Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

Мифы и «рифы» онлайн-образования (продолжение)

04.05.2018

В рубрике «Новости электронного обучения» – продолжение разговора о перспективах и проблемах онлайн-образования.

Напомним, что в предыдущей части статьи ([1]) мы начали обсуждение наиболее актуальных вопросов онлайн-образования, затронутых в материале [2]. Масштабность тематики и ограниченность «формата» публикации не позволили нам полностью раскрыть эту тему (мы проанализировали лишь три «мифа» из приведённых в [2] десяти). Приглашаем преподавателей и студентов КНИТУ-КАИ, всех заинтересованных лиц продолжить дискуссию о возможностях и «подводных» камнях образования онлайн.

Миф 4. Качество онлайн-курсов низкое

До недавнего времени обучаемые действительно не имели никаких гарантий, что онлайн-курс, выбранный ими из огромного количества вариантов, является качественным. Ситуация изменилась в сентябре 2015 года, когда по инициативе Министерства образования и науки Российской Федерации совместными усилиями восьми ведущих вузов РФ была создана «Национальная платформа открытого образования» [3]. Этот проект, рассчитанный более чем на 10 миллионов слушателей, был задуман как серьёзный конкурент известным западным образовательным платформам. Следующим важным шагом на пути обеспечения высокого качества открытых онлайн-курсов стал запуск в ноябре 2017 года приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (СЦОС) [4]. Ресурс «одного окна», созданный в рамках проекта, работает в режиме опытной эксплуатации [5]. В отличие от других поставщиков онлайн-курсов, портал содержит развитый поисковый интерфейс, позволяющий пользователям выбирать курсы (находящиеся на различных платформах) по множеству различных критериев. Отечественные онлайн-курсы, включённые в программы высшего образования, созданы ведущими преподавателями лидирующих вузов, и их содержание соответствует федеральным стандартам качества.

Характерно, что вопросы качества сейчас привлекают к себе всё возрастающее внимание со стороны экспертного сообщества, самих слушателей, работодателей. На ресурсе «одного окна» активно внедряется система оценки качества онлайн-курсов. Она предусматривает целый ряд экспертиз – обязательную и несколько дополнительных. Все экспертные оценки формируют общий рейтинг онлайн-курса. Наличие рейтинга помогает слушателю сделать правильный выбор курса.

Хочется отметить ещё некоторые положительные характеристики ресурса «одного окна». Это:

  • - тот факт, что электронные курсы, доступные через «одно окно», соответствуют федеральным государственным стандартам по основным образовательным программам (это существенно облегчает выбор курсов обучаемыми);
  • - наличие различных систем оценки качества электронных курсов, включая независимую систему оценки качества. Такая система оценки качества аналогична системам аккредитации вузов (это также очень облегчает выбор курсов обучаемыми);
  • - возможность зачёта освоенных студентом дисциплин (полного или частичного) в вузе, где обучается студент.

Может показаться, что создание ресурса «одного окна» решает все проблемы, связанные с качеством онлайн-курсов. Однако это не совсем так. Следует иметь в виду тот факт, что в «одно окно» попадает лишь незначительная доля курсов, находящихся на открытых платформах. Так, по состоянию на 28 апреля 2018 года Каталог «открытого окна» включает 451 онлайн-курс от 113 вузов (эти курсы находятся на 15 платформах МООК – массовых открытых онлайн-курсов). Пройти контроль качества в «одном окне» очень непросто. Создание онлайн-курса для включения в Каталог ресурса «одного окна» требует от вуза значительных трудовых и финансовых затрат. Поэтому университетам легче создать популярные МООК, выполняющие рекламную роль для вуза, чем курс в поддержку дисциплины, предусмотренной учебным планом основной образовательной программы для включения в Каталог «одного окна». Как следствие, «копилка» качественных онлайн-курсов пополняется медленнее, чем это необходимо для массового внедрения онлайн-обучения в образовательную деятельность.

Миф 5. Онлайн-обучение – платное и дорогое

Как отмечают авторы [2], бесплатного образования не существует в принципе. Трудно с ними не согласиться. Вопрос лишь в том, кто платит и за что. Если бюджетные места в вузах оплачивает государство, то с онлайн-обучением дело обстоит следующим образом: в основной массе, само обучение на онлайн-курсах бесплатно для слушателей (это, в частности, курсы, размещённые на отечественных платформах, которые были созданы и функционируют при поддержке Министерства образования и науки – [3] и [5]), но контроль знаний и сертификация – услуга платная. (Конечно, слушатель волен выбирать сам – нужен ему документ, подтверждающий компетенции, полученные при обучении на онлайн-курсе, или нет.)

Добавим, что в начале 2018 года Правительство Российской Федерации опубликовало план мероприятий [6] по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика». Согласно этому документу, государство планирует всесторонне поддерживать освоение детьми и взрослыми ключевых компетенций цифровой экономики.

Однако и здесь существуют некоторые «рифы»:

В первую очередь, это уже названная выше платная сертификация (обычно 1000-1500 рублей за обучение одного студента на одном курсе); умножив эту величину на количество студентов, изучающих курс, можем получить довольно ощутимую для вуза сумму. Кроме того, непонятно, что делать с теми студентами, кто не пройдёт сертификацию. Кто будет платить за них при повторном обучении?

Во вторых, это вопросы планирования нагрузки вузовских преподавателей в условиях внедрения онлайн-обучения. Более того, непонятна сама роль преподавателей вуза при использовании онлайн-обучения в ОПП (будут ли преподаватели тьюторами на онлайн-курсе?).

Ещё один важный момент: по закону студенты должны дать письменное согласие на обучение с применением дистанционных образовательных технологий – в противном случае вуз обязан организовать для них традиционное обучение. Это лишь обостряет перечисленные выше проблемы.

Далее. Если вуз не в праве отказать студенту, обучившемуся на онлайн-курсе и заплатившему за сертификат, в перезачёте результатов обучения, встаёт вопрос о том, какие онлайн-курсы могут быть перезачтены. Необходимо коллегиальное решение о соответствии онлайн-курса рабочей программе дисциплины. Это – ответственная и трудозатратная работа, которая должна проводиться на кафедрах (в подразделениях), обеспечивающих соответствующую подготовку студентов. Как организовать, нормировать и оплачивать эту работу, пока совершенно не ясно.

Перечисленные проблемы, как говорится, «лежат на поверхности». Но если смотреть глубже, то при увеличении количества открытых онлайн-курсов, используемых вузами при реализации основных образовательных программ неизбежен «переход количества в качество». Это означает, что возникнут вопросы, связанные с нормативными ограничениями (в частности, с нормативами численности ППС вуза по отношению к численности обучаемых), с этическими и воспитательными моментами (начнёт «выхолащиваться» специфика университетов, вузовские традиции и пр.).

Миф 6. Документ об онлайн-образовании не котируется на рынке труда

В [2] причина возникновения этого мифа и истинное положение дел на рынке труда в отношении онлайн-образования разъясняются, на наш взгляд, очень хорошо. Серьёзных проблем, на наш взгляд, здесь нет. Реалии таковы, что наличие сертификатов, являясь большим плюсом для молодого специалиста при приёме на работу, ещё не гарантирует ему профессионального успеха – последнего нужно добиваться, применяя все полученные компетенции и непрерывно их совершенствуя в течение всей трудовой деятельности.

Миф №7. При онлайн-обучении нет обратной связи между учителем и учеником

Вопросы организации обратной связи за счёт использования интерактивных образовательных инструментов при онлайн-обучении достаточно хорошо освещены в [2]. Методология и технология позволяют сделать это максимально эффективно. Однако необходимо отметить, что большинство открытых онлайн-курсов – условно-бесплатные (т.е., как было сказано выше, слушатель платит не за обучение, а за сертификацию). А поскольку сопровождение курса не оплачивается, никакого сопровождения, вообще говоря, и не предусмотрено. Совсем иначе обстоит дело с собственными (авторскими) электронными курсами, разработанными преподавателями вуза для поддержки очного, смешанного или дистанционного обучения. Здесь поддержка обучаемых, реализация обратной связи гарантированы (преподаватели делают это за свою заработную плату в рамках своих должностных обязанностей). Однако здесь опять необходимы соответствующие локальные документы (методические разработки, регламенты, инструкции), позволяющие перенести часть очных занятий в дистанционную форму без ущерба для качества обучения.

Миф №8. Онлайн-образование не обеспечивает проверки качества полученных знаний

О средствах и способах контроля знаний при онлайн-обучении, в частности, о существующих практиках «прокторинга» – дистанционного контроля за прохождением экзаменов и аттестаций – в [2] рассказано достаточно подробно. Можно лишь добавить, что для гарантии качества компетенций, выработанных у студентов при обучении на онлайн-курсах, имеет смысл сохранить в вузе итоговую аттестацию по дисциплине.

Миф №9. Онлайн-образование обесценивает профессию учителя

Заметим: никто и не утверждает, что сегодня можно получить полноценное базовое профессиональное образование в онлайн-формате. Онлайн-курсы, в первую очередь, являются помощниками преподавателя, они существенно расширяют образовательные возможности – как для обучаемых, так и для самих преподавателей. Процитируем [2]:

«… организация онлайн-обучения в ВУЗах и ССУЗах потребует от педагогов новых знаний и умений – в области разработки и использования онлайн-курсов, тьюторства, прокторинга, экспертизы и так далее. Поэтому приоритетный проект «СЦОС в РФ» уделяет огромное значение профессиональной подготовке преподавателей. В регионах России создано десять Центров компетенции в области онлайн-обучения, где проходят профессиональную подготовку тысячи педагогов».

Не секрет, что вузы сильно различаются по уровню подготовки абитуриентов. В большинстве вузов необходима адаптация студентов младших курсов для обучения в вузе – это требует большого внимания со стороны педагогов. Умелое использование электронного обучения, дистанционных образовательных технологий могут быть здесь весьма полезными. Однако для этого необходимо вырабатывать соответствующие компетенции у вузовских преподавателей. Как один из вариантов достижения этой цели мы предлагаем организацию обучения ППС вуза на онлайн-курсах (по преподаваемым ими дисциплинам) с получением сертификата. Этот показатель, видимо, имеет смысл включить в рейтинг преподавателя. Желательно, чтобы преподаватели прошли (сертифицированное) обучение на разных онлайн-курсах – это позволит одновременно «убить двух зайцев»: накопить перечень онлайн-курсов, рекомендованных для перезачёта и выработать у преподавателей навыки разработки и использования электронных курсов.

Миф №10. Мода на онлайн-обучение скоро пройдёт

Мы думаем, что в этот миф не верят даже его создатели. То, что образование становится сегодня частью цифровой среды, – неоспоримый факт [2]. Инициативы, реализуемые государством в рамках программы перехода к цифровой экономике, делают обучение в течение всей жизни (на основе использования электронных образовательных технологий) реальным уже в обозримой перспективе.

«Скорость технологических изменений нарастает стремительно, идет резко вверх. Тот, кто использует эту технологическую волну, вырвется далеко вперед. Тех, кто не сможет этого сделать, она эта волна просто захлестнет, утопит», – отметил президент Российской Федерации В. В. Путин в ежегодном послании к Федеральному Собранию. [7]

На наш взгляд, вместо того, чтобы пережидать «моду» на онлайн-образование, вузам надо как можно активнее искать здесь свою «нишу», развивать сетевое взаимодействие, академическую мобильность, искать пути повышения качества обучения с использованием собственных электронных курсов и открытых онлайн-курсов. Чем активнее преподаватели вуза будут вовлечены в обсуждение и организацию этих процессов, тем выше будет рейтинг вуза и тем прочнее его положение в академической среде.

Уважаемые преподаватели КНИТУ-КАИ!

Отдел электронных технологий в образовании продолжает анкетирование по вопросам открытого онлайн-обучения:

«Открытые онлайн-курсы – PRO & CONTRA»

Для обратной связи с Отделом электронных технологий в образовании можно использовать:

Ждём Ваших вопросов и предложений по вопросам внедрения электронного обучения в КНИТУ-КАИ.

Источники:

1. Мифы и рифы онлайн образования. // Материал Отдела электронных технологий в образовании в рамках рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 20.04.2018 г. [Интернет-ресурс]. URL: https://kai.ru/news/new?id=9653656

2. 10 мифов об онлайн-образовании // РИА «Новости». 30.03.2018 г. [Интернет-ресурс]. URL: https://ria.ru/sn_edu/20180330/1517602947.html

3. Национальная платформа «Открытое образование». [Интернет-ресурс]. URL: http://npoed.ru/about

4. «Правительством утверждены паспорта приоритетных проектов по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Образование»» // Материалы Института непрерывного и открытого образования ОмГУ им. Ф.М. Достоевского [Интернет-ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/management/news/2015/09/14/608641-zapuschen-rossiiskii-sait-otkritogo-obrazovaniya (дата обращения: 26.04.2018).

5. Современная цифровая образовательная среда. Каталог курсов. [Интернет-ресурс]. URL: https://online.edu.ru/ru/courses/.

6. План мероприятий по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // Материалы по итогам заседания Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (от 09.02.2018 г.). [Интернет-ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/k87YsCABuiyuLAjcWDFILEh6itAirUX0.pdf

7. Послание Президента Федеральному Собранию от 01.03.2018 г. [Интернет-ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56957


Автор:
Отдел электронных технологий в образовании

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

КАИсты – доноры крови: это не геройство, это должно стать частью жизни

19.04.2024

Порядка 20 студентов КНИТУ-КАИ ежемесячно участвуют в донациях

«Студвесна -2024»: в КНИТУ-КАИ выявили самых ярких

19.04.2024

Итоги фестиваля «Студенческая весна» были подведены в Казани. Два Гран-при достались команде Колледжа информационных технологий

Студенты КНИТУ-КАИ побывали на производственных площадках Казани

19.04.2024

Будущие инженеры и технологи воспользовались возможностью оценить карьерные перспективы заранее

Фан-клуб КНИТУ-КАИ – один из лучших в России

19.04.2024

Фан-клуб КНИТУ-КАИ вышел в финал, став вторым в заочном этапе рейтинга АССК России

«Технополис-КАИ» в третий раз стал базой для обучения студотрядовцев

19.04.2024

У всех заинтересовавшихся еще есть возможность присоединиться к одной из групп в Казани, Альметьевске или Чистополе

КАИ участвует в образовательных выставках в России и за рубежом

18.04.2024

Будущих студентов привлекают и гонками на FPV-дронах

В КНИТУ-КАИ провели День кораблестроителя

18.04.2024

Студенты встретились с представителями молодежной организации судостроительной корпорации «АкБарс»

КАИ принял международную конференцию по автомобилестроению

18.04.2024

18 апреля в вузе обсуждали инновационные технологии на транспорте

Десятеро первых: наука о прочности

18.04.2024

В продолжение рубрики, посвященной 90-летию первого выпуска КАИ, расскажем о его выдающемся представителе – Юрии Одинокове