Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

 

 

УТВЕРЖДЕНА

приказом ректора

 

от «14» ноября 2017 г. № 1496-О

 

ИНСТРУКЦИЯ

по проведению экспертизы научно-технических

материалов, подготовленных к открытом опубликованию и

обладающих признаками контролируемых технологий

в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ»

(КНИТУ-КАИ)

 

1. Общие положения

1.1. Обеспечение открытого опубликования результатов научно-исследовательских, научно-экспериментальных и аналитических работ, содержащих информацию, подлежащую экспортному контролю, посредством проведения экспертизы подготовленных для опубликования материалов, возлагается на внутривузовскую комиссию экспортного контроля (далее - ВКЭК).

1.2. Данная инструкция разработана на основании «Типовой методической инструкции по проведению экспертизы научно-технических материалов, подготовленных к открытому опубликованию и обладающих признаками контролируемых технологий» (Приложение № 1 к протоколу заседания Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации от 03.04.2014 г. № 1) и основывается на положениях статьи 24 Федерального закона от 18.07.1999 г. № 183-Ф3 «Об экспортном контроле».

1.3. Порядок, определяемый инструкцией, разработан с целью предотвращения несанкционированного разглашения учеными и специалистами Университета в отечественных и зарубежных изданиях сведений, содержащих научно-техническую информацию, обладающую признаками контролируемых технологий, и исключения нанесения возможного ущерба интересам Российской Федерации и Университета, вызванного неправомерными или неосторожными действиями ученых и специалистов в отношении результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - НИОКР), финансируемых государством.

1.4. Под открытым опубликованием материалов понимается любое из перечисленных действий в отношении таких материалов: публикация материалов в средствах массовой информации (периодических печатных изданиях, радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, хроникальных и иных формах периодического распространения массовой информации), в открытых3 непериодических печатных изданиях (монографиях и авторефератах, материалах научных конференций, сборниках научных трудов, научных, научно-методических сборниках, учебниках, учебных, учебно-методических и наглядных пособиях, справочных и информационных изданиях и других непериодических печатных изданиях), оглашение на открытых съездах, конференциях, совещаниях, симпозиумах, оформление заявок на изобретение, полезную модель, промышленный образец, демонстрация в открытых кинофильмах, видеофильмах, диафильмах, диапозитивах и слайдфильмах, экспонирование на открытых выставках, ярмарках, в музеях и в других местах обозрения, распространение рекламы, публичная защита диссертаций, депонирование рукописей, вывоз материалов за границу или передача их иностранных государствам, организациям и гражданам, а также размещение материалов открытых информационных системах и информационно-телекоммуникационных сетях.

1.5. Требования инструкции не распространяются на порядок обращения с материалами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну или служебную тайну.

 

2. Организация работы по рассмотрению материалов, подготовленных для открытого опубликования

 

2.1. Материалы, подготовленные для открытого опубликования, должны пройти процедуру предварительной идентификационной экспертизы. Задачей экспертизы является предотвращение открытого опубликования результатов финансируемых государством НИОКР, содержащих сведения, подпадающие под действие списков (перечней) контролируемых товаров и технологий, разрабатываемых в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 18.07.1999 г. № 18Э-ФЗ «Об экспортном контроле».

2.2. Идентификация материалов, а также совершение всех необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является обязанностью исполнителя.

Материалы, которые по результатам предварительной экспертизы подпадают под экспортный контроль, должны быть направлены для лицензирования в ФСТЭК России.

Под открытыми понимаются печатные издания, съезды, кинофильмы, информационные системы и т.д., не предназначенные для опубликования в них сведений, составляющих государственную тайну.

2.3. Экспертизе подлежат материалы, содержащие результаты проведенных научными подразделениями Университета НИОКР, как по утвержденным научным темам, так и полученные ранее, выполненные с привлечением любых форм государственного финансирования (грантов, проектов, контрактов, целевых программ).

2.4. Процедура предварительной идентификационной экспертизы материалов, подготовленных для открытого опубликования, возлагается на ВКЭК.

ВКЭК формирует экспертные группы и принимает порядок проведения экспертизы материалов с целью выявления в них информации, представляющей интерес для экспортного контроля.

2.5. Исполнитель вправе поручить проведение идентификации материалов организации, получившей в установленном Правительством Российской Федерации порядке специальное разрешение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля (далее - экспертная организация), посредством заключения соответствующего договора с такой экспертной организацией. В этом случае ответственность за правильность и обоснованность результатов идентификации материалов несет экспертная организация.

2.6. Открытое опубликование материалов осуществляется только после прохождения следующих этапов процедуры экспертизы.

2.6.1. Материалы, подготовленные для публикации, представляются в постоянно-действующую техническую комиссию (ПДТК), для определения наличия (либо отсутствия) в них сведений, составляющих государственную тайну с целью исключения их открытого опубликования.

2.6.2. По результатам рассмотрения материалов экспертной комиссией могут быть приняты следующие решения:

а) Сведения, содержащиеся в рассматриваемых материалах, не подпадают под действие Перечня сведений, составляющих государственную тайну (статья 5 Закона Российской Федерации «О государственной тайне»), не относятся к Перечню сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203, не подлежат засекречиванию, и данные материалы могут быть открыто опубликованы;

б) Сведения, содержащиеся в рассматриваемых материалах, подпадают под действие абзаца (абзацев) пункта (пунктов) Перечня сведений, составляющих государственную тайну (статья 5 Закона Российской Федерации «О государственной тайне»), относятся к пункту (пунктам) Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203, а также подлежат засекречиванию в соответствии с пунктом (пунктами) Перечня сведений, подлежащих засекречиванию в Минобрнауки России, имеют степень секретности, и данные материалы не могут быть открыто опубликованы;

в) Сведения, содержащиеся в рассматриваемых материалах, находятся также в компетенции (наименование иного государственного органа или организации), в связи с чем требуется получить заключение о возможности открытого опубликования в (наименование данного государственного органа или организации);

г) Сведения, содержащиеся в рассматриваемых материалах, не находятся в компетенции экспертной комиссии, в связи с чем требуется получить заключение о возможности открытого опубликования в (наименование государственного органа или организации).

2.6.3. В случае принятия экспертной комиссией решения об отсутствии в материалах сведений, составляющих государственную тайну, препятствующих открытой публикации, материалы передаются в ВКЭК вместе с соответствующим заключением экспертной комиссии.

2.6.4. Материалы представляются в ВКЭК для проведения экспертизы в целях недопущения их несанкционированного разглашения и использования для разработки и создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов.

2.6.5. Материалы представляются в ВКЭК в машинописном виде, а также на электронном носителе.

Если публикуемые материалы издаются на иностранном языке, то в Комиссию обязательно представлять их на русском и иностранном языках.

2.6.6. Срок проведения экспертизы составляет 10 дней.

2.6.7. По результатам экспертизы ВКЭК могут быть приняты следующие решения:

а) в материалах не содержится сведений, подпадающих под действие списков контролируемых товаров и технологий, утвержденных указами Президента Российской Федерации;

б) в материалах недостаточно сведений для принятия объективного решения и необходимо представление дополнительной информации;

в) в материалах содержатся сведения, требующие проведения независимой идентификационной экспертизы и получения соответствующего заключения в экспертной организации о необходимости выдачи разрешительных документов ФСТЭК России;

г) в материалах содержатся сведения, подпадающие под действие списков контролируемых товаров и технологий, или они могут быть использованы для целей создания оружия массового поражения, средств его доставки либо для подготовки и (или) совершения террористических актов. Они должны быть направлены для получения лицензии ФСТЭК России или разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации;

д) в материалах содержатся (либо не содержатся) сведения, позволяющие отнести их к продукции военного назначения.

2.7. После рассмотрения подготовленных к опубликованию материалов, в зависимости от отсутствия или наличия признаков, представляющих интерес для экспортного контроля, ВВКЭК выдает экспертное заключение о возможности их открытой публикации (приложение № 1).

Персональную ответственность за выданное заключение несет председатель ВКЭК.

2.8. При пересечении государственной границы Российской Федерации, наличие экспертного заключения ВКЭК Университета о возможной открытой публикации не является основанием для не предъявления требований со стороны таможенных органов о предоставлении исполнителем заявленного материала дополнительного заключения экспертной организации об отсутствии в материалах сведений, подпадающих под экспортный контроль.

2.9. Если в представленных к опубликованию материалах содержатся сведения, относящие их к продукции военного назначения, открытая публикация таких материалов допускается только в случаях, специально предусмотренных законодательством Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества.

 

3. Оформление, учет и хранение экспертных заключений о возможности опубликования материалов

 

3.1. Экспертное заключение о возможности опубликования материала составляется по установленному образцу, в необходимом количестве экземпляров (не менее трех) для представления по месту требования.

3.2. Экспертное заключение о возможности опубликования материала утверждается председателем ВКЭК.

3.3. Ведение в Университете учета результатов идентификации материалов, подготовленных для открытого опубликования (разрешений или отказов на открытую публикацию материалов), в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 18.07.1999 г. № 183-ФЭ «Об экспортном контроле», осуществляется ВКЭК.

3.4. Один экземпляр выданного экспертного заключения установленного образца вместе с материалами, прошедшими экспертизу, хранится в ВКЭК сроком не менее трех лет после открытого опубликования материала. При необходимости с экспертного заключения могут сниматься копии в установленном порядке.

 

 

Приложение № 1

Председатель внутривузовской

комиссии экспортного контроля

КНИТУ-КАИ, проректор по НиИД

________________   С.А. Михайлов

«____» ______________ 201_ г.

 

 

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

внутривузовской комиссии экспортного контроля

ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ»

(КНИТУ-КАИ)

№ _______   от «___» _________ 20____ г.

 

Внутривузовская комиссия экспортного контроля ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ» (КНИТУ-КАИ) рассмотрев

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

подтверждает, что в материале, включающем результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, финансируемых государством, не содержатся/содержатся (нужное подчеркнуть) сведения (выбрать из вариантов а) - д) пункта 2.6.7 Инструкции)

Заключение (в соответствии с предшествующим выводом о содержании материалов; например): для открытого опубликования подготовленных материалов в (на) оформление лицензии ФСТЭК России или разрешение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации не требуется.

 

Руководитель экспертной группы ___________    _______________________

                                                           подпись              Фамилия, И.О., должность, кафедра

 

Эксперты: ___________     ______________________

                 подпись                        Фамилия, И.О., должность, кафедра

 

Согласовано:

Руководитель структурного подразделения ___________    _______________________

                                                                     подпись              Фамилия, И.О., должность, кафедра

 

Секретарь ВКЭК   _____________            Хакимов Р.М.

                                                                    Фамилия, И.О.