Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

Накануне Нового года – подводим итоги, составляем планы…

28.12.2018

Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения».

В преддверии Нового года принято подводить итоги и составлять планы на будущее. По сложившейся уже традиции (см. [1]) проанализируем те результаты в сфере электронного обучения, которые были достигнуты в КНИТУ-КАИ в 2018 году, и определим основные направления развития в году 2019-м.

Веб-поддержка как сложившаяся практика обучения в КНИТУ-КАИ

Одним из критериев, по которым можно оценивать уровень внедрения электронного обучения (ЭО), дистанционных образовательных технологий в вузе, является обеспеченность учебного процесса электронными курсами. Оценивая по этому критерию состояние дел в КНИТУ-КАИ, нужно уточнить два момента:

  • - во-первых, речь идёт об обеспечении веб-поддержки самостоятельной работы студентов всех форм обучения;
  • - во-вторых, учитываются только качественные электронные курсы – то есть только те курсы (разработанные преподавателями КНИТУ-КАИ и размещённые в системе управления обучением Blackboard), которые прошли двухэтапную процедуру экспертизы (первый этап – на кафедре, где работает автор, второй – в Отделе электронных технологий в образовании (ЭТвО).

В этом отношении 2018 год можно охарактеризовать как год устойчивого поступательного развития с целью достижения 100-процентного охвата дисциплин электронными курсами, имеющими экспертный «знак качества». Так, за текущий год к экспертизе в Отделе электронных технологий в образовании было представлено более 100 электронных курсов, большинство из которых получило положительную экспертную оценку. Курсы, имеющие легко устранимые недостатки, были отправлены на доработку с возможностью повторной экспертизы. (Подробно об экспертизе электронных курсов КНИТУ-КАИ см. в материале [2].)

Очевидно, что разработка качественных электронных курсов требует создания в вузе определённых условий – в первую очередь, обучения ППС методике и технологии электронного обучения. Сегодня, на наш взгляд, можно утверждать, что у преподавателей КНИТУ-КАИ сформировалось понимание того, что в условиях электронного обучения роль преподавателя не только не умаляется, но, напротив, многократно возрастает. При этом меняются и функции преподавателя, особенно если речь идёт о наиболее «радикальной» модели применения ЭО, ДОТ в вузе – онлайн-обучении (см. [3]).

В КНИТУ-КАИ реализуется несколько программ повышения квалификации, нацеленных на выработку тех или иных компетенций у преподавателей, осуществляющих веб-поддержку электронного обучения – полный список программ можно найти на сайте Корпоративного института [4]. Одна из них – программа «Методология создания и использования электронных курсов», рассчитанная на 72 часа, является полностью дистанционной ([5], [6]). В настоящее время завершается обучение 7-й группы слушателей программы.

Характерно, что в процессе обучения преподаватели КНИТУ-КАИ нередко кардинально меняют своё отношение к электронному обучению – скептическое (а иногда даже откровенно негативное) отношение сменяется адекватной оценкой возможностей применения ЭО, ДОТ. Большое значение здесь играет также постоянное и своевременное информирование преподавателей о текущем состоянии и тенденциях развития ЭО, ДОТ в России и в мире.

«Портал» в виртуальное пространство – все новости электронного обучения на Портале КНИТУ-КАИ

Сегодня в образовании меняется всё: технология и методика обучения, способы представления информации и оценочные средства, функции и роли всех участников учебного процесса. «Рядовому» преподавателю сложно быть в курсе всего, что происходит сегодня в мире электронного обучения. Однако понимание современных тенденций развития образования, учёт этих тенденций при разработке стратегии развития университета – необходимое условие конкурентоспособности вуза.

Для популяризации лучшего опыта российских и зарубежных вузов в сфере применения ЭО, ДОТ Отделом ЭТвО с августа 2017 г. ведётся постоянная рубрика Портала КНИТУ-КАИ – «Новости электронного обучения».

Периодичность публикации материалов рубрики – одна статья в две недели.

Помимо чисто информационных материалов (дайджестов), здесь публикуются аналитические статьи, написанные сотрудниками Отдела ЭТвО по итогам их участия в конференциях и вебинарах, проводимых такими «асами» электронного обучения, как, например, Уральский федеральный университет, Томский государственный университет, МГУ, университет ИТМО (Санкт-Петербург) ([7], [8]), а также – на основе собственного опыта преподавательской и научно-исследовательской работы авторов, рабочих контактов со специалистами ведущих вузов (например, [9]).

Материалы рубрики содержат результаты тематических опросов преподавателей и студентов КНИТУ-КАИ ([11], ([12]), анонсы проводимых в университете мероприятий (конкурсов, методических семинаров и пр.) с последующим «разбором полёта», проекты новых локальных нормативных документов, регламентирующих применение ЭО, ДОТ в КНИТУ-КАИ, информацию о новых медиа-разработках Отдела [13].

Все материалы рубрики «Новости электронного обучения», помимо главной страницы Портала КНИТУ-КАИ [14] и раздела «Сотруднику – Новости» [15], можно найти на главной странице сайта Отдела ЭТвО [16].

Университет в свете развития онлайн-обучения – вызов принят?

Одной из основных тенденций развития образования сегодня является массовое «наступление» онлайн-обучения. Это бросает вузам серьёзный вызов – необходимо адаптироваться к новым условиям или … оказаться за бортом. Этот тезис можно назвать девизом методического семинара, проведённого ректором КНИТУ-КАИ проф. А. Х. Гильмутдиновым 14 декабря 2018 года [17]. Решение рассмотренных на семинаре задач означает переход на качественно новый уровень применения ЭО, ДОТ. Онлайн-обучение основано на принципиально иной методологии создания и использования электронных курсов. Чтобы быть успешными в этом вопросе, необходима методическая подготовка преподавателей университета – об этом свидетельствуют, в частности, многочисленные программы повышения квалификации передовых в этом вопросе вузов.

Таким образом, необходимо тщательное осмысление целей и задач, стоящих перед коллективом университета в современных условиях, и выработка соответствующей стратегии развития вуза в данном направлении.

Приглашаем преподавателей КНИТУ-КАИ и всех заинтересованных лиц принять участие в обсуждении перспектив развития электронного обучения в университете.

Для связи с Отделом ЭТвО можно использовать:

Ждём Ваших вопросов и предложений.

Источники

1. Электронное обучение в КНИТУ-КАИ: итоги года и новые задачи // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 12.01.2018.

2. Экспертиза электронных курсов КНИТУ-КАИ: от Альфы до Омеги // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 06.10.2017.

3. «Семь жизней» онлайн-преподавателя // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 19.10.2018.

4. Сайт Корпоративного института КНИТУ-КАИ. Раздел «Программы повышения квалификации».

5. Учимся дистанционно // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 24.01.2018.

6. Преподаватели КАИ повышают квалификацию в сфере электронного обучения // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 02.11.2018.

7. Массовые открытые онлайн-курсы (MOOCs) в университетском образовании // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 09.03.2018.

8. Открытые онлайн-курсы: опыт Томского государственного университета // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 17.11.2017.

9. Университет Огайо и КАИ: общие задачи в сфере электронного обучения // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 05.12.2017.

10. Отдел электронных технологий в образовании КНИТУ-КАИ.

11. Электронное обучение в КНИТУ-КАИ глазами преподавателей // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 23.03.2018.

12. Открытые онлайн-курсы глазами преподавателей КНИТУ-КАИ // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 15.12.2017.

13. Технологии электронного обучения: новостной дайджест Отдела ЭТвО // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 16.11.2018.

14. Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева – КАИ // Официальный сайт.

15. Сотруднику / Новости // Рубрика официального сайта КНИТУ-КАИ.

16. Сайт Отдела электронных технологий в образовании КНИТУ-КАИ.

17. Ректорский семинар «Цифровые образовательные технологии в КНИТУ-КАИ» // Материал рубрики НТБ им. Н. Г. Четаева от 17.12.2018.


Автор:
Отдел электронных технологий в образовании

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Московские и нижегородские студенты впечатлены КАИ и Казанью

22.07.2024

Программа Объединенной авиастроительной корпорации «Корпоративная межрегиональная практика» подошла к концу

Выпускник КНИТУ-КАИ Ван Цзяньюань: «Скучаю по КАИ»

22.07.2024

Быть КАИстом перестать невозможно, где бы ты в итоге ни жил и сколько бы времени ни прошло

В России растет доля студентов, удовлетворенных учебой в вузе

22.07.2024

Статистика КНИТУ-КАИ подтверждает данные соцопроса, проведенного ВЦИОМ и платформой «Неравнодушный человек»

КАИсты о КАИ. Карина Вахрушева (ИАЭП):

22.07.2024

«Я верю, что мы достигнем больших вершин»

Федорову Игорю Игоревичу -75

19.07.2024

19 июля 2024 года исполняется 75 лет со дня рождения доцента кафедры КиПЛА Федорова Игоря Игоревича

ПИШ КАИ представила перспективы своего развития

19.07.2024

Выставку передовых инженерных школ развернули на китайско-российском форуме по наращиванию инженерного потенциала

Я - выпускник КАИ

19.07.2024

Радик Хасанов: Верю, будущие выдающиеся конструкторы, будущие руководители высокотехнологичных компаний начинаются здесь, в КАИ!

КАИсты о КАИ. Михаил Демин (ФМФ):

19.07.2024

«Совпало идеально: и город, и направление обучения, и вуз, который можно назвать одним из лучших»

Шайхутдинову Ильязу Гаязовичу - 80

19.07.2024

19 июля исполняется 80 лет старшему преподавателю кафедры теоретической и прикладной механики и математики И.Г. Шайхутдинову