Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

Цифровая образовательная среда КНИТУ-КАИ – закладываем фундамент

01.06.2018

В рубрике «Новости электронного обучения» – об основных направлениях формирования цифровой образовательной среды в КНИТУ-КАИ.

Процесс цифровизации, стремительно распространяющийся сегодня во всем мире в самых разных областях деятельности, не обошел стороной и российское образование. В наших публикациях, регулярно выходящих в рамках рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ (например, [1]), мы уже рассказывали о проекте Министерства образования и науки «Современная цифровая образовательная среда» [2]. Очевидно, что в условиях возрастающей конкуренции вузам необходимо также активно формировать собственное цифровое пространство. В частности, в КНИТУ-КАИ вопрос цифровизации ставился на повестку дня заседания Ученого совета университета, состоявшегося 28 мая 2018 года [3].

Создание цифровой образовательной среды (ЦОС) университета – не самоцель. Это – объективная необходимость, обусловленная современными реалиями. ЦОС – это средство обеспечения качественно нового уровня организации всех видов деятельности вуза, средство повышения качества образования, средство обеспечения конкурентоспособности университета.

Создание и развитие ЦОС требует системного, научно обоснованного подхода, тщательно продуманной концепции. Это, в свою очередь, требует специальной методической подготовки – как ППС, так и руководства учебных подразделений университета. С этой целью в КНИТУ-КАИ была разработана новая программа повышения квалификации кадров КНИТУ-КАИ:

«Развитие цифровой образовательной среды инженерного вуза»

Программа включает восемь модулей:

Модуль 1. Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Реализация Программы «Цифровая экономика в РФ» в системе высшего образования.

Этот модуль посвящен анализу первых итогов реализации Приоритетного проекта в рамках программы «Цифровая экономика РФ», а также вопросам инженерного образования в эпоху цифровой экономики. Цель обучения в рамках данного модуля – выработка у обучаемых своего видения концепции ЦОС инженерного вуза.

Модуль 2. Цифровая грамотность и технология организации проектной деятельности в вузе.

Этот модуль посвящен анализу компетенций специалиста в XXI веке, в первую очередь, знаний и навыков, необходимых в условиях цифровой экономики. Рассматривается новая – проектно-ориентированная – парадигма обучения.

Модуль 3. Цифровые технологии в НТБ им. Н. Г. Четаева КНИТУ-КАИ.

Этот модуль знакомит слушателей с понятием «Электронная информационно-образовательная среда» (ЭИОС) вуза и местом библиотеки в этой среде. Рассматриваются цифровые услуги и сервисы НТБ им. Н. Г. Четаева КНИТУ-КАИ. Делается обзор и сравнительный анализ электронно-библиотечных систем (Лань, Айбукс, Знаниум, Юрайт).

Модуль 4. Библиотечные электронно-образовательные ресурсы.

Целью изучения данного модуля является выработка у слушателей знаний и практических навыков использования электронной библиотечной системы КНИТУ-КАИ, а также – внешних ЭБС и свободных электронных информационных ресурсов (как российских, так и зарубежных) и ресурсов научной электронной библиотека eLIBRARY.RU.

Модуль 5. Опыт применения цифровых ресурсов в отечественной и зарубежной системе высшего образования.

Слушатели, освоившие данный модуль, получают необходимые знания относительно нормативной базы применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в РФ, знакомятся с терминологией и моделями электронного обучения.

Модуль 6. Электронный курс как педагогическая основа онлайн-обучения.

В рамках этого модуля рассматриваются важнейшие методологические вопросы электронного обучения в вузе. Это – понятия «дидактика» и «электронная дидактика», методологические и технологические преимущества электронного обучения перед традиционным, требования к электронным курсам, разрабатываемым в КНИТУ-КАИ, методические рекомендации по проектированию электронных курсов и другие.

Модуль 7. Массовые открытые онлайн курсы (МООК) в образовании.

Здесь даются определения понятий «МООК» и «онлайн-курс», делается обзор ряда наиболее известных поставщиков МООК, рассматриваются особенности курсов на Национальной платформе «Открытое образование». Особое внимание уделяется вопросам интеграции онлайн-курсов в образовательные программы университетов и различным аспектам разработки МООК в вузе.

Модуль 8. Качество онлайн-курсов и их оценка в «Ресурсе одного окна».

В рамках этого модуля слушатели знакомятся с задачами реализации Приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», предусматривающего создание «единой точки входа» к Каталогу онлайн-курсов. Большое внимание уделяется вопросам обеспечения качества онлайн-курсов, доступных через «единое окно».

Таким образом, реализация программы повышения квалификации «Развитие цифровой образовательной среды инженерного вуза» позволяет обеспечить уровень цифровой культуры и грамотности слушателей, необходимый для создания и развития ЦОС университета.

Слушатели программы «Развитие…» – кто они?

Программа «Развитие цифровой образовательной среды инженерного вуза» разработана для ППС КНИТУ-КАИ. Однако было решено, что первая («пилотная») группа слушателей будет состоять исключительно из руководителей учебных подразделений вуза – заведующих кафедрами и директоров институтов. Это обеспечит скорейшую реализацию тех задач по созданию ЦОС КНИТУ-КАИ, необходимые компетенции для которых формируются в рамках программы.

Как организован учебный процесс программы «Развитие…»?

Программа «Развитие…» предусматривает применение дистанционных образовательных технологий. В поддержку обучения по программе разработан (одноименный) электронный курс в LMS MOODLE [4]. Организационные и методические аспекты обучения были подробно рассмотрены на первом, вводном, занятии. Несмотря на то, что это было очное мероприятие, оно сопровождалось видеозаписью [5, 6].

Изучение каждого модуля строится по следующей схеме: слушатели изучают предложенный в электронном курсе материал, обсуждают его на тематическом форуме, участвуют в опросах. По отдельным модулям предусмотрены задания – например, в Модуле 8 слушателям предлагается подобрать онлайн курс по преподаваемой дисциплине в ресурсе «Одного окна». Каждый модуль завершается проведением вебинара. Видеозапись вебинара размещается в электронном курсе «Развитие…». Некоторые видеозаписи вебинаров находятся в открытом доступе, например, [7].

Уважаемые преподаватели! Для обратной связи с Отделом электронных технологий в образовании Вы можете использовать:

форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ»;

- электронную почту: oakashina@kai.ru, vnustyugova@kai.ru, rearkhipov@kai.ru;

- телефон: +7 (843) 231 16 31, 8631.

Ждем Ваших вопросов и предложений по вопросам внедрения электронного обучения в КНИТУ-КАИ.

Источники

1. Мифы и «рифы» онлайн-образования (продолжение) (04.05.2018) [Интернет-ресурс]. URL: https://kai.ru/news/new?id=9687616

2. Современная цифровая образовательная среда. Каталог курсов. [Интернет-ресурс]. URL: https://online.edu.ru/ru/courses/

3. Заседание Ученого совета КНИТУ-КАИ (29.05.2018). [Интернет-ресурс]. URL: https://kai.ru/news/new?id=9810740

4. Развитие цифровой образовательной среды инженерного вуза. Электронный курс]. URL: https://moodle.kai.ru/course/view.php?id=146

5. Развитие ЦОС инженерного вуза // Видеозапись вводного семинара от 18.05.2018. Часть 1 (38 мин.). URL: https://www.youtube.com/watch?v=mdUgPNQ1n5o

6. Развитие ЦОС инженерного вуза // Видеозапись вводного семинара от 18.05.2018. Часть 2 (25 мин.). URL: https://www.youtube.com/watch?v=T6DcU83wIAk

7. Развитие ЦОС инженерного вуза // Видеозапись вебинара по Модулю 7 от 30.05.2018. / https://www.youtube.com/watch?v=iIcDHdOaTRI


Автор:
Отдел электронных технологий в образовании