Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

Джакомо Пуччини - 165 лет со дня рождения

22.12.2023 23:30

Итальянский оперный композитор, органист и хормейстер, один из ярких представителей направления «веризм» в музыке.

Джакомо Пуччини называют последним великим оперным композитором. Премьера его дебютной оперы состоялась в один месяц с «Фальстафом» Верди. Его итоговая работа вышла в свет, когда в живых не осталось ни одного равного ему по таланту, а опера переживала творческий вакуум. Пуччини связал 19 и 20 век. Он был наследником традиций итальянского бельканто и таким великолепным мелодистом, что его даже называли усладителем оперных меломанов. В то же время выдающийся маэстро обладал безупречным чувством театра, считая, что музыка оперы, а также её действие всенепременно должны быть единым целым и подчинены единому замыслу произведения.

Джакомо Пуччини.

Выучившись музыке, Пуччини играет в церкви на органе. Услышав в Пизе оперу «Аида», музыкант тоже решает посвятить свою жизнь сочинению опер. Он поступил в консерваторию Милана и в 1882 представил свое первое творение на конкурс. Заметный успех к композитору пришел лишь через десять лет. Это была опера «Манон Леско», написанная под влиянием Рихарда Вагнера и с либреттистами Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза. Всеобщее признание встретила постановка «Богемы». Эта опера повествует о беззаботной, иногда веселой, иногда печальной, жизни молодых парижских художников, обитателей Латинского квартала. Среди более поздних опер композитора наибольшим успехом с момента премьеры пользовалась «Тоска». Музыка «Тоски» проникнута не только глубоким драматизмом, но часто и удивительной нежностью, лирическим трепетом. Через четыре года после этого появилась опера «Мадам Баттерфляй», но на премьере публика приняла ее очень прохладно, и Пуччини забрал партитуру для полной ее переделки. Новая редакция увидела свет через три месяца. Премьера обновленной «Мадам Баттерфляй» была триумфальной. Публика семь раз вызывала актеров и композитора на сцену. На рубеже веков Джакомо Пуччини стал самым популярным композитором в мире, чьи оперы шли на 4 континентах. Маэстро побывал на их постановках в Египте и Великобритании, США и Аргентине, Уругвае и Венгрии.

С литературой по теме Вы можете ознакомиться в научно-технической библиотеке им. Н.Г. Четаева КНИТУ-КАИ

 

 

 

Изображение выглядит как текст, книгаАвтоматически созданное описаниеЗеленина, Марина Евгеньевна. Зарубежная музыка ХХ века: : Рекомендательный указатель литературы в помощь самообразованию молодежи / М. Е. Зеленина ; Государственная ордена Ленина библиотека СССР им. В. И. Ленина. - М. : Книга, 1979. - 136 с.

Аннотация: В пособии рекомендованы книги по истории зарубежной музыки с конца 19 века.

 

Изображение выглядит как зарисовка, картина, Человеческое лицо, портретАвтоматически созданное описаниеДанилевич, Лев Васильевич. Джакомо Пуччини / Л. В. Данилевич. - М. : Русская книга, 1993. - 438 с.

Аннотация: Перед автором этой книги стояла задача - рассказать о музыке Пуччини, подробно рассмотреть его лучшие оперы, а также дать общую характеристику времени, к которому относятся жизнь и творчество знаменитого итальянца. Стремясь сосредоточить внимание на творческой деятельности композитора, автор, касаясь биографических фактов, не считал необходимым давать подробное изложение биографии Пуччини.

 

Изображение выглядит как текст, книга, меню, переплетАвтоматически созданное описаниеЧерная, Елена Семеновна. Беседы об опере / Е. С. Черная. - м. : Знание, 1981. - 160 с.

Аннотация: Книга состоит из шести бесед, посвященных оперному искусству. Она познакомит читателей с основами эстетики оперного театра, с историей возникновения и развития жанра с творческой деятельностью наиболее выдающихся композиторов. Значительное место в книге займет оперное искусство XX века и советская опера. Книга адресована слушателям народных университетов музыкального искусства, участникам самодеятельности, а также широкому кругу читателей.

 

История исполнительского искусства: каденция солиста в эпоху барокко и венского  классицизма — купить в интернет-магазине по низкой цене на Яндекс МаркетеМеркулов, Александр Михайлович. История исполнительского искусства: каденция солиста в эпоху барокко и венского классицизма : учебное пособие для спо / А. М. Меркулов. - 2-е изд., испр. и доп. - Электрон. дан.col. - Москва : Юрайт, 2022. - 182 с.

Аннотация: В учебном курсе впервые в отечественной музыковедческой литературе рассматривается феномен каденции солиста в XVIII — начале XIX в. На основе изучения многочисленных исторических источников (педагогических трактатов, старинных музыкальных словарей, мемуаров, сохранившихся образцов каденций и т. д.) автор раскрывает многообразную картину бытования данного жанра в эпоху барокко и венского классицизма — от каденционной практики И. С. Баха и А. Вивальди до каденций и фермат Гайдна, Моцарта, Бетховена и их современников. Автором исследуются различные аспекты явления: степень распространения, наличие или отсутствие образных и мотивно-тематических связей с основной частью, особенности мелодики, метроритма, фактуры, формы, тональный план, импровизационный характер, виртуозные качества и т. д. Освещается специфика каденций в клавирной (фортепианной) музыке, вокальных, скрипичных, виолончельных сочинениях, произведениях для духовых инструментов. Показывая разные, подчас противоположные подходы к проблеме каденций, автор вместе с тем выявляет общие, фундаментальные принципы, свойственные музыкальной практике того времени. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и профессиональным требованиям. Курс предназначен для исполнителей, музыковедов, композиторов, педагогов, музыкальных критиков и всех тех, кто интересуется малоизвестными страницами истории музыки и истории исполнительского искусства.

 

 

По материалам с сайта https://www.calend.ru/persons/3302/

 

 

Материалы подготовлены: О.А. Кулябиной, главным библиотекарем сектора социокультурных коммуникаций НТБ им. Н.Г. Четаева.

Источник: