Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения».
Конец учебного года, как и конец года календарного – самое время для того, чтобы подвести некоторые итоги, проанализировать достигнутые результаты, поставить новые задачи. Остановимся в этой связи лишь на некоторых основных направлениях развития электронного обучения в КНИТУ-КАИ.
Веб-поддержка обучения в КНИТУ-КАИ как повседневная практика – не страдает ли качество?
О веб-поддержке обучения в КНИТУ-КАИ как о сложившейся практике мы уже говорили в материале [1]. Понятно, что необходимым условием качества обучения с применением электронных курсов является качество последних. Мерилом, критерием качества электронного курса является двухэтапная процедура экспертизы: первый этап проводится на кафедре, где работает автор курса, второй – в Отделе электронных технологий в образовании (ОЭТвО). Если за период с мая 2016 по декабрь 2018 года такой «знак качества» получили около 150 электронных курсов, то на данный момент их число составляет уже 230. Еще около 40 курсов, представленных к экспертизе в этом учебном году, получили замечания эксперта, в настоящее время авторы занимаются их доработкой. Напомним, что различным аспектам проведения экспертизы электронных курсов КНИТУ-КАИ посвящен материал [2]. В частности, число разработанных электронных курсов, качество которых подтверждено экспертизой ОЭТвО, было одним из критериев оценки участников Конкурса «Лучшие педагогические работники КНИТУ-КАИ» [3].
Электронное обучение – это и наука, и искусство. Как его постигают преподаватели КНИТУ-КАИ?
Действительно, электронное обучение – это очень разноплановое явление. Для его успешного применения в вузе крайне важно, чтобы преподаватели имели соответствующую подготовку – как в области технологии разработки электронных курсов в системе управления обучением, так и в области методологии их проектирования, создания и использования в учебном процессе. Если необходимость технологической подготовки ППС для внедрения дистанционных образовательных технологий ни у кого не вызывает сомнений, то подготовка методологическая многими преподавателями может недооцениваться. Именно для оказания методологической помощи преподавателям КНИТУ-КАИ при создании ими электронных курсов для обеспечения веб-поддержки обучения была разработана (дистанционная) программа повышения квалификации «Методология создания и использования электронных курсов», о которой мы подробно рассказали в материале [4].
По окончании обучения каждой группы слушателей (недавно завершила обучение 8-я группа) мы обязательно проводим анкетирование с целью получить «обратную связь» для возможной модернизации и корректировки программы. Примечательно, что на вопрос: «Пригодились ли Вам знания и навыки, полученные в процессе обучения по программе «Методология….»?» утвердительно ответили все выпускники программы, многие указали, что результатом обучения стало создание ими одного или нескольких электронных курсов, успешно прошедших экспертизу в ОЭТвО и активно используемых ими в учебном процессе. Многие слушатели указали, что нуждаются в дополнительных знаниях. Так 30% респондентов интересуются методикой и технологией проведения учебных вебинаров, 22,5% хотели бы овладеть искусством создания презентаций, 10% слушателей интересует применение карт памяти, многие преподаватели хотят глубже изучить возможности Blackboard, например, создание и использование отчетов, ведомостей и т. д. По возможности, пожелания слушателей будут учтены в следующем учебном году при модернизации программы.
Заметим также, что почти все слушатели высказались за необходимость включения тех или иных показателей вовлеченности преподавателей в электронное обучение в число рейтинговых показателей ППС КНИУ-КАИ.
Можно ли говорить о выходе электронного обучения в КНИТУ-КАИ на качественно новый уровень?
Безусловно, накопленный за последние несколько лет опыт применения дистанционных образовательных технологий в КНИТУ-КАИ позволяет университету начать переход на качественно новый уровень электронного обучения, а именно – к обучению онлайн. Естественно, этот переход требует очень серьезной всесторонней подготовки – создания организационно-финансовой, материально-технической, нормативно-правовой и кадровой основы. Первой ступенью на этом пути явился Конкурс на создание массовых открытых онлайн-курсов КНИТУ-КАИ, о первых двух этапах которого мы рассказывали в материалах [5] и [6].
Создание и использование МООК связано с принципиально иным уровнем организации учебного процесса, иными требованиями к качеству курсов. Напомним, что некоторые аспекты онлайн-обучения мы рассмотрели в материале [7] рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ.
Уважаемые коллеги! Коллектив ОЭТвО открыт для обсуждения любых аспектов электронного обучения в КНИТУ-КАИ, в том числе и вопросов создания и применения МООК. Для связи с Отделом ЭТвО вы можете использовать:
- - электронную почту: oakashina@kai.ru, vnustyugova@kai.ru, rearkhipov@kai.ru;
- - телефон: +7 (843) 231 16 31, 8631.
- - форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ».
Ждем Ваших вопросов и предложений.
Источники:
1. Накануне Нового года – подводим итоги, составляем планы… // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 28.12.2018.
2. Качественная веб-поддержка обучения – задача высокой важности // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 05.04.2019.
3. Ринат Минязев – лучший преподаватель КНИТУ-КАИ // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 05.06.2019.
4. Методология создания и использования электронных курсов: завершилось обучение очередной группы слушателей программы // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 14.06.2019.
5. МООКи от КНИТУ-КАИ – ключ на старт! // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 19.04.2019.
6. МООКи от КНИТУ-КАИ – вторая ступень подготовительного этапа // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 17.05.2019.
7. Что такое «хорошо» и что такое «плохо», если речь идет о МООК? // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 31.05.2019.
- Автор:
- Отдел электронных технологий в образовании