Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

12 июля 2024 года - 140 лет со дня рождения Амедео Модильяни

12.07.2024 23:30

Итальянский художник и скульптор, один из самых известных художников начала XX века, представитель экспрессионизма.

История Амедео Модильяни похожа на трагедии многих художников, работавших на рубеже 19−20 веков: бедность, безвестность, болезни, зависимость от алкоголя и наркотиков. Он оставался непризнанным на протяжении всей своей жизни. Модильяни умер, когда ему было всего 35 лет. По иронии судьбы день гибели художника стал точкой отсчёта его бессмертия в мире искусства. Сегодня он является одним из самых дорогих художников.

Амедео Модильяни.

В скульптурных и живописных работах Модильяни обращался к традициям и эпохи Возрождения, и примитивного, то есть чистого, не осквернённого цивилизацией искусства. Особенности творчества художника Амедео Модильяни: виртуозное сочетание линии и объема; «скульптурные» тела и лица; ню, сочетающие чувственность, эротизм и некоторую отрешенность, дистанцию; плоские лица; закрашенные, без зрачков глаза моделей; двухмерное изображение; удлиненные головы персонажей, длинные шеи.

Модильяни начал создавать скульптуры из камня. За свою короткую карьеру он выполнил около 25 работ. Стиль этих абстрактных удлинённых голов, во многом напоминающих африканские маски, впоследствии найдёт отражение в его живописных произведениях. Скульптуры Модильяни демонстрируют знание автора не только африканской традиции, но также культуры Кикладской и Шумерской цивилизаций. Перед началом работы над статуей Модильяни выполнял множество подготовительных рисунков, повторяя и варьируя тему кариатид. Чёткие, стилизованные контуры очерчивают аскетические и строго фронтальные фигуры, отражающие строгость и жёсткость архаической скульптуры.

Модильяни познакомился с Анной Ахматовой. Поэтесса приехала в Париж в компании мужа Николая Гумилёва. На одном эзотерическом вечере в мастерской врача Поля Александра на улице Дельта художник и поэтесса встретились. Между ними пробежала искра, правда, кажется, любовь, так и осталась платонической. Их общий интерес к эзотерике, вероятно, лежал в основе того, что они считали главным в искусстве, а именно разработки универсального языка. Оба увлекались культурой Древнего Египта и вместе посетили египетский отдел Лувра. Под впечатлением от увиденного было решено, что поэтесса исполнит роль модели. В качестве образа выбрали египетскую царицу-танцовщицу и кариатиду. Модильяни создал более 15 карандашных рисунков Ахматовой.

С литературой по теме Вы можете ознакомиться в научно-технической библиотеке им. Н.Г. Четаева КНИТУ-КАИ

Виленкин, Виталий Яковлевич. Амедео Модильяни / В. Я. Виленкин. - М. : Искусство, 1970. - 222 с. 

Аннотация: В книге рассказывается о «жизни короткой, но полной» одного из интереснейших художников начала XX века, чье искусство вот уже пятьдесят лет вызывает интерес во всём мире. В книге серьёзный и вдумчивый анализ искусства Модильяни сочетается с увлекательным и правдивым повествованием о трагической судьбе живописца, о художественной жизни Парижа, о литераторах и художниках, большинство из которых выбрали «тяжкий путь отверженного, но не преклонившегося таланта». Многих из них Модильяни запечатлел в своих портретах, где он сумел постичь не только пластический и духовный мир своих моделей, но и «остался верен тому, что видел».

Камминг, Роберт. Художники: Жизнь и творчество 50 знаменитых живописцев / Р. Камминг ; пер. А. Богдановский . - М. : СЛОВО/SLOVO, 2000. - 112с. 

Аннотация: Жизнь и творчество 50 всемирно знаменитых мастеров живописи сквозь призму их полотен. На примере известных картин автор книги рассказывает о неповторимом своеобразии стиля каждого из 50 живописцев. Вы познакомитесь с любопытными, а порой и малоизвестными фактами биографий прославленных художников и узнаете о времени, когда они жили и творили. Благодаря хронологическому принципу изложения вы проследите, как зарождались разные направления в искусстве и появлялись новые школы живописи. Перед вами развернется панорама истории живописи от средневековых фресок до модернистских картин Пикассо.

Герман, Михаил Юрьевич. Модернизм. Искусство первой половины ХХ века : нелитературный текст / М.Ю. Герман. - СПб. : Азбука-классика, 2003. - 480 с. 

Аннотация: Модернизм — явление сложное и внутренне противоречивое, это поиск новых средств выразительности, адекватных реальности, стремительно менявшейся в XX веке. М. Ю. Герман рассматривает творчество выдающихся мастеров — Пикассо и Матисса, Бранкузи и Клее, Модильяни и Сутина, Кандинского и Малевича, Дюшана и Ман Рэя и других знаковых фигур нового искусства в широком историческом и художественном контексте. Увлекательно рассказывает автор о творцах и созданных ими шедеврах, которые во многом «ответственны» за то, как сегодня мы видим и воспринимаем мир. Книга будет интересна самому широкому кругу ценителей искусства.

Федотова, Елена Дмитриевна. Италия. История искусства / Е. Д. Федотова ; НИИ теории и истории изобразит. искусств Рос. академии художеств. - М. : Белый город, 2006. - 608 с. 

Аннотация: Предлагаемая читателю книга посвящена изобразительному искусству Италии от древности до Новейшего времени. Ее автор - Елена Дмитриевна Федотова, доктор искусствоведения, заведующая Отделом зарубежного искусства Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, автор книг: Джованни Фаттори - художник школы Маккъяйоли (1999), Канова. Художник и его эпоха (2001), Венеция. Живопись века Просвещения (2002), Франческо Айец (2001), Джованни Больдини (2001), Батони (2002), Сегантини (2004) и альбомов Бруно Карузо (1986), Модильяни (2005), а также многих работ о западноевропейском изобразительном искусстве. Данная книга явилась следствием интереса исследователя к художественному наследию Италии. Автор стремился к тому, чтобы читатель мог наглядно представить себе творчество каждого мастера в контексте исторической эпохи. Исследователь старался также показать своеобразие каждой из них, оценить значительность личности художников и их вклад в великую национальную культуру. Книга рассчитана на специалистов и широкий круг читателей. Внимание и тех и других привлечет фактологический и иллюстративный материал, отобранный для рассказа об истории, культуре и изобразительном искусстве Италии.

Тэн, Ипполит . Философия искусства : краткий курс лекций / И. Тэн, Н. Соболевский. - Электрон. дан.col. - Москва : Юрайт, 2021. - 351 с. 

Аннотация: В издание вошел курс из десяти лекций, который читался философом Ипполитом Тэном и в Школе изящных искусств. Тэн обращается к своим студентам с увлекательными рассуждениями о увлекательно рассказывает о философских категориях в искусстве, природе и возникновении художественного произведения, творческих методах известных итальянских и нидерландских художников и античных скульпторов.

По материалам с сайта https://diletant.media/articles/25312921/ 

Материалы подготовлены: О.А. Кулябиной, главным библиотекарем сектора социокультурных коммуникаций НТБ им. Н.Г. Четаева.

Источник: