Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

4 марта 2023 года – 345 лет со дня рождения итальянского композитора Антонио Вивальди

04.03.2023 23:30

Итальянский композитор и скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник. Оставил огромное и разнообразное композиторское наследие: оперы, оратории, инструментальную и камерную музыку.

Изысканная роскошь, пышность и причудливая эстетика эпохи барокко в полной мере нашли воплощение в творчестве знаменитого венецианца Антонио Вивальди. Его называют «итальянским Бахом», и неспроста: за 63 года жизни музыкант написал около 800 произведений, включая оперы, хоровые произведения, более 500 концертов для различных инструментов и оркестра. Талантливый композитор-новатор, виртуозный скрипач, блестящий дирижер и педагог, он оставил после себя не только богатейшее творческое наследие, но и столько загадок, что многие из них не раскрыты до сих пор. Даже точное место его упокоения неизвестно потомкам. Но необыкновенная музыка Вивальди, над магнетизмом которой не властно время, сохранилась в своем первозданном виде и сегодня занимает почетное место среди величайших достояний мирового музыкального искусства.

Вивальди начал преподавать игру на скрипке в 25 лет. Он трудился в консерватории «Ospedale della Pietà». Талантливый композитор работал в школе-приюте в течение 1703 – 1740 годов, за исключением перерыва в восемь лет с 1715 по 1723 годы. К тому же с 1713 года он исполнял обязанности директора консерватории. Вивальди активно трудился, лишь для приюта сочинив более 60 различных творений: кантаты, концерты для хоровых, сольных и оркестровых выступлений. Постепенно произведения Антонио Вивальди стали публиковаться. Так, в 1705 и 1709 годах были изданы два опуса композитора по 12 сонат, в 1711 году – 12 концертов, получивших название «Гармоническое вдохновение». В итоге, о талантливом композиторе услышали не только во всей Италии, но и за ее пределами.

Важную роль в жизни Вивальди сыграло знакомство в 1712 году с Готфридом Штельцелем – немецким композитором. Спустя пять лет Антонио решил временно переселиться в Мантуи, куда его пригласил принц Гессен-Дармштадтский Филипп. В этом городе Антонио жил и творил в течение трех лет. Вскоре композитор начал работать над созданием произведений в новом жанре – светской оперы. Первая опера Вивальди называлась «Оттон на вилле». Благодаря успеху этого творения молодого композитора заметили меценаты, и начали давать ему заказы на музыкальные произведения. Так, одним из первых стал владелец театра Сан-Анджело, который обратился к Антонио за написанием новой оперы. В 1723 – 1724 годах маэстро написал свои самые известные концерты, получившие название «Четыре времени года». Большинство исследователей творческой биографии Вивальди считают, что указанные произведения являются вершиной достижений маэстро. Революционность концертов заключается в том, что в них отчетливо улавливается музыкальное отображение явлений и процессов, характерных определенному сезону. Так, в этой музыке можно расслышать лай собак и шум бури, писк комаров и клокотание ручьев, трели птиц и детские голоса.

Времена года Антонио Вивальди

Благодаря многочисленным гастролям Вивальди познакомился с Карлом VI – императором Австрийской империи. Между двумя выдающимися личностями зародилась настоящая дружба. Когда в Венеции слава композитора постепенно убавлялась, австрийский и французский дворы встречали Вивальди овациями. Последние годы жизни одинокий и бедный Антонио Вивальди провел в Вене. Длительное время имя маэстро было забыто. Лишь один поклонник преданно хранил память о величайшем композиторе и его гениальных творениях – Иоганн Себастьян Бах. Он искренне ценил достижения Вивальди и потратил немало времени на расшифровку десяти его произведений для оркестра и различных инструментов. Творения венецианского композитора оказали заметное влияние на творчество немецкого органиста.

С литературой по теме Вы можете ознакомиться в научно-технической библиотеке им. Н.Г. Четаева КНИТУ-КАИ

 

Меркулов, Александр Михайлович. История исполнительского искусства: каденция солиста в эпоху барокко и венского классицизма : учебное пособие для вузов / А. М. Меркулов. - 2-е изд., испр. и доп. - Электрон. дан.col. - Москва : Юрайт, 2022. - 182 с.

Аннотация: В учебном курсе впервые в отечественной музыковедческой литературе рассматривается феномен каденции солиста в XVIII — начале XIX в. На основе изучения многочисленных исторических источников (педагогических трактатов, старинных музыкальных словарей, мемуаров, сохранившихся образцов каденций и т. д.) автор раскрывает многообразную картину бытования данного жанра в эпоху барокко и венского классицизма — от каденционной практики И. С. Баха и А. Вивальди до каденций и фермат Гайдна, Моцарта, Бетховена и их современников. Автором исследуются различные аспекты явления: степень распространения, наличие или отсутствие образных и мотивно-тематических связей с основной частью, особенности мелодики, метроритма, фактуры, формы, тональный план, импровизационный характер, виртуозные качества и т. д. Освещается специфика каденций в клавирной (фортепианной) музыке, вокальных, скрипичных, виолончельных сочинениях, произведениях для духовых инструментов. Показывая разные, подчас противоположные подходы к проблеме каденций, автор вместе с тем выявляет общие, фундаментальные принципы, свойственные музыкальной практике того времени. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Курс предназначен для исполнителей, музыковедов, композиторов, педагогов, музыкальных критиков и всех тех, кто интересуется малоизвестными страницами истории музыки и истории исполнительского искусства.

 

 

Белецкий, Игорь Валентинович. Антонио Вивальди (1678 - 1741) : краткий очерк жизни и творчества: популярная монография / И. В. Белецкий. - Л. : Музыка, 1975. - 86 с.

Аннотация: ...Когда в один из летних дней 1741 года скромный траурный кортеж направился на кладбище из церкви св. Стефана, это событие вряд ли привлекло внимание венцев, привыкших к виду тор­жественных похоронных процессий. А между тем чело­век, совершавший свой последний путь, некогда принад­лежал к числу знаменитейших в Европе. Антонио Ви­вальди, лицо духовного звания, прозванный за цвет волос «рыжим священником», прославился у себя на родине в Италии и за ее пределами как несравненный скрипач-виртуоз и выдающийся композитор. Его кипу­чая деятельность концертанта, капельмейстера и педа­гога вызывала всеобщее восхищение. Бесчисленные кон­церты и сонаты Вивальди, множество опер, кантат и произведений других жанров звучали в различных горо­дах Европы. Музыку Вивальди исполняли выдающиеся певцы и инструменталисты того времени. Быть лично с ним знакомым, пользоваться его советами почитали за честь для себя и титулованные меломаны-дилетанты и просвещенные знатоки.

 

Астафьев, Виктор Петрович. Всему свой час / В.П. Астафьев. - М. : Молодая гвардия, 1985. - 254 с.

Аннотация: В этой книге известный советский прозаик В. Астафьев выступает как публицист. Сопричастность писателя ко всем сторонам нашей жизни, его размышления о путях развития литературы, его раздумья о собственном творчестве и творчестве товарищей по перу - основа публицистических материалов.

 

Булгакова, Светлана Николаевна. Дирижерско-хоровая практика: мессы и жанры духовной музыки от раннего Средневековья к XXI веку : учебник и практикум для вузов / С. Н. Булгакова. - 2-е изд., пер. и доп. - Электрон. дан.col. - Москва : Юрайт, 2022. - 385 с.

Аннотация: Курс направлен на развитие профессиональных знаний студентов, расширение педагогического и концертного репертуара хорового класса. Представлена эволюция хорового творчества от эпохи раннего Средневековья до музыки XXI в. Через призму становления и развития формы реквиема рассмотрены важнейшие вехи в истории западноевропейской музыкальной культуры. Краткий исторический анализ сочинений современных композиторов, предложенный в нотной части, может служить в качестве учебного материала по музыкально-теоретическим дисциплинам, истории хорового искусства и для работы в хоровом классе, на занятиях по дирижированию. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Для студентов вузов, музыкальных колледжей и средних профессиональных учебных заведений.

 

 

По материалам с сайта https://biographe.ru/znamenitosti/antonio-vivaldi/

 

 

Материалы подготовлены: О.А. Кулябиной, главным библиотекарем сектора социокультурных коммуникаций НТБ им. Н.Г. Четаева.

Источник: