Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

16 июля 2023 года - 90 лет с начала экспедиции ледокола «Челюскин» под руководством О.Ю. Шмидта

16.07.2023 23:30

16 июля 1933 года из Ленинграда в Мурманск, к точке старта арктической экспедиции, отправился пароход «Челюскин».

Экспедиция «Челюскина» должна была доказать пригодность использования Северного морского пути, который планировалось использовать для снабжения всем необходимым Дальнего Востока и Сибири. Летом 1932 года из Архангельска до Берингова пролива успешно прошел советский ледоход «Александр Сибиряков». Успех ледокола должно было повторить грузовое судно. Таким судном и стал пароход «Челюскин». Корабль был назван в честь участника Великой Северной экспедиции Семена Ивановича Челюскина. Этот российский исследователь открыл самую северную точку на континенте Евразии - мыс, который в настоящее время носит его имя.

Экспедиция «Челюскина».

«Челюскин» был достаточно большой пароход новейшей на тот момент конструкции. При постройке судна были учтены условия его эксплуатации во льдах. Корпус корабля обладал соответствующей формой, а обшивка корпуса была укреплена. На корабле также имелось специальное помещение, предназначенное на случай вынужденной зимовки, когда силовую установку пришлось бы остановить, чтобы зря не расходовать топливо. На борту корабля даже был размещен небольшой самолет-амфибия Ш-2. Самолет мог взлетать как с большой льдины, так и с открытой воды, и предназначался для ведения воздушной разведки.

16 июля 1933 года пароход «Челюскин» под командованием известного полярного капитана В. И. Воронина и начальника экспедиции О. Ю. Шмидта, который, помимо всего прочего, был членом-корреспондентом Академии Наук СССР, отплыл из Ленинграда в Мурманск. По пути корабль зашел в датские доки компании «Бурмейстер и Вайн», здесь на корабле устранили ряд выявленных дефектов. 10 августа 1933 года корабль вышел из мурманского порта и отправился во Владивосток. Экспедиция должна была отработать схему доставки грузов по трассе северного морского пути за одну летнюю навигацию. На трудных участках трассы планировалась проводка «Челюскина» с помощью ледоколов. На борту «Челюскина» находилось 112 человек, включая 53 члена экипажа, 29 человек из состава экспедиции, а также 18 зимовщиков острова Врангеля и 12 строителей. На судне имелись существенные запасы: 2995 тонн угля, 500 тонн воды и продовольствие, которого должно было хватить на 18 месяцев. Также корабль взял на борт трехгодичный объем снабжения для острова Врангеля.

Поначалу плавание шло для экспедиции довольно успешно. «Челюскину» удалось пройти практически весь маршрут. Корабль вошел в Берингов пролив и 7 ноября отправил в Москву специальную приветственную радиограмму. Однако в проливе началось движение льдов в обратную сторону. Зажатый во льдах пароход «Челюскин» начал движение в обратном направлении, снова попав в Чукотское море. Это возвращение сопровождалось получением судном повреждений. В итоге корабль просто вмерз в крупную льдину и несколько месяцев был вынужден дрейфовать вместе с ней. При этом в любой момент льды могли прийти в движение и просто раздавить судно. Так и произошло. 13 февраля 1934 года в эфир ушла радиограмма, которая рассказала миру о гибели парохода «Челюскин».

С литературой по теме Вы можете ознакомиться в научно-технической библиотеке им. Н.Г. Четаева КНИТУ-КАИ

 

 

 

Дуэль, Игорь Ильич. Каждой гранью! / И. И. Дуэль. - М. : Знание, 1981. - 192 с.

Аннотация: Как "самореализуется" талантливая личность? Вопрос не простой. Вероятно, отвечать на него следует так: по-разному, многое зависит как от самой личности, так и от условий, от среды. Но можно ответить и более определенно: яркий пример "самореализации" личности - это жизнь Отто Юльевича Шмидта, советского ученого, академика, общественного деятеля, легендарного "ледового комиссара" 30-х годов, с именем которого связаны первый сквозной проход Северным морским путем за одну навигацию, челюскинская эпопея, высадка на лед научной станции "Северный полюс-1".

 

Ионов, Борис Петрович. Проектирование ледоколов : монография / Б. П. Ионов, Е. М. Грамузов, В. А. Зуев. - СПб. : Судостроение, 2013. - 512 с.

Аннотация: Монография посвящена проблемам проектирования морских и речных ледоколов, прогнозированию их ледовых, мореходных и эксплуатационных качеств. Книга предназначена для специалистов проектно-конструкторских организаций, а также рассчитана на аспирантов, магистрантов и студентов высших учебных заведений и факультетов кораблестроительного профиля.

 

Океан : литературно-художественный морской сборник / сост. В. М. Тюрин ; ред. К. С. Бадигин. - М. : Детская литература, 1982. - 336 с.

Аннотация: Литературно-художественный морской сборник знакомит читателей с жизнью и работой моряков, с выдающимися людьми советского флота, с морскими тайнами, которые ученым удалось раскрыть.

 

 

Голубев, Глеб Николаевич. Колумбы Росские : историческая хроника / Г. Н. Голубев. - М. : Советский писатель, 1989. - 384 с.

Аннотация: Художественно-документальное романтическое повествование о подвигах и драматических судьбах героев Великой Северной экспедиции (1733 - 1743) - сподвижников В.Беринга, которые открыли для науки Сибирь, впервые нанесли на карту побережье Ледовитого океана, разведали морские пути в Японию и к берегам Америки. Книга обращена ко всем, кто интересуется историей Отечества, и, прежде всего, - к молодым энтузиастам, продолжающим в этих суровых и богатейших краях героическую эстафету славных деяний.

 

 

По материалам с сайта https://topwar.ru/39722-80-let-nazad-zatonul-parohod-chelyuskin.html

 

 

Материалы подготовлены: О.А. Кулябиной, главным библиотекарем сектора социокультурных коммуникаций НТБ им. Н.Г. Четаева.

Источник: