Испанский живописец, график, скульптор, режиссёр и писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма.
Имя Сальвадора Дали известно даже тем, кто не видел ни одной его картины. Его творчество - это целая эпоха в истории искусства. Кто-то представляет художника скандально эпатажным чудаком, кто-то - немного сумасшедшим, а кто-то восхищается и ценит его невероятную живопись, полную мистики, загадок, аллюзий и парадоксов. Дали более всего известен благодаря сюрреалистическим картинам, хотя работал в разных стилях – начиная с импрессионизма и кубизма в юности и заканчивая неоклассицизмом в более поздний период. Был мастером на все руки: создавал иллюстрации, рекламные логотипы и интерьеры, писал мемуары, сценарии и художественные произведения, издавал кулинарные книги и литографии.
Сюрреализм, как течение, появилось в 20 веке. Его сторонники утверждали, что истину можно постичь только через подсознание. Человеческое подсознание – единственно ценное творение. Сюрреалисты верили, что в мире нельзя ограничиваться сознательным и рациональным, что во сне больше правды, чем в мыслях. Еще с ранних лет молодой художник восхвалял это течение. Оно легло в основу многих его картин. Дали верил, что истинные творения можно написать только после пробуждения, пока подсознательное не окончательно сменилось разумом.
Отличительной особенностью Дали было то, что, как бы причудливы ни были его образы, они всегда были написаны в безупречной «академической» манере, с той фотографической точностью, которую большинство художников авангарда считало старомодной. Во время своего пребывания в США Дали работает как ювелир, дизайнер, фоторепортер, иллюстратор, портретист, декоратор, оформитель витрин, делает декорации к фильму А. Хичкока, распространяет газету «Дали Ньюс». В то же время он пишет роман «Скрытые лица», поражая своей работоспособностью.
Все работы отличают Дали ирония и парадоксальность, сплавленные в единое целое той же своеобразной манерой, которая свойственна его живописи. Дали был очень изобретателен, а также наслаждался необычным и грандиозным своим поведением. Его эксцентричная манера и захватывающие публичные действия иногда привлекали больше внимания, чем его художественные работы, к ужасу тех, кто высоко оценил свою работу, и к раздражению его критиков. Жизнь и творчество Дали причудливо сплелись в единое мистическое целое, как еще одно произведение художника, заслуживающее если не одобрения, то, по крайней мере, менее скептического отношения.
С литературой по теме Вы можете ознакомиться в научно-технической библиотеке им. Н.Г. Четаева КНИТУ-КАИ
Павлова, Александра Юрьевна. Художественная критика : учебное пособие для вузов / А. Ю. Павлова, Н. В. Сколова. - 2-е изд. - Электрон. дан.col. - Москва : Юрайт, 2019. - 133 с.
Аннотация: Учебное пособие посвящено теме художественной критики, которая рассматривается в трех аспектах: как особое социокультурное явление, как творческая деятельность и как совокупность форм, в которых данная творческая деятельность осуществляется. В соответствие с этим выстроена логика изложения материала. Авторы описывают место критики в системе художественной культуры и влияние на эстетическое сознание людей; характеризуют критику как творчество профессионала, либо самого художника; рассуждают о критике как системе форм, жанров и стилей; выделяют приемы и техники критического мастерства, а также границы и проявления субъективности в критическом тексте.
Камминг, Роберт. Художники: Жизнь и творчество 50 знаменитых живописцев / Р. Камминг ; пер. А. Богдановский . - М. : СЛОВО/SLOVO, 2000. - 112с.
Аннотация: Жизнь и творчество 50 всемирно знаменитых мастеров живописи сквозь призму их полотен. На примере известных картин автор книги рассказывает о неповторимом своеобразии стиля каждого из 50 живописцев. Вы познакомитесь с любопытными, а порой и малоизвестными фактами биографий прославленных художников и узнаете о времени, когда они жили и творили. Благодаря хронологическому принципу изложения вы проследите, как зарождались разные направления в искусстве и появлялись новые школы живописи. Перед вами развернется панорама истории живописи от средневековых фресок до модернистских картин Пикассо.
Лукшин, Игорь Павлович. Современное изобразительное искусство Запада : О социально-эстетической и идеологической сущности модернизма / И. П. Лукшин ; Народный университет, факультет литературы и искусства. - М. : Знание, 1986. - 110 с.
Аннотация: О социально-эстетической и идеологической сущности модернизма. Тенденции и судьбы абстракционизма, кубизма, дадаизма, сюрреализма, поп-арта, гиперреализма.
Европейское искусство: Энциклопедия. Живопись. Скульптура. Графика / Российская академия художеств, НИИ теории и истории изобразит. искусств Рос. академии художеств. - М. : Белый город. Т. I : А-Й. - 2006. - 464 с.
Аннотация: В данном издании рассказывается о творчестве более чем тысячи европейских мастеров-живописцев, скульпторов, графиков, многие из которых работали сразу в нескольких видах изобразительного искусства. Статьи о каждом из них включают биографические сведения и анализ основных произведений, краткую библиографию. Освещается деятельность не только крупных мастеров, но и менее известных широкому читателю. В подготовке издания приняли участие ведущие специалисты в области зарубежного искусства. Коллективный труд является первым достаточно полным и хорошо иллюстрированным справочником.
Алексеева, Вера Васильевна. Что такое искусство? Цикл альбомов об изобразительном искусстве, искусстве декоративно-прикладном и архитектуре : в 3-х вып. / В. В. Алексеева. - М. : Советский художник. Вып.1 : Станковое искусство. О том, как изображают мир живописец, график и скульптор. - 1973. - 162 с.
Аннотация: Альбом ставит своей целью помочь семье и школе в эстетическом воспитании детей, привить детям любовь к искусству и способствовать развитию художественного вкуса. Альбом дополнен множеством цветных иллюстраций.
По материалам с сайта https://artchive.ru/salvadordali
Материалы подготовлены: О.А. Кулябиной, главным библиотекарем сектора социокультурных коммуникаций НТБ им. Н.Г. Четаева.