Итальянский оперный композитор, органист и хормейстер, один из ярких представителей направления «веризм» в музыке.
Джакомо Пуччини называют последним великим оперным композитором. Премьера его дебютной оперы состоялась в один месяц с «Фальстафом» Верди. Его итоговая работа вышла в свет, когда в живых не осталось ни одного равного ему по таланту, а опера переживала творческий вакуум. Пуччини связал 19 и 20 век. Он был наследником традиций итальянского бельканто и таким великолепным мелодистом, что его даже называли усладителем оперных меломанов. В то же время выдающийся маэстро обладал безупречным чувством театра, считая, что музыка оперы, а также её действие всенепременно должны быть единым целым и подчинены единому замыслу произведения.
Выучившись музыке, Пуччини играет в церкви на органе. Услышав в Пизе оперу «Аида», музыкант тоже решает посвятить свою жизнь сочинению опер. Он поступил в консерваторию Милана и в 1882 представил свое первое творение на конкурс. Заметный успех к композитору пришел лишь через десять лет. Это была опера «Манон Леско», написанная под влиянием Рихарда Вагнера и с либреттистами Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза. Всеобщее признание встретила постановка «Богемы». Эта опера повествует о беззаботной, иногда веселой, иногда печальной, жизни молодых парижских художников, обитателей Латинского квартала. Среди более поздних опер композитора наибольшим успехом с момента премьеры пользовалась «Тоска». Музыка «Тоски» проникнута не только глубоким драматизмом, но часто и удивительной нежностью, лирическим трепетом. Через четыре года после этого появилась опера «Мадам Баттерфляй», но на премьере публика приняла ее очень прохладно, и Пуччини забрал партитуру для полной ее переделки. Новая редакция увидела свет через три месяца. Премьера обновленной «Мадам Баттерфляй» была триумфальной. Публика семь раз вызывала актеров и композитора на сцену. На рубеже веков Джакомо Пуччини стал самым популярным композитором в мире, чьи оперы шли на 4 континентах. Маэстро побывал на их постановках в Египте и Великобритании, США и Аргентине, Уругвае и Венгрии.
С литературой по теме Вы можете ознакомиться в научно-технической библиотеке им. Н.Г. Четаева КНИТУ-КАИ
Зеленина, Марина Евгеньевна. Зарубежная музыка ХХ века: : Рекомендательный указатель литературы в помощь самообразованию молодежи / М. Е. Зеленина ; Государственная ордена Ленина библиотека СССР им. В. И. Ленина. - М. : Книга, 1979. - 136 с.
Аннотация: В пособии рекомендованы книги по истории зарубежной музыки с конца 19 века.
Данилевич, Лев Васильевич. Джакомо Пуччини / Л. В. Данилевич. - М. : Русская книга, 1993. - 438 с.
Аннотация: Перед автором этой книги стояла задача - рассказать о музыке Пуччини, подробно рассмотреть его лучшие оперы, а также дать общую характеристику времени, к которому относятся жизнь и творчество знаменитого итальянца. Стремясь сосредоточить внимание на творческой деятельности композитора, автор, касаясь биографических фактов, не считал необходимым давать подробное изложение биографии Пуччини.
Черная, Елена Семеновна. Беседы об опере / Е. С. Черная. - м. : Знание, 1981. - 160 с.
Аннотация: Книга состоит из шести бесед, посвященных оперному искусству. Она познакомит читателей с основами эстетики оперного театра, с историей возникновения и развития жанра с творческой деятельностью наиболее выдающихся композиторов. Значительное место в книге займет оперное искусство XX века и советская опера. Книга адресована слушателям народных университетов музыкального искусства, участникам самодеятельности, а также широкому кругу читателей.
Меркулов, Александр Михайлович. История исполнительского искусства: каденция солиста в эпоху барокко и венского классицизма : учебное пособие для спо / А. М. Меркулов. - 2-е изд., испр. и доп. - Электрон. дан.col. - Москва : Юрайт, 2022. - 182 с.
Аннотация: В учебном курсе впервые в отечественной музыковедческой литературе рассматривается феномен каденции солиста в XVIII — начале XIX в. На основе изучения многочисленных исторических источников (педагогических трактатов, старинных музыкальных словарей, мемуаров, сохранившихся образцов каденций и т. д.) автор раскрывает многообразную картину бытования данного жанра в эпоху барокко и венского классицизма — от каденционной практики И. С. Баха и А. Вивальди до каденций и фермат Гайдна, Моцарта, Бетховена и их современников. Автором исследуются различные аспекты явления: степень распространения, наличие или отсутствие образных и мотивно-тематических связей с основной частью, особенности мелодики, метроритма, фактуры, формы, тональный план, импровизационный характер, виртуозные качества и т. д. Освещается специфика каденций в клавирной (фортепианной) музыке, вокальных, скрипичных, виолончельных сочинениях, произведениях для духовых инструментов. Показывая разные, подчас противоположные подходы к проблеме каденций, автор вместе с тем выявляет общие, фундаментальные принципы, свойственные музыкальной практике того времени. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и профессиональным требованиям. Курс предназначен для исполнителей, музыковедов, композиторов, педагогов, музыкальных критиков и всех тех, кто интересуется малоизвестными страницами истории музыки и истории исполнительского искусства.
По материалам с сайта https://www.calend.ru/persons/3302/
Материалы подготовлены: О.А. Кулябиной, главным библиотекарем сектора социокультурных коммуникаций НТБ им. Н.Г. Четаева.