Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

«Методология создания и использования электронных курсов»

14.06.2019

Завершилось обучение очередной группы слушателей программы. Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики.

Одним из обязательных условий успешного внедрения электронного обучения в вузе является подготовка профессорско-преподавательского состава. Речь идёт не только о выработке у преподавателей «технологических» компетенций, связанных с работой в системе управления обучением, но, в первую очередь, об обучении методологии создания электронных курсов и использованиях их для организации самостоятельной работы студентов.

«Методология создания и использования электронных курсов» – так называется дистанционная программа повышения квалификации, реализуемая в КНИТУ-КАИ с 2016 года (см. материалы [1] – [5]). Подведём итоги недавно завершившегося обучения очередной, 8-й группы слушателей программы.

- Что представляют собой результаты обучения по программе «Методология…»?

- Действительно, ориентированность на результаты обучения – основной принцип компетентностной парадигмы образования (в отличие от более ранней – знаниевой – парадигмы). Проектирование результатов обучения – одна из самых важных и самых сложных задач, стоящих перед авторами дистанционного курса. Что касается программы «Методология…», то каждый её слушатель в течение всего процесса обучения (обычно 2,5 – 3 месяца) создаёт в LMS Blackboard «каркас» электронного курса в поддержку одной из преподаваемых им дисциплин. Под «каркасом» понимается структура курса, т.е. «разбивка» материала по разделам/модулям и темам в соответствии с Рабочей программой дисциплины, система навигации по курсу, размещённые в курсе метаданные, методические рекомендации и учебные материалы по (хотя бы) одной теме.

Программа построена так, что достижение этих результатов происходит постепенно. Дистанционный курс содержит 12 обязательных для выполнения заданий – выполняя их последовательно, слушатель тем самым выстраивает упомянутый выше «каркас» своего электронного курса в Blackboard. Все задания проверяются и оцениваются тьютором программы. При наличии каких-либо замечаний по работе того или иного слушателя, тьютор записывает для него видеокомментарий с разъяснениями и рекомендациями. Тем самым происходит индивидуализация обучения.

Краткое описание «каркаса» электронного курса слушателя составляет содержание его выпускной квалификационной работы (ВКР).

- Предусмотрена ли программой открытая зашита ВКР?

- Конечно. Как любая программа повышения квалификации, «Методология…» предусматривает открытую защиту ВКР. Но поскольку программа является дистанционной, защита происходит не очно, а в режиме вебинара.

Все участвующие в вебинаре слушатели, наряду с членами комиссии, могут задавать защищающимся свои вопросы – этим обеспечивается открытость защиты.

Видеозаписи вебинаров по защите ВКР (как и видеозаписи всех вебинаров, проводимых в процессе обучения группы) размещаются в дистанционном курсе «Методология…» и составляют его учебный контент.

Защита ВКР слушателей 8-й группы показала отличные результаты: все защитившиеся получили максимальный балл.

- Из названия программы вытекает, что слушатели обучаются не только разработке электронных курсов, но и их использованию в учебном процессе…

- Да, это так. Создавая свой электронный курс, каждый слушатель программы должен быть изначально нацелен на его использование. Он должен чётко понимать, для чего и каким образом будет использован каждый элемент курса, как будет обеспечиваться его обратная связь со студентами и общение студентов между собой в рамках учебного процесса, как будет осуществляться оценка достигнутых студентами результатов обучения.

Одним из преимуществ электронных курсов перед печатными учебными пособиями является то, что преподаватель может начать их использование уже в процессе создания, не дожидаясь окончания процесса разработки курса. Более того, преподаватель может активно привлекать студентов к разработке курсов. Так, например, можно поручить студенту подобрать дополнительные материалы по курсу, найти релевантные интернет-источники, придумать задание. В дистанционном обучение есть понятие peer-to-peer grading, то есть оценивание заданий друг друга самими обучаемыми. Как показывает практика, проверка чужих заданий может быть очень эффективным инструментом обучения (если, конечно, она правильно организована).

Таким образом, можно говорить о том, что при обучении онлайн роли студента и преподавателя начинают сближаться – студенты начинают выполнять часть функций, которые в традиционном обучении были исключительно прерогативой преподавателя.

На программу «Методология…» нередко записываются слушатели, уже имеющие опыт электронного обучения, но желающие получить ещё больше знаний и навыков. Очень полезен бывает обмен этим опытом между слушателями программы – поэтому первый вопрос, который задаётся слушателям на защите ВКР звучит так: «Как Вы используете (или собираетесь использовать) свой электронный курс в обучении студентов?».

Среди слушателей 8-й группы были два преподавателя кафедры Иностранных языков, опыт которых заслуживает отдельного внимания. Это – доценты Алла Сергеевна Крылова и Елена Юрьевна Лаптева, которые в 2017 году были победителями Конкурса «Лучший автор электронных курсов КНИТУ-КАИ» [6], а в начале июня этого года Алла Сергеевна Крылова заняла 3-е место в Конкурсе «Лучшие педагогические работники КНИТУ-КАИ» [7].

Анализу опыта использования электронных курсов этими и другими преподавателями КНИТУ-КАИ мы посвятим наши последующие публикации в рубрике «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ.

Уважаемые коллеги! Коллектив ОЭТвО открыт для обсуждения любых аспектов электронного обучения в КНИТУ-КАИ, в том числе и вопросов создания МООК. Для связи с Отделом ЭТвО вы можете использовать:

Ждём Ваших вопросов и предложений.

Источники:

1. Преподаватели КАИ повышают квалификацию в сфере электронного обучения // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 02.11.2018.

2. Учимся дистанционно // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 24.01.2018.

3. Электронное обучение в КНИТУ-КАИ: итоги года и новые задачи // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 12.01.2018.

4. Методология создания и использования электронных курсов // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 20.10.2017.

5. Преподаватели КНИТУ-КАИ успешно осваивают современные образовательные технологии // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 30.06.2017.

6. Поздравляем победителей Конкурса на звание «Лучший автор электронных курсов КНИТУ-КАИ в 2016-17 учебном году» (по итогам осеннего семестра) // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 30.05.2017.

7. Ринат Минязев – лучший преподаватель КНИТУ-КАИ // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 05.06.2019.


Автор:
Отдел электронных технологий в образовании

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Иностранные студенты КНИТУ-КАИ востребованы в группе «Аэрофлот»

26.04.2024

За два года сотрудничества с вузом в ООО «Аэрофлот Техникс» прошли практику 24 студента КАИ, в том числе 19 иностранцев

КАИ и БГТУ договорились о совместной подготовке специалистов по БпЛА

26.04.2024

Соответствующее соглашение было подписано в Минске во время делового визита делегации КНИТУ-КАИ

«Умников и умниц» наградили дипломами и памятными подарками

26.04.2024

Завершился конкурс-викторина «Знаешь ли ты Alma mater?»

Мяч мужской сборной КАИ по регби стал серебряным

26.04.2024

Завершился финальный тур Чемпионата студенческой регбийной лиги Татарстана

Аспирантка КНИТУ-КАИ стала одной из лучших на конференции МФТИ

26.04.2024

Работа Марии Орловой, представляющей кафедру лазерных и аддитивных технологий вуза, отмечена среди 17 докладов секции ВТМ

ИАЭП развивает сотрудничество с Республиканской клинической больницей

26.04.2024

Стороны разработали дорожную карту дальнейшего взаимодействия

КНИТУ-КАИ стал участником XVIII Российского венчурного форума

25.04.2024

На стенде вуза продемонстрировали перспективные студенческие стартапы

Преподаватель КНИТУ-КАИ разработала образовательную игру по химии

25.04.2024

Светлана Шавалеева получила Гран-при 2024 года от конвента авторов и издателей настольных игр «Граникон» и уже создает новую игру

Тактико-специальные учения

25.04.2024

На территории опасного производственного объекта – котельной №1 КНИТУ-КАИ – прошли тактико-специальные учения