Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

Михаил Иванович Глинка - 220 лет со дня рождения

01.06.2024 23:30

Русский композитор, основоположник русской классической музыки.

Михаил Глинка написал первую национальную русскую оперу - «Жизнь за царя», стал одним из основоположников русского романса и придумал, как можно совместить разные ритмы в одном произведении. На постановки композитора ходила императорская семья, а талант высоко оценивали современники Василий Жуковский и Александр Пушкин.

В лице Михаила Глинки русская музыкальная культура впервые выдвинула композитора мирового значения. Опираясь на многовековые традиции русской народной и профессиональной музыки, достижения и опыт европейского искусства, Глинка завершил процесс формирования национальной композиторской школы, завоевавшей в XIX в. одно из ведущих мест в европейской культуре, стал первым русским композитором-классиком. В своем творчестве Глинка выразил передовые идейные устремления времени. Его произведения проникнуты идеями патриотизма, верой в народ. Глинка воспел красоту жизни, торжество разума, добра, справедливости. Он создал искусство, настолько гармоничное и прекрасное, что им не устаешь восхищаться, открывая в нем все новые и новые совершенства.

Михаил Иванович Глинка.

Немало ярких художественных импульсов дали Глинке путешествия. Глинка в полной мере осознал свое истинное предназначение. «Мысль о национальной музыке... более и более прояснялась, возникло намерение создать русскую оперу». Этот замысел осуществился по возвращении в Петербург: в 1836 г. была завершена опера «Иван Сусанин». Ее сюжет, подсказанный Жуковским, давал возможность воплотить чрезвычайно увлекавшую Глинку идею подвига во имя спасения родины. Это было новым: во всей европейской и русской музыке не появлялось героя-патриота, подобного Сусанину, образ которого обобщает лучшие типические черты национального характера. Героическая идея воплощается Глинкой в формах, характерных для национального искусства, на основе богатейших традиций русской песенности, русского профессионального хорового искусства, которые органично соединились с закономерностями европейской оперной музыки, с принципами симфонического развития. Премьера оперы была воспринята передовыми деятелями русской культуры как событие большого значения. Высоко оценили оперу русские, позже зарубежные, писатели и критики. Романсы и песни Глинки - гордость русской классики. Композитор писал их на протяжении всей жизни. Глинка сочинял романсы на стихи современных ему поэтов - Баратынского, Жуковского, Дельвига, Пушкина. Глинка не успел осуществить многое из того, что было задумано. Однако его идеи получили развитие в творчестве русских композиторов последующих поколений, начертавших на своем художественном знамени имя основоположника русской музыки.

С литературой по теме Вы можете ознакомиться в научно-технической библиотеке им. Н.Г. Четаева КНИТУ-КАИ

 

 

 

Глинка, Михаил Иванович. Записки : - / М. И. Глинка, А. Н. Римский-Корсаков. - Электрон. дан.col. - Москва : Юрайт, 2022. - 271 с.

Аннотация: В издание вошли автобиографические воспоминания великого русского композитора, создателя русского музыкального языка и мышления М. И. Глинки. «Записки» - живой автопортрет и удивительная по точности повесть о своеобразном развитии, пышном расцвете и раннем увядании гения, а кроме того - запечатленная эпоха, ведь Глинка был современником «золотого века» русской поэзии.

 

Вадецкий, Борис Александрович. Глинка : роман / Б. А. Вадецкий. - М. : Советский писатель, 1984. - 464 с.

Аннотация: Это произведение не только о великом композиторе Михаиле Ивановиче Глинке, но и об истории рождения истинно национальной русской музыки. В романе воссозданы быт и общественно-политическая жизнь России 20-40-х годов прошлого века, что помогает понять, откуда композитор черпал свои идеи, почему именно предания о подвиге Сусанина и сказка Пушкина послужили темами его гениальных опер. Перед читателем предстает целая галерея выдающихся людей прошлого века - писатели, музыканты, художники, певцы, журналисты, о которых автор сообщает много нового и интересного.

 

Васина-Гроссман, Вера Андреевна. Михаил Иванович Глинка / В. А. Васина-Гроссман. - 3-е изд. - М. : Музыка, 1974. - 132 с.

Аннотация: О Глинке написано много книг, исследовательских и популярных. Он сам оставил ценнейшее литературное наследие: "Записки", письма. Добавляя к обширной русской "глинкиане" еще одну книгу, адресованную широким кругам любителей музыки, автор старался показать творчество Глинки в контексте времени, а самого композитора - в реальных жизненных обстоятельствах, то благоприятствовавших развитию гения, то препятствовавших ему. Читатель найдет здесь и краткие характеристики людей, оставивших след в жизни и творчестве композитора.

 

И я открою землю...(Глинка) : композиция. Вып. 49 / авт. композиции Н. Колосова. - М. : Молодая гвардия, 1976. - 160 с.

Аннотация: Литературная композиция о жизни и творчестве великого русского музыканта, композитора Михаила Ивановича Глинки. В основе книги - автобиографические «Записки» Глинки, письма, воспоминания его близких, друзей, современников. В оформлении книги использованы рисунки, портреты, гравюры той поры.

 

Левашева, Ольга Евгеньевна. Михаил Иванович Глинка : монография в 2-х книгах / О. Е. Левашева. - М. : Музыка. Кн. 1. - 1987. - 381 с.

Аннотация: Монография впервые так подробно в советском и зарубежном музыкознании освещает жизненный и творческий путь великого русского композитора. Книга охватывает период творчества М.И.Глинки до 1836 г. Издается впервые. Адресована специалистам в области истории музыки, а также широкому кругу читателей.

 

Оржеховская, Фаина Марковна. Пять портретов : повести о русских композиторах / Ф. М. Оржеховская. - М. : Детская литература, 1982. - 158 с.

Аннотация: Повести, входящие в эту книгу, за исключением повестей «Из разных далей» и «Последний сеанс», в которых сжато обрисовывается весь творческий путь Римского-Корсакова и Мусоргского, рассказывают об одном значительном, крупном произведении композитора. Так, в повести о Глинке «Забытый черновик» действие разворачивается вокруг оперы «Руслан и Людмила». Но есть там и другие, побочные темы: Глинка и Стасов, последние годы Глинки, его поиски и стремления. Главной темой повести «Щедрое сердце», ее «лейтмотивом» является опера Бородина «Князь Игорь». Последняя повесть «Счастливая карта» целиком посвящена опере «Пиковая дама». Читатель не найдет здесь истории работы над «Пиковой дамой» повесть начинается как раз с окончания оперы и завершается ее первой постановкой. Промежуток от мая до начала декабря 1890 года, от окончания оперы до премьеры, - вот срок, который выбирает автор книги. В книге «Пять портретов» много спорят, размышляют. Немало людей проходят перед нами:...

 

 

По материалам с сайта https://www.belcanto.ru/glinka.html

Материалы подготовлены: О.А. Кулябиной, главным библиотекарем сектора социокультурных коммуникаций НТБ им. Н.Г. Четаева.

Источник: