замкнутой кривой на гидросамолёте – 1749 км. 2 июля 1938 года в том же составе советские лётчицы совершили перелёт на гидросамолёте через всю страну – от Севастополя до Архангельска. За свои достижения в авиации Осипенко награждена двумя орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

Организаторы беспосадочного перелёта из Москвы на Дальний Восток в Комсомольск-на-Амуре на самолёте АНТ-37 «Родина» сомневались, согласится ли Осипенко принять в нём участие. Ведь она привыкла во всём быть первой, а тут командиром машины уже была назначена Валентина Гризодубова. Но Полина моментально дала согласие. Роль штурмана досталась Марине Расковой. Полёт состоялся в конце сентября 1938 года, но сложные погодные условия помешали лётчицам найти нужный аэродром. Командир Гризодубова отдала приказ Расковой выпрыгивать из самолёта, а сама вместе с Осипенко совершила жёсткую аварийную посадку в лесу. Спустя десять дней все лётчицы были найдены, они установили рекорд по дальности перелёта и удостоились званий Героев Советского Союза. Последний полет рекордсменка совершила 11 мая 1939 года в паре с героем СССР Анатолием Серовым. Во время отработки полетов вслепую случилась авиакатастрофа, ставшая причиной смерти Осипенко.

С литературой по теме Вы можете ознакомиться в научно-технической библиотеке им. Н.Г. Четаева КНИТУ-КАИ

 

 

 

Дроговоз, Игорь Григорьевич. Воздушный щит Страны Советов / И.Г. Дроговоз. - М. : АСТ ; Минск : Харвест, 2002. - 544 с.

Аннотация: Военно-воздушные силы СССР не имели себе равных по количеству боевых самолетов, ибо "воздушный щит" должен был надежно прикрывать "танковый меч" и "большой флот" Страны Советов. За 46 послевоенных лет советская авиация прошла путь от фанерных поршневых самолетов военной поры до сверхзвуковых машин четвертого поколения, сражалась в небе Кореи, Египта и Афганистана. В течение этого периода история советских ВВС обросла многочисленными мифами и легендами, имеющими мало общего с реальными событиями. Данная книга является логическим продолжением работы "Танковый меч Страны Советов". Она представляет собой подлинную, а не парадную версию истории эволюции самой многочисленной военной авиации в мире, исчезнувшей вместе со страной, ее создавшей. Она основана на большом фактическом материале, имевшем ранее гриф "совершенно секретно", а также на свидетельствах очевидцев описываемых событий. Книга рассчитана на широкий круг читателей.

 

Громов, Михаил Михайлович. Через всю жизнь / М. М. Громов ; авт. предисл. О. К. Антонов. - М. : Молодая гвардия, 1986. - 190 с.

Аннотация: Книга воспоминаний Героя Советского Союза, заслуженного летчика СССР, профессора, генерал-полковника авиации Михаила Михайловича Громова о первых годах развития отечественного самолетостроения, о становлении советской авиационной школы и выдающихся достижениях советских летчиков и авиаконструкторов. В книгу вошли также размышления М.М. Громова о летной профессии. Рассчитана на массового читателя.

 

Степанов, Алексей Сергеевич. Развитие советской авиации в предвоенный период (1938 год - первая половина 1941 года) : научное издание / А. С. Степанов. - М. : Русский фонд содействия образованию и науке, 2009. - 544 с.

Аннотация: Данная книга, написанная доктором исторических наук А.С. Степановым, является первой в серии монографий автора, посвященных развитию советской авиации в 30-х годах XX века, и отражает результаты его многолетних исследований. Несмотря на высокий интерес к авиации в кругу профессиональных исследователей и любителей, примеры комплексного и системного изучения данной темы встречаются крайне редко, как в России, так и за ее пределами. Настоящее исследование сделано на базе шести государственных архивов Российской Федерации, автором также проведен подробный анализ отечественной и зарубежной литературы. Приложение, включающее сто таблиц с различным фактическим материалом, может быть полезным для специалистов как гуманитарного, так и технического профиля. В отличие от распространенной ныне тенденции давать минимальное количество ссылок на использованные источники и литературу, автор придерживается строгой традиции составления научных текстов, поэтому каждый раздел монографии снабжен соответствующими сносками. Эту книгу автор хотел бы посвятить светлой памяти Владимира Венедиктовича Рогожина - своего первого научного руководителя.

 

Авиация : энциклопедия / редкол. А. Ф. Белов [и др.]; под ред. Г. Свищева. - М. : "Большая Российская Энциклопедия":ЦАГИ, 1994. - 736 с.

Аннотация: Энциклопедия представляет собой первое в стране многоплановое научносправочное издание, в котором систематизированы сведения по обширному кругу вопросов, относящихся к авиации и воздухоплаванию. В энциклопедии^ более 2600 статей по фундаментальным научным основам авиации, по устройству и характеристикам отечественных и зарубежных летательных аппаратов, по их созданию и эксплуатации, по воздушному праву, авиационной медицине, по авиационным видам спорта, о ведущих авиастроительных предприятиях и авиатранспортных компаниях мира и по многим другим вопросам. Значительное внимание уделено истории авиации и воздухоплавания, в книге более 600 биографий пионеров авиации, видных учёных, конструкторов, лётчиков и воздухоплавателей, испытателей авиационной техники. Энциклопедия богато иллюстрирована: в ней содержится более 2000 иллюстраций, большинство из которых — цветные. Книга рассчитана как на специалистов, непосредственно связанных с авиацией и воздухоплаванием, так и на широкий круг читателей.

По материалам с сайта https://stories-of-success.ru/poliny-osipenko

Материалы подготовлены: О.А. Кулябиной, главным библиотекарем сектора социокультурных коммуникаций НТБ им. Н.Г. Четаева.

Источник: